Игровые миры эволюционируют буквально с каждым годом — так меняют их технологии. Мы восхищались играми начала 2000-х, но даже самые культовые из них на сегодня безнадежно устарели. Между Super Mario Bros 1985 года и Super Mario Odyssey 2017 года, Grand Theft Auto 1997 года и Grand Theft Auto V 2015 года, Call of Duty 2003 года и Call of Duty: Modern Warfare 2019 года лежит пропасть. Геймдев по мере развития технологий совершенствуется в создании реалистичных и захватывающих игровых миров.
Гюльнара Агамова, руководитель Агентства креативных индустрий, рассмотрит, как технологии обогащают наш игровой опыт и позволяют нам погружаться в мир персонажей, звук и графику всё более эффектно.
Технологии захвата движения (Motion Capture)
Создатели ранних Mortal Kombat снимали реальных людей на хромакеях и обрисовывали их фото, чтобы получить аватары персонажей. При разработке DOOM на плавность и реалистичность не тратили время, а эмоции героя «дорисовывали» руками. Революцию в образах персонажей совершила технология захвата движения Motion Capture, которая сначала обосновалась в киноиндустрии, а потом перекочевала в игровую.
Технология захвата движения считывает сигналы от многочисленных датчиков на теле актера и визуализирует его движения с помощью «скелета» анимированной 3D-модели. После трехмерная модель, повторяющая движения человека, анимируется и применяется в отрисовке персонажа.
Впервые в играх Motion Capture использовали для захвата мимики актеров в проекте Omikron: The Nomad Soul. Одного из второстепенных персонажей игры «сыграл» певец Дэвид Боуи.

Для проекта Heavy Rain более 70 актеров и каскадеров снимали 170 дней: каждого персонажа рисовали с реального актера. Движения тела и мимику — вплоть до моторики пальцев — записывали отдельно. Весь процесс разработки вместе со съемками занял четыре года.
Другой трудоемкий проект с Motion Capture — Beyond: Two Souls. На момент своего выпуска в 2013 году он стал крупнейшим в индустрии видеоигр проектом с захватом движений и мимики. В процессе съемок для игры смоделировали более 300 разных персонажей и более 23 000 уникальных анимаций движений. Для захвата движений в рукопашных схватках и падениях с высоты задействовали каскадеров. Для захвата мимики актеров на лица Эллиот Пейдж и Уильям Дефо крепили от 80 до 100 датчиков.

Вслед за Motion Capture пришла технология Performance Capture, которая позволила одновременно захватывать и движение тела человека, и его мимику и речь. Эволюцию дополнила технология безмаркерного захвата, которая смогла автоматические распознавать человеческое лицо.
Персонажи становятся все реалистичнее, особенно с совершенствованием игровых движков и оптического оборудования. Большие ставки игровой мир делал на видеоигру Senua’s Saga: Hellblade II. В этом году Ninja Theory выпустила свою разработку и показала тайтл, поражающий уровнем графики.

«Бинауральный звук и лицевая анимация способны переубедить даже скептиков» и «Это едва ли не первая игра, в которой даже люди выглядят фотореалистично», — отмечают геймеры.
Разработка реалистичной видеоигровой графики — трудоемкий процесс, требующий особой технологической инфраструктуры. В России в 2025 году появится свой кластер видеоигр и анимации. В нем будет студия захвата движения, которая позволит российским разработчикам делать максимально реалистичную графику, а в студии звукозаписи можно будет озвучивать героев и записывать фоновые звуки, саундтреки и музыку. К 2030 году в кластере смогут работать около двух тысяч специалистов малых, средних и крупных студий и независимые разработчики по специальным акселерационным программам. Планируется, что будет площадка полного цикла — от обучения новичков до экспертного сопровождения экспортеров.
Современные графические движки и что они могут
Фантастическая графика, невероятный уровень детализации и реалистичности в современных играх — заслуга еще и графических движков. К примеру, уже упомянутая Senua’s Saga: Hellblade II выполнена на движке Unreal Engine 5. Это последняя версия популярного Unreal Engine — движка, который используется для разработки 3D игр. В него внедрена технология динамического реалистичного освещения Lumen, которая автоматически обрабатывает источники света.
Технология считается прорывной: она сняла целый пласт сложностей со светом в компьютерной графике и подарила художникам инструмент с интуитивным управлением. Lumen помогла достаточно просто внедрить в игру впечатляюще реалистичное освещение, задействовав при этом минимум сил разработчиков.
Совершенно фантастический инструмент Unreal Engine 5 — MetaHuman. Это отдельный редактор для работы с персонажами, в котором можно создавать высококачественные трехмерные модели с детальной проработкой (вплоть до качества зубов). В MetaHuman можно создавать даже толпы, причем каждый человек в ней будет уникальным: инструмент соберет его из заранее заготовленных моделей.
Большинство игровых проектов на Unreal Engine 5 все еще находятся в разработке. На короткое время геймерам открывали доступ к технодемо The Matrix Awakens.

