Основа подписного бизнеса: топ-7 российских биллинговых платформ

Netflix, Spotify, Zoom, Adobe Creative Cloud — что объединяет эти компании? Все они с успехом применяют подписную бизнес-модель, которая стремительно завоевывает популярность в различных отраслях — от стриминговых платформ и онлайн-игр до сложных программных решений и образовательных сервисов. Как производителю цифровых услуг предоставить клиентам все преимущества подписки и не утонуть в операционной работе?  Ключ к успеху — биллинговая система, автоматизирующая  управление платежами и подписками. 

В статье собрали топ-7 лучших российских биллинговых платформ, которые помогут масштабироваться и увеличить прибыль, минимизируя сложности работы с подписками.

Основа подписного бизнеса: топ-7 российских биллинговых платформ

Зачем нужна биллинговая платформа 

Биллинговые платформы для работы с цифровыми услугами, как правило, автоматизируют предоставление сервисов по подписке: активация, остановка, возобновление, продление, изменение набора ресурсов внутри подписки. Все это одним словом называется автоматизацией провижининга. 

Биллинг — это специализированное программное обеспечение, предназначенное для учета предоставленных услуг, расчета их стоимости в соответствии с тарифами, акциями и скидками, а также для выставления счетов клиентам и обработки платежей.

Платформа для автоматизации биллинга и провижининга может быть полезна компаниям, которые:

  • планируют продавать цифровые услуги по подписке;
  • уже используют подписную модель, но нуждаются в автоматизации бизнеса.

В основном, биллинговые платформы популярны среди:

  • разработчиков программного обеспечения;
  • онлайн-сервисов (стриминг, игры, образование);
  • медиакомпаний;
  • сервисов доставки еды и товаров.

Рассмотрим популярные российские биллинговые платформы и сравним их преимущества и недостатки. 

Для телекоммуникационной отрасли существуют специализированные системы, разработанные с учетом специфики бизнеса и его уникальных потребностей. Тем не менее, ряд решений из подборки также эффективно интегрируется и используется в телекоммуникационных компаниях и инфраструктурах связи, дополняя специализированные инструменты.

1. BillogicPlatform («Инферит Биллинг»)

BillogicPlatform («Инферит Биллинг») — это комплексное программное решение, автоматизирующее все аспекты работы с подписками: от провижининга и биллинга до управления партнерскими продажами и предоставления white-label личных кабинетов для конечных клиентов. Эта платформа изначально развивалась в ГК Softline как внутренний инструмент, было внедрено в зарубежном бизнесе Группы более чем в 20 странах, а недавно стало доступно внешним клиентам.

Система предоставляет широкий спектр функций и инструментов, которые позволяют компаниям эффективно управлять всеми аспектами подписного бизнеса.

Продукт поставляется в двух вариантах: облачное решение (SaaS) и локальное развертывание (On-premise).

Основные возможности BillogicPlatform:

  • Автоматизация биллинга: разработка гибкой системы тарифов, настройка интеллектуальных правил автоматизированного выставления счетов по авансовой и постоплатной моделям работы, интеграция с ведущими платежными системами для обеспечения удобства оплаты.
  • Конвергентность: возможность одновременной тарификации и учета различных услуг с различными параметрами, в том числе обслуживаемых по разным моделям (авансовым, кредитным, гибридным) и с разными квантами начисления.
  • Автоматизация провижининга: управление полным циклом подписок, включая активацию платных и триальных предложений, расширение ресурсов подписки, а также плавный переход между тарифными планами.
  • Управление партнерскими продажами: оптимизация взаимодействия с партнерами через автоматизацию выставления счетов, сопровождение партнерских списков, а также предоставление самообслуживания через удобный партнерский портал.
  • Авансовая и кредитная система расчетов: оптимизированные методы приема платежей, включая интернет-эквайринг, автоплатежи, а также импорт банковских выписок для удобства учета.
  • Личный кабинет и маркетплейс для клиентов: функциональные возможности для управления активными подписками, встроенный маркетплейс для приобретения новых продуктов, персонализированные рекомендации по повышению ценности услуг, управление балансом и оплатами, а также доступ к аналитическим отчетам о потреблении. Поддержка работы с несколькими учетными записями.
  • Дополнительные возможности: мультивалютность и мультиязычность, контроль за продлением подписок и предотвращение оттока клиентов, сегментация пользовательской базы, применение грейс-периодов и гарантийных платежей для повышения лояльности клиентов, стимулирование новых подписчиков через триальные предложения, снижение финансовых рисков продавцов, а также увеличение продаж за счет персонализированных рекомендаций и промоакций, настройка методов многофакторной аутентификации (MFA).

