Аналитический отдел «Компьютерры» изучил отечественный рынок ITSM-систем и составил рейтинг лучших решений. Он разделен на две части: ITSM-системы уровня Enterprise и решения для среднего и малого бизнеса.
ITSM (IT Service Management) системы — это программные платформы, предназначенные для управления процессами предоставления ИТ-услуг в организациях. Они помогают автоматизировать, стандартизировать и контролировать весь цикл управления ИТ-услугами: от планирования и разработки до предоставления и поддержки.
ITSM-системы помогают бизнесу повышать эффективность взаимодействия между ИТ и другими подразделениями, обеспечивая более качественную поддержку и минимизируя простои в работе. С помощью таких систем можно снизить затраты, улучшить контроль над процессами и повысить удовлетворенность клиентов, как внутренних, так и внешних. Например, автоматизация обработки запросов сотрудников позволяет быстрее решать их проблемы, а прозрачная система управления инцидентами помогает предотвращать повторные сбои.
Что может подтолкнуть организацию к пересмотру организационно-технических решений в части управления ИТ-услугами? Читайте в статье «Комплексный подход при построении современных ITSM-решений».
Карта рынка
На карте рынка собраны топ-3 ITSM-систем в обоих сегментах: Enterprise и СМБ, а также лучшая система для управления уровнем сервиса, платформа с единым окном услуг для сотрудников и система с наибольшим количеством видов отчетности.
Изучите наш интерактивный каталог импортозамещения с лучшими российскими продуктами и решениями.
Рейтинг отечественных ITSM-систем
Сегмент
|
Место
|
Компания
|
Система
|
Баллы
|
Функциональные возможности (5) |
Портал самообслуживания (5)
|
Дискаверинг (5)
|
Предопределенная метамодель (5)
|
Интеграции (5) | Отчеты (5) | Безопасность (3) | Администрирование (3) | Каналы взаимодействий (5) |
Масштабируемость (5)
|
Реестр Минцифры (5)
|
CI/CD (5)
|
Кастомизация (5)
|
SLA (5/7)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление инцидентами и ЗНО | Управление изменениями | Управление конфигурациями | Управление проблемами | Управление знаниями | Управление каталогом услуг | Управление уровнем услуг | Управление событиями | Управление регламентными работами | Управление доступностью | Управление ИТ-активами | Управление лицензиями | Учет трудозатрат | Другое | Системы управления проектами | Системы каталогов пользователей | Системы мониторинга | ERP-системы | Фин. и бух. системы | Системы управления документооборотом | Виртуализационные и облачные платформы | Другое | Производительность и доступность | SLA и время выполнения задач | Инциденты и заявки | Ресурсы и использование системы | Безопасность и доступы | Пользователи и группы | Финансовые и затратные показатели | Кастомные | Тренды и прогнозы | Другое | Многофакторная аутентификация | Шифрование данных | Обнаружение вторжений и угроз | Логирование событий | Соответствие стандартам | Другое | Управление ролями и правами доступа | Администрирование пользователей и групп | Конфигурирование бизнес-логики | Автоматизация | Аудит действий | Управление конфигурацией системы | Другое | Мессенджеры | Социальные сети | Телефония | ||||||||||||||
Enterprise
|
1 | ГК IT Expert | ITSM box на базе BPMSoft | 300 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Управление релизами, Управление доступом | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | BI-системы, IDM-системы, Корпоративные порталы, Service Desk | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Отчеты по использованию лицензий и лицензионному балансу, планированию и конфликтам изменений, планированию релизов | Да | Да | Нет | Да | Да | Настраиваемая ролевая модель, Соблюдение принципа минимальных привелегий | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Аудит бизнес-процессов, логирование телеметрии, аудит интеграционных взаимодействий, логирование процедур импорта | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | 99,95% |
2 | SimpleOne (корпорация ITG) | SimpleOne ITSM | 240 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | 99,98% | |
3 | Cleverics | Altevics | 223 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | 99,99% | |
4 | Comindware | RockIT Manager | 170 | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | — | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | — | Да | Да | Да | Да | Нет | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | — | |
5 | Directum | Directum ESM | 164 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Нет | Единое окно услуг для сотрудников | Да | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да | Да | Нет | Нет | Экосистема Directum | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | — | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Сертификат ФСТЭК по требованиям безопасности информации; ЭЦП (КриптоПро) | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | — | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Да | Да | — | |
СМБ
|
1 | Смартнат | ITSM 365 | 262 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Управление задачами, учет финансов, управление проектной деятельностью, автоматизация подбора | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Открытый документированный API | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Настраиваемые дашборды | Да | Да | Нет | Да | Нет | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | 99,90% |
2 | Idea Platform | IP Service Manager | 229 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Да | Управление стандартными запросами, Управление уровнем сервиса | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Нет | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Диаграмма Ганта, Канбан-доска, Интерактивный балансировщик ресурсов, low-code | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | 99,90% | |
3 | КСК ТЕХНОЛОГИИ | KCK.Service Desk (KCK.SD) | 191 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | — | Да | Нет | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | — | Да | Да | Нет | Да | Да | — | Да | Да | Нет | Нет | Да | Да | — | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | 100% | |
4 | vsDesk | vsDesk Service desk | 132 | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Да | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | — | Да | Нет | Нет | Нет | Да | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Открытый исходный код | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Нет | — | Нет | Да | Нет | Да | Нет | — | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | — | Да | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | 100% |
Топ-3 российские ITSM-системы уровня Enterprise
1 место. ITSM box на базе BPMSoft
Лидером рейтинга российских ITSM-систем уровня Enterprise стала ITSM box на базе BPMSoft от ГК IT Expert, набрав 300 баллов.
