Российские компании все меньше устраивает IaaS в привычном понимании. Важнее становится «надстройка» из экосистемы сервисов, которые позволяют закрыть как можно больше задач бизнеса. О том, почему облака эволюционируют в маркетплейсы, и сервисы безопасности занимают в них центральное место, рассказывает Сергей Самоукин, коммерческий директор «Инферит Облако».
Сервисы эволюционируют в экосистемы, облака для бизнеса — не исключение
Последние четыре года прошли для российского бизнеса облачно. Рынок cloud-сервисов в 2023 году составил рекордные 121 млрд рублей. Эксперты считают, что в 2024 году он вырастет еще на треть. Тренд долгосрочный — у рынка есть потенциал к увеличению на 23% ежегодно. Однако все это не новость для тех, кто следит за миром российских инфраструктурных сервисов.
Есть второй тренд, который шел рука об руку с развитием облаков, но напрямую не был с ними связан. По крайней мере, в информационной повестке популярных деловых СМИ. Это тренд на цифровые экосистемы для бизнеса. Особенно интересно посмотреть на них в контексте использования облачной инфраструктуры.
Когда говорят про цифровые экосистемы, то в первую очередь вспоминают про пользовательские сервисы. Общего определения для них нет, но мы можем использовать признаки, которые выделяют в J’son and Partners: это единый ID, якорный бизнес, регулярная оплата и включенные в нее развлекательные сервисы.
Кажется, что логика цифровых экосистем слабо применима к облакам для бизнеса — это только на первый взгляд. Ключевой принцип экосистемы кроется в подходе «все нужное находится внутри одного окна», а он укладывается в логику облачных сервисов.
Закрепим определение цифровой экосистемы в контексте облачного провайдера. Это интегрированная сеть сервисов, приложений, инструментов разработки, партнерских решений и пользовательского сообщества, которые взаимодействуют и создают ценность на базе облачной инфраструктуры. Если проще, то это Cloud-as-a-Marketplace.
Риски на пути закрытых облачных экосистем для бизнеса
Примерно до 2020 года облака рассматривались как инфраструктурный сервис. Это была альтернатива покупке «железа», а клиенты сами устанавливали приложения и базы данных. Простыми словами такой подход можно обозначить так: «Предоставьте инфраструктуру, дальше мы сами».
Сейчас наступила эра цифровых экосистем, которые упрощают работу с сервисами и объединяют мультипродуктовое облако в одном окне. Однако вместе с удобством приходят и риски. Главные опасения — зависимость от одного поставщика и ограниченный выбор сервисов. Насколько они критичны в привычном понимании?
Зависимость от одного поставщика (Vendor lock-in)
Риск возникает, когда организация становится чрезмерно зависимой от конкретного поставщика облачных услуг, что затрудняет или делает невыгодным переход к другому провайдеру или возврат к собственной инфраструктуре.
Компании, глубоко интегрирующие свои приложения и процессы с экосистемой провайдера, могут столкнуться с трудностями при попытке миграции. Это может привести к потере гибкости в выборе технологических решений и ограничению возможностей оптимизации затрат. Финансовые аспекты также играют важную роль. Провайдеры часто предлагают привлекательные ценовые модели для своих комплексных решений, что стимулирует компании использовать больше сервисов из их экосистемы. Однако это может привести к увеличению общих затрат в долгосрочной перспективе, особенно если компания не сможет легко перейти к более выгодным предложениям конкурентов.
Ограниченный выбор сервисов
Обычно закрытые экосистемы означают ограниченный выбор сервисов. Не бывает, чтобы один вендор одинаково хорошо справлялся со всеми продуктами. Значит, в определенных сегментах клиент рискует потерять конкурентоспособность.
Опасение особенно критично в быстроразвивающихся областях, таких как искусственный интеллект, машинное обучение или аналитика больших данных, где технологическое преимущество может иметь решающее значение.
Ограниченный выбор сервисов может усугубить проблему vendor lock-in. Компании, не имеющие доступа к альтернативным решениям, становятся более уязвимыми к изменениям в политике ценообразования или стратегии развития продуктов провайдера.
