Демпинг ещё никому и никогда не давал конкурентного преимущества, хотя зачастую это оказывается единственной стратегией новичков на первом этапе бизнеса. Однако когда демпингом занимаются крупные игроки, то поневоле начинаешь анализировать, к чему это приведёт. Облачные технологии (а точнее, аренду облачного хранилища или вычислительных мощностей) долго считали делом излишне дорогим, подходящим лишь для тех, кто хочет избежать капитальных затрат, но неизбежно переплатит в долгосрочной перспективе.
Однако в последнее время облака активно дешевеют. И во главе этого движения… кто бы вы думали? Google и Amazon! Полагаю, все уже читали новость о том, что Google сильно снизила стоимость своих облачных предложений?
«Во-первых, цены на использование сервисов Cloud Platform были значительно снижены: например, виртуальные машины Compute Engine стали дешевле минимум на 32% независимо от размера, региона и класса, а использование Google Cloud Storage будет теперь стоить 2,6 цента ($0,026) за 1 ГБ. Во-вторых, мы представляем управляемые виртуальные машины, которые позволят разработчикам выполнять любые двоичные операции на виртуальной машине и быстро включать их в своё приложение. При этом App Engine будет автоматически управлять вашими виртуальными машинами. В-третьих, Compute Engine теперь поддерживает платформу Windows Server 2008 R2 (в режиме ограниченного доступа к функциональности), а также Red Hat Enterprise Linux и SUSE Linux Enterprise Server (без ограничений). В-четвёртых, с помощью BigQuery вы можете отправлять интерактивные SQL-запросы для массивов любого размера».
Цены, прямо скажем, упали драматически: для большинства пользователей терабайт облачного хранилища обойдётся в $26 за месяц. Значительно снизилась и цена на виртуальные машины и прочие сервисы для разработчиков.
В чём причина столь внезапного демпинга? По данным Google, цена на облачные услуги за последние 5 лет падала всего на 5% в год, тогда как стоимость оборудования снижалась на 20–30%. Вице-президент поискового гиганта по технологической инфраструктуре Урс Хёлзле (Urs Hölzle) сказал, что Google намеревается устранить этот зазор.
Ещё один интересный анонс от Google — это принципиальная смена модели скидок. Поисковый гигант планирует снижать цену с увеличением времени нагрузки на облачную платформу. То есть, используя виртуальную машину в течение недели, вы уже зарабатываете скидку. Месяц — и скидка становится ещё больше. Таким образом, за месяц работы можно получить скидку до 53% по сравнению со старыми тарифами.
Однако в то, что Google вдруг станет работать себе в убыток или даже «в ноль», как-то не очень верится, не правда ли? Конечно, компании надо нарабатывать абонентскую базу, чтобы в будущем продавать своей пастве больше сервисов. Но главная задача Google сейчас — это отбить как можно больше пользователей у Amazon и, конечно, привлечь новых клиентов, которые раньше не пользовались облаками, а теперь пойдут на низкую цену.
Напомню, что Google анонсировала свои грандиозные скидки и новую дисконтную модель 25 марта. А уже 26-го на AWS Summit своими планами поделилась Amazon. Компания анонсировала сорок второе снижение цены за 8 лет своего существования. Скидки у Amazon едва ли не перебивают Google. Цена на хранилище S3 снижена на 51%, а инстансы EC2 M3 подешевели на 38%. Разумеется, нельзя не сравнить предложения облачных провайдеров, дабы понять, кто всё-таки дешевле. Обрадую злопыхателей той или иной компании: не всё так уж просто и прозрачно.
Над сравнительным анализом тарифов хорошо поработала RightScale, которая занимается облачным консалтингом. Первая особенность — это поминутная цена на абсолютно идентичные виртуальные машины от Amazon и Google. Надо сказать, что если арендовать инстанс у Amazon на три года, то получается действительно дешевле. Но мало кто берёт виртуальную машину на такой срок, к тому же это требует капитальных вложений, что несколько противоречит самой идее облачных услуг.
Если сравнивать цену на аренду виртуальных машин в течение года, то и здесь Amazon немного дешевле. Хотя, когда речь заходит о мощных «виртуалках», Google начинает выигрывать.
А вот если говорить об аренде «по запросу», то есть об оплате только потребляемой мощности, здесь Google выигрывает значительно. В некоторых случаях цена оказывается на 33% ниже «амазоновской». Видно, что политика снижения цены за длительность использования работает в среднесрочной перспективе.
Итак, в целом Amazon вернула себе звание самого дешёвого облачного провайдера. Тем не менее политика Google позволяет ей стать дешевле в среднесрочной перспективе, что при особенностях потребления облаков должно сослужить добрую службу компании. Ещё стоит обратить внимание на тот факт, что Amazon за 8 лет существования постоянно снижала цены, не имея сильных конкурентов. А теперь конкуренты появились. Надо ли говорить, что для разработчиков, корпоративных и частных клиентов это весьма выгодно?