Система является комплексным решением для автоматизации управления ИТ-инфраструктурой, включая:
- Управление инцидентами и запросами;
- Ведение каталога услуг и управление SLA;
- Управление изменениями, релизами и проблемами;
- Управление ИТ-активами и лицензиями;
- Учет и контроль трудозатрат;
- Управление релизами и др.
Читайте также обзор low-code BPM-платформы «BPMSoft Конструктор».
Решение имеет интеграции с различными системами: BI, IDM, Корпоративные порталы, Service Desk, ERP и множеством других. Кроме того, функционал решения позволяет составлять отчетность самых разных видов: начиная от отчетов по использованию лицензий и лицензионному балансу и планированию релизов, заканчивая безопасностью, финансами и трендовыми прогнозами.
Процесс администрирования упрощают возможности аудита бизнес-процессов, логирования телеметрии и процедур импорта, а также аудита интеграционных взаимодействий.
2 место. SimpleOne ITSM (корпорация ITG)
Вторую строчку рейтинга ITSM-систем в сегменте Enterprise заняла SimpleOne ITSM от компании SimpleOne (корпорация ITG), набрав 240 баллов.
ITSM-система разработана на базе Low-code платформы SimpleOne и содержит набор готовых практик и процессов ITIL. Это предоставляет «готовность к использованию из коробки», а также перейти с зарубежного решения без потери в функциональности.
Обзор системы читайте в статье «SimpleOne ITSM: комплексный обзор отечественной ESM-платформы для цифровой трансформации бизнеса».
Уникальность решения заключается в самой платформе, на которой создана ITSM-система: она уже содержит готовые сервисные инструменты, позволяющие масштабировать управление корпоративными услугами в остальных бизнес-подразделениях: HR, АХО, бухгалтерия, юридический отдел и др.
Кроме этого, реализована готовая интеграция между решениями ITSM и SDLC, что позволяет объединить ИТ-поддержку и разработку в единой среде, ускоряя запуск новых проектов в эксплуатацию и внесение изменений.
3 место. Altevics
Тройку лучших ITSM-систем уровня Enterprise закрывает Altevics от компании Cleverics, набрав 223 балла.
Altevics — это современная ITSM- и ESM-система нового поколения, позволяющая комплексно автоматизировать сервисные и ИТ-процессы, запросы служб АХО, АХД, HR и других подразделений в соответствии с рекомендациями ITIL 4. Система разработана на low-code платформе GreenData, что дает неограниченные возможности для гибкой настройки, адаптации процессов и масштабирования.
Аltevics внесена в Единый реестр российского ПО и способна заменить зарубежные ITSM-системы, которые покинули российский рынок. С помощью Altevics клиенты могут автоматизировать:
- портал поддержки пользователей;
- управление инцидентами и запросами на обслуживание;
- управление инфраструктурными инцидентами;
- каталог услуг;
- уровни обслуживания и сервисные соглашения (SLA);
- управление операциями, заданиями и согласованиями;
- управление конфигурациями (CMDB);
- управление изменениями;
- управление проблемами;
- построение сервисно-ресурсных моделей;
- управление регламентными операциями.
Altevics обладает высокой производительностью и отказоустойчивостью. Система предусматривает возможность масштабируемости, а также кастомизации.
Топ-3 российские ITSM-системы для СМБ
1 место. ITSM 365
Лидером рейтинга российских ITSM-систем для среднего и малого бизнеса стала ITSM 365 от компании Смартнат (входит в ГК Naumen), набрав 262 балла. Гибкая low-code платформа позволяет настраивать процессы и интерфейс под любые требования бизнеса.
Читайте подробнее в обзоре ITSM-системы от компании ITSM 365.
Система предлагает широкий функционал, в том числе возможности управления задачами, учета финансов, управления проектной деятельностью и автоматизацией подбора персонала.
Настраиваемые дашборды позволяют получить любую аналитику по данным системы, а открытый документированный API предоставляет возможность интеграции с любой внутренней/внешней системой.
2 место. IP Service Manager
Второе место в рейтинге российских ITSM-систем в сегменте для СМБ заняла система IP Service Manager от компании Idea Platform, набрав 229 баллов.
Довольно разнообразный функционал платформы представлен такими возможностями как управление стандартными запросами, уровнем сервиса, ИТ-активами, регламентными работами и др.
Для администрирования системы пользователям доступны диаграмма Ганта, канбан-доска, интерактивный балансировщик ресурсов, конфигурирование бизнес-логики, а также управления ролями и правами доступа.
