Аналитический отдел «Компьютерры» изучил российский рынок ESM-систем и составил рейтинг лучших решений в 2024 году.
ESM (Enterprise Service Management) — это комплексная платформа для оптимизации и автоматизации управления внутренними сервисами и процессами в организации. ESM расширяет подходы и технологии, использующиеся в ITSM (IT Service Management). Это позволяет создать единую систему для управления всеми операциями внутри компании, улучшить коммуникацию между различными департаментами и повысить эффективность работы.
Внедрение ESM-системы помогает бизнесу стандартизировать процессы, минимизировать ошибки и дублирование задач, ускорить решение запросов и проблем сотрудников или клиентов. Это, в свою очередь, снижает затраты, улучшает качество обслуживания и способствует более оперативному реагированию на изменения в бизнес-среде. ESM также предоставляет возможность для детальной аналитики и мониторинга, что позволяет менеджерам принимать более обоснованные решения и достигать стратегических целей компании.
Карта рынка
На карте рынка собраны топ-3 решения на рынке, а также ESM-система с наибольшим количеством механизмов обеспечения безопасности, решение с возможностью управления регламентными и плановыми работами, и система с возможностью управления событиями и релизами.
Изучите наш интерактивный каталог импортозамещения с лучшими российскими продуктами и решениями.
Рейтинг российских ESM-систем 2024
Место
|
Компания
|
Система
|
Баллы
|
Реестр Минцифры (5)
|
Функциональные модули (5) | Интеграции (3) | Автоматизация рутинных задач (3) |
Масштабируемость (5)
|
Кастомизация (5)
|
Уровень SLA (5/10)
|
Стандарты безопасности (3)
|
Безопасность (3) | Поддержка и обслуживание (2) | |||||||||||||||||||||||
Управление операциями/ заданиями | Управление согласованиями | Управление инцидентами | Управление каталогом услуг | Учет фактических трудозатрат | Управление проектами | Управление закупками | База знаний | Управление бюджетом | Управление запросами на обслуживание | Управление изменениями | Другое | ERP | CMDB | Мессенджеры | HR-системы | Другое | AI | RPA | Другое | Резервное копирование | Многофакторная аутентификация | Разграничение прав доступа | Другое | Тех. поддержка 24/7 | Обучающие материалы | Поддержка различных языков | Другое | |||||||||
1 | ELMA | ELMA365 ESM | 199 | Да | Нет | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Формирование автоматических ответов при обращении, отчетность по заявкам/услугам, оценка выполнения работ, настройка и контроль нормативов SLA, OLA, управление активами, управление проблемами, управление релизами, портал самообслуживания | Да | Да | Да | Да | Телефония, Zabbix, Nagios, JIRA, Monq, 1С | Да | Нет | КЭДО, ЕСМ, умный бот | Да | Да | 99,70% | Криптографические алгоритмы, сертификаты квалифицированных ЭП, CryptoAPI, сертифицированные программные СКЗИ (КриптоПро CSP 4.0 и выше) | Да | Да | Да | SSO, Active Directory, Advanced Security Pack, Политики паролей | Да | Да | Да | — |
2 | РТК ИТ плюс | ESMP | 181 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да | Управление доступностью, управление проблемами, управление отчетностью, комбинирование метрик, сводные таблицы, персонализированный рабочий стол, конструктор форм, опросы, создание новых страниц, гибкие рабочие процессы, автоназначение групп исполнителей, управление согласующими, РСМ, управление сервисами | Да | Да | Да | Да | Телефония | Да | Да | — | Да | Да | 99,99% | Работа на защищенной ОС, AstraLinux (ФСТЭК), шифрование соединения, криптографические алгоритмы, 2FA | Да | Да | Да | — | Да | Да | Нет | — |
3 | SimpleOne (корпорация ITG) | SimpleOne ESM-система | 167 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Управление портфелем услуг, управление портфелем продуктов, сервисный портал, инструменты согласования, управление потребностями, управление затратами, личное расписание, маршрутизация задач и управление ресурсами, управление трудозатратами | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | — | Да | Да | 99,98% | ISO/IEC 27001, RBAC, ГОСТ Р 57580 | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | — |
4 | Деснол Софт | 1С:ITILIUM | 153 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Управление релизами, управление проблемами, управление событиями | Да | Да | Да | Да | Active Directory, MS SCCM, MS SCOM, IP-телефония, 1С-Коннект | Да | Да | Low-code метод workflow | Да | Да | — | — | Да | Да | Да | Система защиты и лицензирования на основе 1С:СЛК | Да | Да | Да | Экспертная методологическая поддержка, сертифицированное обучение |
