Полтора года назад произошел интересный случай: разговор, в котором обсуждалось, каким должен быть идеальный монитор будущего. Через неделю, как по заказу, он появился в продаже, а еще через месяц — на столе редакции. Спустя 18 месяцев делимся мнением о нем, но сначала немного истории.
Путь от ЭЛТ до органики
В 2011 г. редакция лично познакомилась с первым ЖК-монитором: Dell 2209WA. На тот момент — один из лучших: 22″, IPS-матрица, хорошие отзывы других профильных обозревателей. После выдохшейся от времени электронно-лучевой трубки это было здорово: тонкий, легкий, плоский, с насыщенной картинкой.
Но после запуска первой же более-менее динамичной игры, это была Beat Trip Runner, стало понятно, что радоваться рано. Заторможенное управление, ужасные шлейфы, и все это в простеньком платформере. В шутере Quake Live, который тогда был крайне популярен, ситуация сложилась и того хуже: после ЭЛТ стало тяжело целиться и попадать, а от мазни в динамике буквально болели глаза.
Первое время хотелось сдать монитор обратно в магазин, но позже пришло смирение: новых лучевых мониторов не выпускали, а держать огромные «ящики» на столах ради пары быстрых игр — не лучшая идея.
Позже сменилось много мониторов: 144-Гц iiyama GB2488HSU, 240-Гц Alienware AW2518HF, 270-Гц ASUS XG27AQM, 360-Гц ASUS PG25QRN и ASUS PG27AQN. Все топовые, но ни один даже с натяжкой не назвать хорошим. Дело не в конкретных моделях, а в том, что во всех них — ЖК-матрица.
Плюсы есть: нет видимого мерцания, выше яркость, нет проблем со сведением лучей и геометрией, потребляет мало электричества, выше ресурс. А в остальном старая, но качественная «трубка» укладывает на лопатки любой крутой ЖК-монитор, и цена не имеет значения. Чтобы понять, почему так, разберемся в том, как они работают. Подробно «Компьютерра» уже писала об этом, в этот раз ограничимся краткими тезисами.
Принцип работы электронно-лучевой трубки
Самое важное в старых кинескопных ТВ и мониторах — электронно-лучевая трубка. Она обстреливает люминофорное покрытие за стеклом дисплея и делает это со скоростью света, то есть мгновенно.
Отсюда идеально четкая картинка без смазов и нулевой input lag (задержка ввода) — это временное окно с момента принятия монитором сигнала от видеокарты и до полного вывода картинки на его экран. Плюс к этому у «дедушкиных» дисплеев выше контраст. Если нужен черный цвет, ЭЛТ попросту не направляет пучок электронов на люминофор, и он просто гаснет.
Принцип работы ЖК-матриц
Жидкокристаллические матрицы строят изображение совсем иначе. В них обычная лампа (галогенная, диодная или флуоресцентная) светит на матрицу из жидких кристаллов. За ними находятся пиксели, и в каждом таком — по три субпикселя: красному (R), зеленому (G) и синему (B).
Если кристалл повернуть так, чтобы он пропускал свет, то он попадет на субпиксели и получится цвет, поскольку, смешивая красный, синий и зеленые спектры, можно получить любой желаемый оттенок. Если развернуть жидкие кристаллы наоборот, чтобы свечение заблокировать — экран станет черным.
Из одного только принципа работы ясно: крутить кристаллы туда-сюда — сравнительно не быстрый процесс. Это раз, а два — свечение ламп полностью заблокировать при таком конструктиве почти невозможно. Из-за всего этого вместо черного типовой ЖК-монитор будет показывать в лучшем случае темно-серый, плюс к тому неизбежны смазы изображения в быстрых играх. Причем неважно, сколько Герц будет у панели.
Именно с этими проблемами инженеры борются с момента появления ЖК-матриц. Успехи есть: диоды научились делать сверхмалыми, делить их на независимые группы и ставить не по периметру матрицы, а сразу за ней. Так, их можно отключать в части картинки, где нужна темнота, улучшая контраст. Но работает все это медленно, поэтому в игровых мониторах такого функционала обычно нет. Зато в них постоянно наращивается скорость. Разработчики добавляют все больше Герц к частоте развертки и снижают время отклика пикселя. К этому моменту рекорд поставил ASUS PG248QP — 540 Гц и 1,7 мс. Но контраст у него — 1200:1. Приходится выбирать: хорошая картинка — один дисплей, скорость — совсем другой.
ASUS PG27AQDM и OLED-матрица
Матрицы с органическими диодами решают все эти проблемы разом, и как раз такая — в ASUS PG27AQDM. Ее главная особенность кроется в самом названии: OLED — это organic light-emitting diode, или органический светодиод.
Его суть в том, что он светится сам — ему не нужны ни лампы, ни диоды, ни жидкие кристаллы, поскольку каждый красный, зеленый и синий субпиксель — и есть источник света.