3 место. KCK.Service Desk
Тройку лучших ITSM-систем в России для СМБ закрывает KCK.Service Desk (KCK.SD) от компании КСК ТЕХНОЛОГИИ, набрав 191 балл.
Система является полнофункциональным решением класса ITSM для автоматизации как ИТ, так и бизнес услуг. Она включает самые необходимые модули и функции для непрерывной клиентской поддержки по принципу единого окна.
Платформа предоставляет возможности управления различными инцидентами, запросами на обслуживание, отслеживания проблем и их решений. Кроме того, она предусматривает возможность масштабируемости и кастомизации.
В статье «Нужен ли ITSM малому и среднему бизнесу?» вместе с экспертами рассказали, как ITSM помогает МСБ улучшать качество ИТ-услуг, а также рассмотрим ключевые вызовы и успешные кейсы его внедрения.
Методология исследования
Информация для рейтинга была собрана методом анкетирования. Аналитиками были сформулированы 14 критериев, на основе которых была составлены анкета. Каждый критерий оценивался в определенное количество баллов в соответствии с разработанной системой. На основе финальной суммы баллов определялось место участника в рейтинге.
Функциональные возможности
Критерий «Функциональные возможности» был разделен на 14 подкритериев: управление инцидентами и ЗНО, управление изменениями, управление конфигурациями, управление проблемами, управление знаниями, управление каталогом услуг, управление уровнем услуг, управление событиями, управление регламентными работами, управление доступностью, управление ИТ-активами, управление лицензиями, учет трудозатрат и другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 5 баллов.
Портал самообслуживания
За критерий «Портал самообслуживания» участнику начислялось 5 баллов в случае, если система имеет портал самообслуживания.
Дискаверинг
За критерий «Дискаверинг» участнику начислялось 5 баллов в случае, если в системе поддерживается дискаверинг.
Предопределенная метамодель
За критерий «Предопределенная метамодель» участнику начислялось 5 баллов в случае, если система имеет предопределенную метамодель.
Интеграции
Критерий «Интеграции» был разделен на 8 подкритериев: системы управления проектами, системы каталогов пользователей, системы мониторинга, ERP-системы, финансовые и бухгалтерские системы, системы управления документооборотом, виртуализационные и облачные платформы, другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 5 баллов.
Отчеты
Критерий «Отчеты» был разделен на 10 подкритериев: производительность и доступность, SLA и время выполнения задач, инциденты и заявки, ресурсы и использование системы, безопасность и доступы, пользователи и группы, финансовые и затратные показатели, кастомные, тренды и прогнозы, другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 5 баллов.
Безопасность
Критерий «Безопасность» был разделен на 6 подкритериев: многофакторная аутентификация, шифрование данных, обнаружение вторжений и угроз, логирование событий, соответствие стандартам , другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 3 балла.
Администрирование
Критерий «Администрирование» был разделен на 7 подкритериев: управление ролями и правами доступа, администрирование пользователей и групп, конфигурирование бизнес-логики, автоматизация, аудит действий, управление конфигурацией системы, другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 3 балла.
Каналы взаимодействий
Критерий «Каналы взаимодействий» был разделен на 4 подкритерия: e-mail, мессенджеры, социальные сети, телефония. За каждый подкритерий участнику начислялось 5 баллов.
Масштабируемость
За критерий «Масштабируемость» участнику начислялось 5 баллов в случае, если система предусматривает возможность масштабируемости.
Реестр Минцифры
За критерий «Реестр Минцифры» участнику начислялось 5 баллов в случае, если система внесена в Реестр отечественного ПО Минцифры.
CI/CD
За критерий «CI/CD» участнику начислялось 5 баллов в случае, если система поддерживает возможности CI/CD.
Кастомизация
За критерий «Кастомизация» участнику начислялось 5 баллов в случае, если система предусматривает возможность кастомизации.
SLA
За критерий «SLA» участник мог получить 5 или 7 баллов. 5 баллов начислялось в случае, если уровень доступности системы по SLA составляет 99,90% и ниже; 7 баллов — если выше 99,90%.
Сводная таблица начисления баллов
Критерий |
Баллы |
Функциональные возможности |
5 за каждую |
Портал самообслуживания |
5 |
Дискаверинг |
5 |
Предопределенная метамодель |
5 |
Интеграции |
5 за каждую |
Отчеты |
5 за каждый |
Безопасность |
3 за каждый |
Администрирование |
3 за каждую |
Каналы взаимодействия |
5 за каждый |
Масштабируемость |
5 |
Реестр Минцифры |
5 |
CI/CD |
5 |
Кастомизация |
5 |
SLA |
5/7 |
Аналитический отдел издания «Компьютерра» регулярно изучает рынок и выпускает исследования, обзоры и рейтинги. Ознакомиться с планом исследований на 2024 и 2025 год можно по ссылке.
Ознакомьтесь с опубликованными рейтингами:
— Рейтинг российских B2B CRM в 2024 году
— Рейтинг российских корпоративных мессенджеров 2024
— Рейтинг российских систем Service Desk 2024
— Рейтинг российских платформ GPU Cloud 2024: топ-9 решений на рынке