К слову «импортозамещение» у нас в стране относятся настороженно: как правило, «заместители» банально покупают китайские комплектующие, собирают их, хорошо если на российских заводах, и продают под видом отечественного. В материале разберем случай настоящего замещения, где почти весь производственный процесс сосредоточен на просторах нашей необъятной родины. Знакомьтесь — Neuropunk M1.
Видеообзор наушников Neuropunk M1 смотрите в конце статьи или на нашем нашем YouTube-канале, где мы разыгрываем мышь Logitech Pro X Superlight 2 DEX (которой нет в продаже в России), механическую клавиатуру Zone 51 Garnet и фирменный игровой коврик Logitech. Второй розыгрыш проводим в Telegram, где дарим ноутбук Echips Hot одному подписчику нашего канала: @computerra_tut.
Что в проекте российского и кто — у руля
Из китайского в наушниках неодимовые магниты и крепежные винты. Все остальное, начиная от кожи, кабеля и заканчивая драйверами, — наше. Разработано, сделано и собрано все людьми из Санкт-Петербурга.
Идея проекта принадлежит Евгению Бесману. Возможно, кому-то он знаком как DJ BES. Человек посвятил себя музыке — пластинки ставить начал еще в школе, потом переквалифицировался в продюсера, позже основал свой звукозаписывающий лейбл и запустил подкаст Neuropunk, отсюда, собственно, и название наушников. Передача получила награду как самый прослушиваемый drum’n’bass-подкаст в мире и вывела на западную сцену целый ряд отечественных артистов.
Примерно три года назад Евгению в голову приходит идея сделать свои наушники строго для рабочих профессиональных целей, и тут выясняется интересная деталь. В честности, один из слушателей подкаста: Евгений Михайлов — своего рода Кулибин, и у него собственное гаражное производство. Делает он машинки для татуировок, которыми пользуется большим спросом в салонах страны, а в свободное время занимается чем-то для души и в том числе наушниками.
Так собирается идеальная для такого дела команда: из музыканта-профессионала и инженера. Первый говорит, как должно звучать, второй вносит технологические правки. В итоге несколько прототипов, около 60-ти мембран, и вот он: серийный, полностью законченный образец.
Дизайн, сборка и материалы
Выглядит вещь необычно, креативно и как что-то из области стимпанка. К примеру, очень нестандартно то, что кабели выведены наружу чашки. Еще интересно то, что она обшита кожей с внешней стороны. В угоду акустическим свойствам она перфорирована в виде английской буквы R.
В общем, дизайн максимально нестандартный — на фоне тысяч других плюс-минус одинаковых моделей M1 — действительно что-то новое. Им объективно не хватает щепотки лоска, но в данном случае это работает в плюс: чувствуешь, что перед тобой что-то «крафтовое».
Сделаны наушники очень крепкими и из надежных материалов: ни одной пластиковой детали нет, все — из металла и натуральной кожи, причем дорогой и качественной. Быстро изделие гарантированно не развалится и не сотрется.
Посадка и комфорт
В плане комфорта и посадки все почти идеально. Наушники не легкие — 490 г, но для серьезной изодинамики это норма. Например, Audeze LCD-X — это уже 620 г, и долго в них не высидишь. Часа полтора — максимум, а дальше начинает болеть макушка и затекать шея.
С Neuropunk M1 дела обстоят гораздо лучше: устаешь часа через три–четыре, а потом начинаешь чувствовать оголовье, но это можно легко решить. Достаточно добавить в него чуть больше набивки — надеемся, что это будет сделано в будущих версиях модели.
Еще нюанс, связанный с эргономикой. Уши касаются внутренней стороны амбушюр. Обычно это раздражает, но в M1 почему-то ощущается вполне нормально. И, кстати, в наушниках не жарко. Кожа хоть и не перфорированная, но хорошо дышит.
Технологии
Наушники разрабатывались как инструмент для работы с музыкой, причем вполне конкретной: drum’n’bass. Это технически сложный и быстрый жанр, где на единицу времени приходится масса событий, поэтому создателей при разработке интересовали два аспекта: точность и скорость. Нужно было, чтобы M1 успели отыгрывать все, что заложено в запись, и при этом не добавляли ничего своего. Отсюда закрытая конструкция вкупе с магнито-планарной технологией.
Краткий экскурс для тех, кто не знает, что это. Подавляющее большинство традиционных акустических систем и наушников построены вокруг динамического излучателя. Чаще всего это конус, к которому крепится, как правило, медная проволока. Конструкция собирается в специальной подвижной корзине, на которую действует магнит. Он и заставляет излучатель двигаться, и так получается звук. Система существует с 1924 г. и, вроде бы, давно себя зарекомендовала, но на деле проблемы есть.
Первая — когда магнит двигает динамик вперед, последний слегка деформируется, из-за чего возникают искажения. Вторая проблема — классическая динамическая конструкция состоит из многих элементов и оттого достаточно тяжелая, а значит, инертная. А значит, пока диффузор не остановится, он продолжит гнать воздух, создавая звук, которого в фонограмме быть не должно.
С этим можно бороться разными способами. Например, изощряться с экзотическими сверхлегкими и прочными материалами. Скажем, французская фирма Focal любит бериллий. Это весьма эффективный подход, но дорогой.