На современный движок перевели и флагманский проект Fortnite Epic Games, чтобы использовать новые функции разработки. В прошлом Pro Evolution Soccer, а теперь eFootball сделала внеочередное сезонное обновление, чтобы выиграть время на разработку версии следующего поколения — уже на Unreal Engine 5.
Перешли на новый движок также Mortal Online 2 и Cepheus Protocol. На нем же мы увидим симулятор The Bus и игровой мир проекта S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chernobyl, а еще российский проект «Смута» и многие другие игры.
Впрочем, многие проекты все еще остаются на одном из самых популярных движков — Unity. Его огромное комьюнити и множество гайдов помогают разработчикам создавать игры любых жанров. На этом движке созданы Pokemon Go, Cities: Skylines, Escape Plan, Cuphead, Pillars Of Eternity и другие игры.
Искусственный интеллект пишет игры не хуже людей
Искусственный интеллект давно помогает разработчикам, но вот генеративный ИИ появился в их арсенале сравнительно недавно и обещает (как и везде) настоящую революцию.
Генеративный ИИ помогает создавать оригинальные истории, расширять основные сценарные идеи и создавать внутриигровой текст. Он создает арт с особым стилем, причем в различных вариациях и на выбор быстрее, чем художники.
Искусственный интеллект используется для совершенствования NPC, которые с его помощью могут выдавать больше диалогов в ответ на действия игрока. ИИ усложняет модели поведения персонажей, их эмоциональную реакцию. К примеру, в играх Civilization ИИ использовали для создания интеллектуальных противников, которые могут адаптироваться к стратегии игрока.
Геймеры уже смогли оценить демоверсию ремейка визуальной новеллы The Portopia Serial Murder Case: в ней демонстрируется текущий уровень обработки естественного языка (NLP) — одного из направлений искусственного интеллекта. И хотя несовершенства пока очевидны, очевидно и то, как далеко может зайти ИИ в имитации реальной свободы в беседе игроков и персонажей.
Эффективная анимация персонажей без утомительного ручного процесса — тоже помощь ИИ-художникам в геймдеве. А еще нейросети теперь «работают» тестировщиками игр и анализируют огромные объемы данных, недоступные человеку. С ними разработчики быстро находят ошибки, нарушения баланса и другие проблемы в игре до релиза. Кроме того, ИИ моделирует поведение игроков, поэтому с ним разработчики обеспечивают более совершенный и приятный игровой опыт.
VR-гейминг: еще и еще реалистичнее
На время мощное развитие искусственного интеллекта, казалось, чуть отодвинуло в сторону технологии VR, на которые гейминг делал большие ставки. Но VR-системы продолжили развиваться в своем темпе, и недавно представили самые ожидаемые новинки.
Кроме шлемов, разработчики постоянно дорабатывают и совершенствуют контроллеры: новые устройства лучше отслеживают движения, имеют тактильную обратную связь для ощущения текстур и форм предметов в виртуальных мирах.
Реалистичность игрового опыта в VR-гейминге очень зависит от графики, поэтому многие компании серьезно вкладываются в новые игровые движки, которые могли бы обрабатывать сложные графические сцены с минимальной задержкой.
Скорость обработки позволит игрокам наслаждаться плавной и детализированной графикой и максимально реалистично взаимодействовать с игровым окружением. Новые VR-технологии ведут к большему уровню реализма — игры будут становиться все более фотореалистиными, освещение и отражения — все более правдоподобными.
Более совершенные контроллеры позволят игрокам еще глубже взаимодействовать с виртуальными объектами, вплоть до тонкого ощущения фактур. VR-гейминг развивается в сторону многопользовательских игр и социальное взаимодействие игроков, а беспроводные шлемы и улучшенные процессоры сделают доступнее мобильный VR-гейминг.
Вывод
Благодаря новым технологиям, видеоигровая индустрия становится новой кросс-медиа, считает генеральный директор SMP Esports Георгий Гнутов. «По видеоиграм снимают сериалы, фильмы, анимацию, рисуют комиксы. Качество графики современных гейм-проектов настолько высоко, что по реалистичности изображения приближает их к кинофильмам. С разработчиками видеоигр нередко сотрудничают звезды кино и известные музыканты», — комментирует он.
Российские эксперты игровой индустрии сохраняют оптимизм по поводу развития отечественного бизнеса. Например, уже упомянутый московский кластер поможет взращивать геймдев-стартапы до современного высочайшего уровня, в том числе и с технологической точки зрения. Стало быть, мир не останется без новых игровых технологий.