СССР был одной из первых стран, где осознали: будущее — за технологиями. Уже в 1950-х годах здесь задумывались о создании аналога интернета — объединении ЭВМ, установленных на промышленных объектах, в единую сеть для повышения эффективности производства. В 1970-е годы центрами обработки данных пользовались множество организаций, что сокращало затраты каждой из них. А 1 сентября 1985 года СССР стал первой в мире страной, где урок информатики в школах стал обязательным.
Иван Сычев, руководитель PR-отдела ИТ-вендора «Инферит», разбирается в теме информатизации в СССР и подготовки со школьной скамьи людей, способных работать с компьютерами на благо экономики.
Информатизация в СССР
В СССР в 1940-х и 1950-х годах понимали важность применения новейших технологий в промышленном производстве, в том числе — электронных вычислительных машин, на тот момент находившихся на фронтире научных исследований и при этом способных решать прикладные задачи.
В 1956 году советский профессор Дмитрий Панов на конференции «Пути развития советского математического машиностроения и приборостроения» отмечал: «Уже сейчас такие задачи, для решения которых требуется меньше часа работы электронной вычислительной машины, считаются слишком «маленькими» задачами для больших универсальных машин, хотя для решения этих «маленьких» задач с помощью арифмометра потребовалось бы 10–15 лет работы вычислителя».
Этот человек был одним из пионеров авиастроения, работал над средствами противоракетной обороны и над цифровой вычислительной техникой.

В том же году другой ученый, инженер-полковник Анатолий Китов, опубликовал монографию «Электронные цифровые машины» — первую в СССР книгу на данную тему. Чуть ранее, в 1955 году, Китов в числе других советских ученых защищал науку кибернетику в статье «Основные черты кибернетики». На тот момент в свои 34 года он уже был главой головного вычислительного центра Министерства обороны СССР.
В своих работах Анатолий Китов поднимал очень важную тему — объединение электронных вычислительных машин в единую сеть. По его мнению, СССР благодаря Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ) мог бы сделать качественный скачок в использовании ЭВМ.
Другой идеей было создание Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС). Проект подразумевал применение принципов кибернетики и включал в себя компьютерную сеть, связывающую вычислительные центры сбора и обработки данных во всех регионах страны.
Таким образом, можно говорить о протоинтернете. О сети, которая связывала центры обработки данных и компьютеры, но предназначалась при этом не для просмотра фотографий с милыми котятами, а для решения задач промышленности, ее контроля, оптимизации производства и в конечном итоге — создания новых продуктов и внедрения инноваций.
В этой сети нашлось бы место и ЭВМ «М-100», разработкой которой руководил Анатолий Китов. Эта ламповая машина, запущенная в 1958 году, совершала 100 тыс. операций в секунду, в то время как AN/FSQ-7 от IBM была способна только на 75 тыс. операций. Таким образом, на момент создания «М-100» была самым быстродействующим компьютером в мире.
На реализацию идей Китова повлияло подготовленный им в 1959 году доклад на имя генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева. Он содержал, кроме описания системы вычислительных машин для военных целей и применения военных машин для целей гражданских («Красная книга»), критику Министерства обороны СССР. За это Китова исключили из партии и уволили из головного вычислительного центра МО СССР, который он сам и основал в 1954 году.
Анатолий Китов продолжил свою работу в области кибернетики. В 1961 году его статья стала центральной в сборнике «Кибернетику — на службу коммунизму». Он был автором теории ассоциативного программирования, а в 1963 году защитил докторскую «Применение ЭВМ для решения задач противовоздушной обороны».
Идеи же с «протоинтернетом» подхватил другой советский изобретатель — Виктор Глушков. С миром компьютеров он начал свое знакомство с той самой книги «Электронные цифровые машины». Глушков руководил в том числе разработкой ЭВМ «МИР-1», это название расшифровывается как «Машина для Инженерных Расчетов».