Нужно только подавать на них напряжение, и они сами сформируют картинку. Отсюда — одни плюсы:
- Контраст. У среднестатистической кристаллической панели он начинается с 600:1 и заканчивается в районе 3000:1. У OLED контрастность — бесконечность к одному (∞:1);
- Скорость. OLED работает моментально. Если у самого быстрого ЖК-монитора отклик — в районе 1,5 мс, то у любой OLED-матрицы — это 0,2 сек. Притом есть важный момент: скорость органики не зависит от частоты развертки. Отклик будет одинаковым вне зависимости от выдаваемого ПК fps: 60 кадров, 100 или 360 — неважно, шлейфов не будет. С ЖК-панелями не так: если фреймрейт падает, увеличивается отклик. Причем существенно: в самых плохих случаях — на десятки миллисекунд. То есть те самые 1,5 мс есть только, когда матрица работает на максимальных 540 Гц частоты развертки. При 60 Гц значение составит уже минимум 3,5 мс, а максимум — 14 мс.
- Задержка ввода или Input lag. Поскольку OLED-матрица строит изображение практически моментально, она сверх отзывчива. Реакция на ввод с мыши или клавиатуры мгновенная, поэтому мониторы с органикой внутри — идеальное решение для профессиональных киберспортсменов или просто хардкорных геймеров.
- HDR. О том, что такое HDR, есть статья на ресурсе, но если говорить кратко, то эта технология расширяет диапазон между самыми темными и светлыми участками кадра. Многие ошибочно считают, что для реализации HDR достаточно высокой яркости, однако на практике требуется другое: глубокий черный цвет. Только OLED-матрица в состоянии справится с этой задачей, так как отвечающие за этот оттенок пиксели просто отключаются.
- Высокая разрядность. Любой OLED-монитор или телевизор 10-бит, поскольку это одно из ключевых требований для работы HDR. Дальше всё просто: больше бит — насыщеннее и глубже картинка.
Впечатления спустя 1,5 г. использования
По результатам полутора лет пользования ASUS PG27AQDM сказать можно одно: к ЖК-мониторам пути больше нет. Никогда и за любые деньги. Рядом с OLED даже контрастные кристаллические матрицы с соотношением 3500:1 смотрятся блекло и так, будто затянуты мутной пленкой. Включать на них HDR тоже бессмысленно: растет яркость и только. Исключение — miniLED ЖК-матрицы с зональной подсветкой, но это все равно далеко от того, на что способна OLED.
Отдельно — про игры. Впервые включив Quake на OLED-мониторе, словно возвращаешься назад в прошлое: к ЭЛТ-мониторам. Никаких шлейфов, идеальная отзывчивость, независимость от fps, четкая и легко «читаемая» картинка. За счет всего этого стирается линия, стоящая между игроком, виртуальным миром и «железом», которая их разделяет. В общем, полное погружение и абсолютное отсутствие технических ограничений, которые могли бы повлиять на результат.
Есть и еще кое-что: наконец, перестали болеть глаза! Изображение на OLED-мониторе смотрится совершенно иначе: естественно, натурально, глубоко и насыщенно. Кажется, что картинка «живая» и находится вне рамок дисплея. Изображение на ЖК-дисплее более «агрессивное» и «синтетическое», несмотря на недостаток контраста и насыщенности от него быстро устаешь.
Однако главное — в другом. С появлением OLED больше не нужен «огород» из мониторов на столе: один дисплей закрывает без исключения все задачи. Нужен вариант для профессиональной игры в Counter-Strike — OLED. Контрольный монитор для профессионального видеомонтажа или коммерческой ретуши фото — то же самое. Просто дисплей для медиаконтента — снова OLED. Он безоговорочно хорош в любом сценарии использования.
Минусы
Недостатки есть, но они настолько несущественны, что общей картины совершенно не портят:
- Яркость. У текущих моделей OLED ее постоянная величина редко превышает 250 нит. Этого с головой хватает для комнаты с приглушенным освещением, но в солнечный день и без штор могут начаться проблемы.
- Четкость текста. Из-за нетипичного расположения субпикселей в OLED-матрицах шрифт на них выглядит слегка размытым. Но опасаться не стоит: проблема решается простым отключением Windows ClearType и плюс к тому, в свежих ревизиях органических матриц этот недостаток почти полностью искоренен.
- Однородность серого. На OLED-матрицах производства LG залитый однородным серым цветом экран выглядит зернистым. В реальности это не мешает, но если хочется абсолютной идеальной картинки, стоит рассмотреть альтернативы от Samsung. У этого вендора такого изъяна в матрицах нет.
Отдельно — про выгорание, которого опасается большинство. Поначалу редакция опасалась его, поэтому монитор отключался, если от него отходили. Вдобавок, постоянно использовалась функция «очистки» пикселей в меню, но позже на глаза попался эксперимент, в ходе которого его авторам удалось выяснить, что если специально изнашивать ресурс дисплея, игнорируя все рекомендации производителя, то даже спустя три года с ним ничего не будет.
Узнав об этом, было решено пользоваться PG27AQDM как обычным монитором: без лишних опасений. Результат — ни намека на выгорание спустя 18 месяцев непрерывной работы.
С матрицами Samsung QD-OLED стоит быть осторожнее: они куда более склонны к выгоранию, нежели варианты от LG.
Выводы
Если кто-то все еще сомневается в том, приобретать OLED или нет, — мысли в сторону, так как время пришло. Выгорание не так страшно, как о нем говорят, а если рассматривать модели с матрицами LG, то о нем можно попросту забыть.
В остальном это практически идеальная технология, которая одинакова хороша и для профессиональной работы с цветом, и для хардкорного гейминга, и для обычного повседневного использования.