Другой путь — изодинамика. В фундаменте технологии — сэндвич из двух крайне мощных магнитов, между которыми размещается сверхтонкая мембрана. В нее либо на нее интегрируется либо наклеивается проводник, который занимает всю площадь излучателя.
При этом рисунок его расположения на диффузоре напоминает змейку. Такой подход решает основные проблемы динамических систем. Мембрану можно сделать очень легкой и действовать на нее гораздо более равномерным магнитным полем. Соответственно, она меньше деформируется при работе, движется более линейно и без ярко выраженной инерции. В результате меньше искажений и посторонних послезвучий.
Звук: достоинства
Учитывая вышесказанное, а также тот факт, что наушники позиционируются как рабочий инструмент, ожидалось услышать что-то наподобие моделей от Beyerdynamic: крайне острое и абсолютно не музыкальное. Однако ожидания оказались ошибочными.
Евгений Бесман не раз говорил, что аудиофилам M1 не понравятся, однако последние преследуют разные цели и легко делятся на две группы: одни ищут красоту в звучании, а другие, наоборот, стремятся к нейтральной подаче, и Neuropunk M1 — это как раз про второе.
Звучание у них абсолютно мертвое, то есть лишенное каких-либо эмоций, но баланс при этом фантастический и сходу напоминает фирменный почерк звучания Sennheiser HD шестой серии. Это легендарная модель, и есть почти у каждого увлеченного аудиофила.
Так вот, если она нравится, то M1 — это очевидный вариант для апгрейда. Класс проработки записи у них намного выше, но манера подачи музыкального материала во многом схожа: звучание сухое, сцена очень камерная — все происходит внутри головы, верхние частоты аккуратно прибраны. За счет этого, по аналогии все с теми же 600-ми Sennheiser, наушники всеядные — можно слушать любые жанры музыки, начиная с классики и заканчивая агрессивным нейрофанком. Плюс к тому даже самые плохо сведенные треки, в которых высокие частоты обязаны резать уши, звучат нормально. При этом детализация очень высока: на уровне гораздо более дорогих моделей: Audeze LCD-X, Audeze MM-500 и прочих равных.
Отдельно про бас. Изодинамика по определению отлично играет низкие частоты и забирается в них так глубоко, как не может ни один динамический излучатель, но иногда производители начинают с этим заигрываться, и в итоге получаются не наушники, а эффект сабвуфера рядом с головой.
В случае с M1 такого нет. Бас собранный, артикулированный, и в материале, где его нет, он и не превалирует. Зато там, где есть, все в полном порядке. Например, в симфонических композициях Ханса Циммера даже самые низкие ноты проработаны до мельчайших нюансов.
Звук: недостатки
Недостаток в звучании всего один. В среднем диапазоне АЧХ есть небольшой провал. Из-за него вокал звучит не так интимно и бархатно, телу живых барабанов немного не хватает осязаемости и веса, а электрические гитары в жанрах наподобие ню-металла играют не так остро, как хотелось бы. Тем не менее критичного ничего — таковы результаты сдержанной, сухой и нейтральной подачи.
Звук: краткие выводы
Если подводить итог по звуку, то вырисовывается следующая картина: наушники, как и задумывалось создателями, очень быстрые и детальные. При этом они отлично настроены и крайне комфортны в том плане, что в них можно слушать музыку часами.
Вдобавок у M1 хороший панч (ощущение удара в звучании, например, ударных), динамика и тональный баланс. За счет последнего виолончели здесь звучат как виолончели, духовые — как духовые и так далее.
Единственный нюанс, к которому нужно быть готовым, — характер звука. Он крайне сухой и безэмоциональный, но все же назвать M1 исключительно рабочими не выходит. Это вполне полноценная аудиофильская модель для тех, кто ищет ни теплый, ни холодный, а сугубо нейтральный почерк без окраса.
Требования к усилению
Несмотря на 16 Ом в паспорте модели, наушники очень требовательные, поэтому стоит сразу забыть про компьютерные звуковые карты. И речь не о встроенных решениях, а о дискретных вариантах. В нашем случае это была EVGA Nu Audio с операционными усилителями, замененными со стоковых на Muses 02, и мощности ей не хватило: исчезли панч, динамика и до неузнаваемости изменились тембры музыкальных инструментов.
Чтобы по-настоящему раскрыть возможности M1, нужен крайне мощный усилитель, желательно в чистом классе А. Например, с HeadAmp GS-X Mini, о котором «Компьютерра» писала ранее, M1 сыгрались замечательно.
Цена и конкуренты
Наушники стоят 50 000 рублей, и это немного за тот уровень, который они предлагают. Те же Sennheiser HD 660 S2 обойдутся в примерно ту же сумму, однако сделаны они будут из пластика, а звук существенно уступит в детальности и проработке низких частот.
В таком разрезе сравнивать нужно с моделями куда более высокого ценового диапазона: Audeze LCD-X, Audeze MM 500 и ZMF Auteur. Несмотря на то, что это уже высшая лига и ценник у них начинается со 150 000 руб., Neuropunk M1 блекло на их фоне совершенно не смотрятся.
Более того, если бы чисто гипотетически за их производство взялась та же американская компания Audeze, то она бы навела внешнего лоска, сделав дизайн как у типичного Hi-End-продукта, а звук, скорее всего, трогать бы не стала и продавала бы всё это дело минимум за 120 000 руб. — выводы очевидны.