В первой половине 1960-х Виктор Глушков начал работать над «общегосударственной автоматизированной системой управления». На тот момент предприятия по всему Советскому Союзу использовали арифмометры 1930-х годов, для повышения эффективности производства требовалось применение новых технологий и подходов.
Согласно его идеям, каждый пользователь из любой точки системы мог получить доступ к любой информации после автоматической проверки запрашивающего лица.
Глушков писал: «Кроме того, в этой двухъярусной системе главные вычислительные центры обмениваются между собой информацией не путем коммутации каналов и коммутации сообщений, как принято сейчас, с разбивкой на письма, я предложил соединить эти 100 или 200 центров широкополосными каналами в обход каналообразующей аппаратуры с тем, чтобы можно было переписывать информацию с магнитной ленты во Владивостоке на ленту в Москве без снижения скорости».
В 1969 году в США запустили сеть APRANET. В то же время Глушков предложил развернуть «Общегосударственную автоматизированную систему» на всю страну, для чего требовалось 20 млрд рублей. К сожалению, руководство ограничилось локальными проектами.
Интересно, что дети Китова и Глушкова поженились. Владимир и Ольга Китовы работают в РЭУ им. Плеханова.
Первый в мире обязательный урок информатики
Уже в 1970-е годы мало у кого оставались сомнения в важности использования компьютеров. В магазинах можно было купить карманные вычислительные машины, необходимые в торговле, в геологии, в сельском хозяйстве.
Сегодня их называют «калькуляторами» и редко используем в качестве отдельного устройства, ведь их функционал есть в смартфонах и ПК.

Появились и персональные компьютеры. В СССР и странах социалистического блока производились IBM- и Apple-совместимые модели — из линеек «Правец», «Агат», «Специалист», «ЛИК» и другие. В 1982–1983 годах можно было использовать инструкцию из статей в журнале «Радио», чтобы на базе микропроцессора КР580ВМ80 (это аналог Intel i8080) собрать компьютер «Микро-80».
Чтобы использовать такую технику, находить ей практическое применение в разных отраслях и создавать новые компьютеры, нужно было развивать человеческий потенциал. Для этого еще в 1960-е годы в школах появились факультативы по информатике. А 1 сентября 1985 года СССР стал первой в мире страной, где изучение этого предмета стало обязательным.
На появление «Основ информатики и вычислительной техники» в школьной программе оказал влияние Андрей Петрович Ершов. Он же стал первым преподавателем и написал первые учебники по этому предмету. Ранее Ершов работал над программами для советских вычислительных машин, включая БЭСМ и «Стрела».
В телевизионных сюжетах проведение уроков информатики в СССР называли важным решением.
«Эти уроки знакомят учащихся и дают навыки алгоритмического решения, нового подхода к решению задач, знакомят с элементами информатики и вычислительной техники».
Евгений Велихов, советский и российский ученый в области физики плазмы и управляемого термоядерного синтеза, общественный деятель

Какие компьютеры были в советских школах
Чтобы учить детей работе с компьютерами, эти компьютеры нужно было производить и закупать. Такие возможности в 1980-е в СССР были — и речь не только о социалистическом блоке, но и о западных странах и Японии.
В числе первых, появившихся в домах, а также в школах и кружках, те самые «Микро-80» из журнала «Радио».

В школах и компьютерных клубах в Болгарии и СССР после 1982 года начали устанавливать болгарский «Правец 82». Это был клон «Apple II».

В СССР в 1980-е также производили ряд моделей персональных компьютеров. Отдельно нужно выделить «Агат»: одно из первых устройств этого типа в нашей стране. Это не полная копия Apple II, в отличие от компьютера «Правец», но разработчики использовали те же архитектурные решения и обеспечили совместимость с американским ПК.
На борту была в том числе операционная система «Школьница» на базе языка РАПИРА. Подробности о ней и ее предназначении вы можете прочесть в этой статье от 1983 года.

С 1987 года производился сначала энтузиастами, а затем серийно на Лианозовском электромеханическом заводе компьютер «Микроша».

Разрабатывались на территории СССР не только настольные ПК, но и более компактные форматы. К примеру, «Электроника МС 1504», которая также называлась МС-300. Весило устройство 4,4 кг, но производство началось только в 1990-х, и выпустили всего несколько тысяч экземпляров. Применяли его в больницах и школах.
В 1980-е годы для уроков информатики применялись также компьютеры таких брендов, как Commodore или Yamaha. В классах компьютеры в количестве 8-15 штук объединяли в сеть, или КУВТ — «комплекты учебной вычислительной техники».

От амбициозных проектов, вроде Единой государственной сети вычислительных центров и Общегосударственной автоматизированной системы, до введения обязательных уроков информатики в школах — страна демонстрировала готовность идти в ногу с технологическим прогрессом.
Даже несмотря на то, что не все идеи удалось реализовать, их масштаб и влияние на развитие технологий остаются значимыми. Это был важный этап в истории, который заложил основы для будущих достижений.