5 | Comindware | RockIT Manager | 142 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Открытое самогенерирующееся API | Да | Да | Событийная оркестрация, передача данных из CRM в сервис email-рассылок, объединение RPA и документооборота, автоматизация действий по событиям в IoT/IIoT | Да | Да | — | ГОСТ Р 56939 | Да | Да | Да | Защита от неавторизованного входа, Шифрование конфиденциальных данных, CSP, Определение максимального запущенного кол-ва сессий пользователя, Определение времени тайм-аута сессии пользователя, Защита от «инъекций», LDAP | Да | Да | Да | — |
6 | Cleverics | Altevics | 123 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Нет | Да | Да | Управление: инфраструктурными инцидентами, проблемами, регламентыми и плановыми работами, SLA и уровнем услуг | Да | Да | Да | Да | Мониторинг, дискавери, IDM | Да | Нет | — | Да | Да | По требованиям клиента | — | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Портал поддержки клиентов и партнеров, методическая документация |
7 | ИнфраМенеджер | ИнфраМенеджер | 114 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | Информационные системы | Да | Да | — | Да | Да | — | — | Да | Да | Да | — | Нет | Да | Да | — |
8 | СИНТЕЛЛЕКТ | TESSA | 108 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | — | Да | Нет | — | Да | Да | 99 — 99,99% | OWASP | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | — |
9 | Idea Platform | IP Enterprise Asset Manager | 104 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | — | Нет | Нет | — | Да | Да | 99,90% | ГОСТ Р 56939-2016 | Да | Да | Да | Авторизация с помощью ORM-систем | Нет | Да | Нет | — |
10 | КСК ТЕХНОЛОГИИ | KCK.Service Desk (KCK.SD) | 86 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да | — | Да | Да | Да | Да | — | Да | Нет | — | Да | Да | — | ISO/IEC 27001 | Да | Да | Да | — | Да | Да | Нет | — |
11 | Directum | Directum ESM | 74 | Да | Да | Да | Да | Да | Да | Нет | Нет | Да | Нет | Да | Да | — | Да | Нет | Нет | Нет | — | Нет | Нет | — | Да | Да | — | ФСТЭК, ЭЦП (КриптоПро) | Да | Нет | Да | — | Да | Да | Нет | — |
Топ-5 российских ESM-систем
1 место. ELMA365 ESM
Лидером рейтинга отечественных ESM-систем стала ELMA365 ESM от компании ELMA, набрав 199 баллов.
Система имеет довольно обширный функционал, предоставляя пользователям разнообразные возможности от управления активами, релизами, бюджетом, закупками до КЭДО, закупок, формирования отчетности по заявкам и услугам, использованию базы знаний и портала самообслуживания. Полный перечень функций представлен в нашей рейтинговой таблице.
Решение поддерживает интеграции с мессенджерами, телефонией, а также с 1С, ERP, CMDB, HR-системами и др. Также эффективности работы способствует автоматизация рутинных задач с помощью AI и сценарного бота.
2 место. ESMP
Вторую строчку рейтинга российских ESM-решений заняла система ESMP от компании РТК ИТ плюс, набрав 181 балл.
Обзор системы читайте в статье «ESMP: российская платформа для эффективного управления сервисами».
Платформа предлагает пользователям разнообразные функциональные возможности, среди которых:
- управление доступностью;
- управление проблемами;
- управление отчетностью;
- комбинирование метрик;
- сводные таблицы;
- конструктор форм;
- управление сервисами и др.
Система поддерживает интеграции с телефонией, мессенджерами, ERP, CMDB и HR-платформами. Кроме того, решение имеет возможность масштабируемости и кастомизации, что делает его гибким и адаптивным под нужные задачи и потребности.
3 место. SimpleOne ESM-система (корпорация ITG)
Тройку лучших ESM-систем на российском рынке закрывает SimpleOne ESM-система от компании SimpleOne (корпорация ITG) набрав 167 баллов.
SimpleOne ESM-система — универсальная ESM-платформа, изначально созданная для управления сервисами на уровне всей организации (ИТ, HR, АХО, финансы, закупки). В отличие от решений, адаптирующих BPM или CRM-системы под задачи управления услугами, платформа предоставляет полный набор встроенных сервисных инструментов без необходимости установки дополнительных модулей.
Функциональность SimpleOne ESM-системаохватывает управление портфелем услуг и продуктов, сервисный портал в формате «единого окна», управление конфигурациями (CMDB), базы знаний, инструменты согласования, управление запросами, затратами, ресурсами, метриками и KPI, а также возможности настройки маршрутизации задач и создания рабочих процессов (Workflow) для удобной и быстрой автоматизации.
Подробности о системе в материале: «Операционное совершенство через ESM: возможности платформы SimpleOne».
Основой платформы является low-code архитектура, которая за счет продвинутых инструментов разработки и администрирования, позволяет адаптировать систему под задачи конкретной организации с рекордно коротким time-to-market, что упрощает внедрение, ускоряет развитие решений и снижает затраты на поддержку.