Почему риски закрытых экосистем не относятся к облачным маркетплейсам
Подход Cloud-as-a-Marketplace подразумевает, что облачный провайдер становится «точкой входа» для бизнеса. Комплекс инфраструктуры, ЦОД и «железа» рассматривается как платформа, связывающая партнерские сервисы. Это крайне важный момент — партнерские сервисы, а не собственные.
Представим ситуацию: в зрелой компании ИТ-подразделения разделяются по задачам. Информационная безопасность, разработка, большие данные и машинное обучение используют свои стеки и сосуществуют в одном департаменте, но являются самостоятельными единицами.
В компании понимают, что для роста нужны облачные ресурсы. Однако бизнесу неинтересно просто арендовать инфраструктуру и самостоятельно поднимать нужные сервисы. В таком случае выгоднее строить облако на своем железе. Ситуация изменится, если облачный провайдер предложит платформу, которая закроет потребности всех отделов с помощью партнерских сервисов.
Для примера: на фоне растущего числа атак хакеров «Инферит Облако» развивает стратегические партнерства в области кибербезопасности. Статистика неутешительна: за первые полгода количество и сила атак на компании в России оказалась рекордной, выросло число критических инцидентов. Это значит, что бизнесу необходимы эффективные ИБ-инструменты. В ответ на запрос рынка «Инферит Облако» расширил портфель продуктов в сегменте WAF за счет решения PT Cloud Application Firewall от Positive Technologies. Выбор продукта этого класса не случаен: он обеспечивает защиту от одного из самого распространенного (21%) способа атак хакеров — эксплуатации уязвимости веб-приложений. При этом сам факт того, что веб-ресурс защищен, вынуждает злоумышленника отступить еще на этапе разведки и перевести фокус на более слабые цели. В то же время со стороны компании-пользователя требуются минимальные инвестиции.
PT Cloud Application Firewall обеспечивает безопасность без необходимости нанимать или увеличивать команду ИБ-специалистов — все работы на стороне провайдера. Так, «Инферит Облако» обеспечивает готовую ИТ-инфраструктуру по подписке — от аренды оборудования до решений облачной безопасности по модели Security-as-a-Service. Кроме того, «Инферит Облако» включает решения для разработки, работы с большими данными и построения систем машинного обучения и ИИ. Платформа обеспечивает высокую производительность IaaS-сервисов, усиленную кибербезопасность и репликацию данных для минимизации рисков потери информации.
Специалисты отмечают растущий спрос на потребление сервисов ИБ на базе облачных решений. Это обусловлено тем, что облачные продукты имеют ряд преимуществ, которые необходимы для растущего бизнеса: скорость развертывания, автоматическое обновление базы знаний, простота эксплуатации, а также подписочная модель потребления. К сожалению, качественные решения ИБ все еще не готовы к использованию в формате Plug and Play.
«Для обеспечения персонального подхода и настройки продуктов в соответствии с особенностями бизнеса, все еще нужны эксперты, которые есть не в каждой компании. Именно поэтому мы видим самым эффективным способом использовать сервисы ИБ по модели SaaS, а также “под ключ”, где от заказчика необходимо только желание защитить свой веб-ресурс».
Прохорчик Денис, директор направления по развитию бизнеса облачных продуктов Positive Technologies
Выводы
Рынок становится более зрелым и структурированным. По прогнозам экспертов, к концу этого года более половины компаний в России будут использовать отечественную облачную инфраструктуру.
Клиенты хотят получать от провайдеров не просто инфраструктуру, а готовые к использованию прикладные системы и платформы для самостоятельной разработки. Следуя этому тренду, «Инферит Облако» планирует значительно расширить свое предложение в области PaaS и SaaS в ближайший год. Компания сфокусируется на двух ключевых направлениях: предоставлении импортонезависимых платформ виртуализации и развитие готовых преднастроенных решений для работы с большими данными, машинным обучением и искусственным интеллектом по подписке.
«Инферит Облако» реализует концепцию Multiproduct-as-a-Service на базе собственной облачной платформы, консолидируя различные вендорские продукты, представленные на ИТ-рынке России. Такой подход позволяет перейти от простой поставки ПО и продуктов к их доставке и дистрибуции через облако, воплощая концепцию Cloud-as-a-Marketplace.
Реклама. ООО «ИНФЕРИТ» ИНН 5050155270.