35,1% предприятий торговли используют искусственный интеллект (ИИ), при этом его эффективность составляет 30,5%, доверие и безопасность – 71,8%. Стратегическое планирование ИИ применяется только в 13,6% случаев.
Согласно отчету «Сбермаркетинга», логистика – ключевое направление для внедрения ИИ в ретейле. Примером является группа компаний Х5, которая внедрила систему по управлению складами – Nexus WMS. Почти 85% складских операций автоматизированы, что экономит время персонала, минимизирует ошибки, обеспечивает товародвижение и прозрачность товарных запасов. Еще один пример – роботы-доставщики от «Яндекса», которые сейчас работают в основном в центре Москвы и в Иннополисе. Они могут перевозить заказы до 20 кг.
В розничной сети «Магнит» методы машинного обучения применяются для анализа потенциальных мест размещения новых магазинов в рамках масштабной геоинформационной системы. ИИ, способный генерировать контент, используется для создания карточек товаров. Благодаря этой технологии, сотрудники могут сократить время, затрачиваемое на подготовку материалов, на 10–15%. По словам директора департамента по аналитике данных «Магнит» Алексея Четыркина, ИИ помогает персонализировать предложения и цены в мобильном приложении для покупателей.
Представитель Fix Price рассказал, что для управления операционной деятельностью используется система видеоаналитики, охватывающая более 7000 точек. Система анализирует изображения с камер и контролирует пустые полки, чистоту торговых залов и очереди. При необходимости заведующий магазином получает уведомление с рекомендацией открыть дополнительную кассу. Эффективными оказываются около 60% уведомлений.
Представитель пресс-службы группы «М.Видео-Эльдорадо» рассказал, что ИИ используется для анализа поведения покупателей и формирования ассортимента, связывая в единую экосистему данные о клиентах с сайта, приложения и физических магазинов. Более 50% клиентских обрабатывают чат-боты с элементами ИИ. Они обучены понимать до 98% текстовых обращений.
К 2025 году внедрение ИИ в ретейле приведет к персонализированному и эффективному обслуживанию клиентов, автоматизации рутинных процессов и созданию новых возможностей для взаимодействия с покупателями. Компании, активно внедряющие ИИ, получат конкурентное преимущество и смогут лучше адаптироваться к меняющимся потребностям потребителей, считает представитель пресс-службы группы «М.Видео-Эльдорадо».