4 место. 1С:ITILIUM
Четвертое место рейтинга отечественных ESM-систем заняла платформа 1С:ITILIUM от компании Деснол Софт, набрав 153 балла.
Возможности управления релизами, проблемами, событиями, проектами, бюджетом и другими составляющими рабочих процессов, доступные в этой системе, позволяют бизнесу эффективно функционировать и развиваться.
Платформа поддерживает интеграции с Active Directory, MS SCCM, MS SCOM, IP-телефонией, 1С-Коннект, мессенджерами и другими системами, а low-code метод workflow позволяет автоматизировать рутинные задачи.
5 место. RockIT Manager
Пятерку лучших отечественных ESM-систем закрывает RockIT Manager от компании Comindware, набрав 142 балла.
Система предоставляет пользователям возможности управления операциями и заданиями, согласованиями, инцидентами, каталогом услуг, закупками, бюджетом, а также доступен учет фактических трудозатрат.
Платформа имеет открытое самогенерирующееся API, которое позволяет интегрироваться с большим количеством различных систем. Кроме того, данное решение имеет наибольшее в нашем рейтинге количество механизмов обеспечения безопасности, среди которых защита от неавторизованного входа, шифрование конфиденциальных данных, CSP, определение максимального запущенного количества сессий пользователя, защита от «инъекций», LDAP и др.
Методология исследования
Информация для рейтинга была собрана методом анкетирования. Аналитиками были составлены 10 критериев оценки платформ, которые легли в основу анкеты для опроса компаний. За каждый критерий участникам начислялось определенное количество баллов. Итоговая сумма баллов определяла место в рейтинге.
Реестр Минцифры
За критерий «Реестр Минцифры» участнику начислялось 5 баллов в случае, если система включена в Реестр отечественного ПО Минцифры.
Функциональные модули
Критерий «Функциональные модули» был разделен на 12 подкритериев: управление операциями/заданиями, управление согласованиями, управление инцидентами, управление каталогом услуг, учет фактических трудозатрат, управление проектами, управление закупками, база знаний, управление бюджетом, управление запросами на обслуживание, управление изменениями и другое. За каждый подкритерий участник получал 5 баллов.
Интеграции
Критерий «Интеграции» был разделен на 5 подкритериев: ERP, CMDB, мессенджеры, HR-системы и другое. За каждый подкритерий участник получал 3 балла.
Автоматизация рутинных задач
Критерий «Автоматизация рутинных задач» был разбит на три подкритерия: AI, RPA и другое. За каждый подкритерий участник получал 3 балла.
Масштабируемость
За критерий «Масштабируемость» участнику начислялось 5 баллов в случае, если система предусматривает возможность масштабируемости.
Кастомизация
За критерий «Кастомизация» участнику начислялось 5 баллов в случае, если система предусматривает возможность кастомизации.
Уровень SLA
За критерий «Уровень SLA» участник мог получить 5 или 10 баллов. 5 баллов начислялось в случае, если показатель составляет 99,90% и менее; 10 баллов — выше 99,90%.
Стандарты безопасности
За критерий «Стандарты безопасности» участнику начислялось по 3 балла за каждый указанный стандарт безопасности, который используется в системе.
Безопасность
Критерий «Безопасность» был разделен на 4 подкритерия: резервное копирование, многофакторная аутентификация, разграничение прав доступа и другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 3 балла.
Поддержка и обслуживание
Критерий «Поддержка и обслуживание» был разделен на 4 подкритерия: техподдержка 24/7, обучающие материалы, поддержка различных языков и другое. За каждый подкритерий участнику начислялось 2 балла.
Сводная таблица начисления баллов
Критерий | Баллы |
Реестр Минцифры | 5 |
Функциональные модули | 5 за каждый |
Интеграции | 3 за каждую |
Автоматизация рутинных задач | 3 за каждую |
Масштабируемость | 5 |
Кастомизация | 5 |
Уровень SLA | 5/10 |
Стандарты безопасности | 3 за каждый |
Безопасность | 3 за каждый |
Поддержка и обслуживание | 2 за каждый |
Аналитический отдел издания «Компьютерра» регулярно изучает рынок и выпускает исследования, обзоры и рейтинги. Ознакомиться с планом исследований на 2024 и 2025 год можно по ссылке.
Ознакомьтесь с опубликованными рейтингами:
— Рейтинг российских B2B CRM в 2024 году
— Рейтинг российских платформ виртуализации 2024: топ-11 решений на рынке
— Рейтинг российских корпоративных мессенджеров 2024
— Рейтинг российских операционных систем 2024: топ-7 ОС на рынке
— Рейтинг российских систем Service Desk 2024
— Рейтинг российских платформ GPU Cloud 2024: топ-9 решений на рынке