В России начали работу над созданием псевдоспутников — стратосферных беспилотных самолетов, которые по функционалу сходны с космическими аппаратами, размещенными на орбите, но при этом действуют на меньшей высоте.
В России приступили к созданию первого отечественного псевдоспутника. Как объяснили разработчики, псевдоспутниками называют системы, которые по своим задачам сходны с аппаратами, функционирующими на земных орбитах, но их запускают гораздо ниже — в стратосферу — на высоту порядка 18–25 км. Поэтому стоимость их запуска и эксплуатации на несколько порядков ниже, чем космических аппаратов. Однако и площадь, которую стратосферные аппараты обеспечивают покрытием, по сравнению со спутниками кратно меньше.
«Разработка представляет собой беспилотный летательный аппарат самолетного типа. Он предназначен для беспосадочного полета в течение месяца и больше. Псевдоспутник оснащен четырьмя электрическими двигателями, которые используют солнечную энергию. На верхней поверхности крыла установлены солнечные батареи, за счет которых беспилотник в полете будет днем запасать энергию, а ночью расходовать»
Николас Оксман, руководитель проекта, исполнительный директор компании «Стратолинк»
С помощью псевдоспутников можно быстро организовать временные сети связи и интернет в зонах чрезвычайных ситуаций или во время спасательных операций. Эти аппараты также могут эффективно раздавать интернет вещей в местах, где нет доступа к центральной инфраструктуре, например, в вахтовых поселках или полевых научных экспедициях.
Кроме того, стратосферные самолеты могут быть полезны для обеспечения связи и управления на производствах, где не требуется участие человека. Например, они могут использоваться для автоматизации процессов обработки сельскохозяйственных угодий или добычи полезных ископаемых в карьерах.
Сейчас готовится демонстратор технологий в масштабе 1:5. Эксперты отметили разнообразие задач для аппаратов, но для успешной коммерческой эксплуатации разработчикам нужно найти правильную экономическую нишу. Предполагается, что опытная эксплуатация изделий стартует в конце 2025 – начале 2026 года.