Преимущества BillogicPlatform:

  • Возможность настройки иерархической структуры из дистрибьюторов и реселлеров различных уровней для отдельных бизнесов или нескольких бизнесов, которые могут работать изолированно.
  • Автоматически поддерживает баланс абонента в актуальном состоянии и сразу же передает сообщения о подключении или отключении услуги в модуль Провижининга.
  • Набор встроенных интеграций, которые доступны всем новым клиентам. 
  • Развитое API позволяет интегрироваться с внешними системами заказчика, создавать сущности в биллинге, менять статусы платежей, выгружать данные и т.д.
  • Наличие публичной детальной документации.
  • Инструменты онлайн-продаж помогают автоматизировать весь цикл взаимодействия с клиентами и партнерами, от маркетплейса и онлайн-заказа до продления подписки.
  • Продукт успешно используется в 25 странах мира в проектах по автоматизации подписного бизнеса с мировыми лидерами рынка ПО.

Недостатки BillogicPlatform:

  • На сайте отсутствует информация о стоимости тарифов. 
  • Продукт достаточно тяжелый и многофункциональный, что отражается на интерфейсах административного портала.

2. Hydra Billing

Hydra Billing — это биллинговая система от российской компании ООО «Латера», предназначенная для автоматизации бизнеса в сфере телекоммуникаций и хостинга.

Основные возможности Hydra Billing:

  • Учет оборудования и ресурсов: управление оборудованием любых производителей и всеми видами адресов. 
  • Автоматизация работы реселлеров: привлечение новых клиентов, управление существующей клиентской базой и ведение взаиморасчетов
  • Управление тарифными планами: конвергентная тарификация любых услуг в режиме реального времени
  • Поддержка различных платежных систем: платежный шлюз с поддержкой 30+ платежных систем, рекуррентные платежи для банковских карт
  • Маркетинговые инструменты: автоматизация маркетинга для увеличения прибыли и удовлетворенности клиентов.
  • Дополнительные возможности: личный кабинет для клиентов с возможностью управлять подписками, скачивать счета и оплачивать онлайн

Преимущества Hydra Billing:

  • Универсальный механизм тарификации поддерживает любые цифровые услуги и услуги связи: Интернет, телевидение, OTT-сервисы, подписочные сервисы, телефонию, IoT и другие.
  • Автоматически поддерживает баланс абонента в актуальном состоянии и сразу же передает сообщения о подключении или отключении услуги в модуль Провижининга.
  • Модуль провижининга управляет доступом абонентов к услугам через различное оборудование и программные платформы.
  • Временный и постоянный кредитный лимит для улучшения процесса подключения абонентов и повышения лояльности. 

Недостатки Hydra Billing:

  • На сайте отсутствует информация о стоимости. 
  • Ориентация преимущественно на телекоммуникационный рынок.

3. PricePlan

PricePlan — это облачная биллинговая платформа от ООО «Прайс План». Она предлагает гибкие инструменты для автоматизации подписок и управления доходами в разных сферах бизнеса.

Основные возможности PricePlan:

  • Управление продуктами и тарифами: создание и публикация новых пакетов предложений и тарифных планов в течение нескольких минут, создание любых скидок, которые будут зависеть от количества заказов, суммы заказа, канала продаж, срока подписки.
  • Автоматизация подписок и платежей: учет договоров с клиентом и дополнительных соглашений, автоматическое зачисление платежей, интеграция с личным кабинетом пользователя и CRM.
  • Контроль задолженности: автоматические уведомления и блокировка услуг.
  • Интеграции: встроенная библиотека «REST API» и «Webhooks» позволяет разработчику за считанные часы подключить биллинг к любой сторонней программе или сервису, вне зависимости, на каком языке программирования он написан.
  • Управление клиентами и партнерами: самообслуживание в личном кабинете, контроль расходов, возможность оплачивать услуги через личный кабинет, Email и SMS уведомления.

Преимущества PricePlan:

  • Гибкая система с возможностью настройки под различные бизнес-модели.
  • Интуитивно понятный интерфейс и простота использования.
  • Возможность интеграции с другими системами через API.
  • Наличие бесплатного тарифного плана для небольших компаний.
  • Защита данных организована на нескольких уровнях и удовлетворяет современным требованиям к защите финансовых систем.

Недостатки PricePlan:

  • Ограниченный набор функций в бесплатном тарифе.
  • Отсутствие многофакторной аутентификации.  

4. Forward Billing

Forward Billing — это биллинговая система, разработанная российской компанией «Форвард Телеком», предназначенная для автоматизации бизнеса интернет-провайдеров и операторов связи.

Система сертифицирована на 50 000 000 абонентов и поддерживает весь спектр моделей предоставления услуг.

Основные возможности Forward Billing:

  • Конвергентность: возможность одновременной тарификации и учета различных услуг с различными параметрами, в том числе обслуживаемых по разным моделям (авансовым, кредитным, гибридным) и с разными квантами начисления.
  • Мультивалютность: поддержка осуществления всех операций в различных валютах, включая выставление счетов, ведение начислений и взаиморасчетов и формирования выгрузок и отчетов.
  • Пакетная тарификация: работа как с отдельными услугами, так и с пакетными предложениями. Возможность формировать бандлы и комбо-предложения с единой тарификацией или гибридной схемой.
  • Многобалансовость: возможность осуществления сложных вариантов распределения и потребления средств клиента на различные используемые им услуги, выстраивания между ними иерархии и установки правил приоритизации пополнения.
  • Отчетность: встроенные возможности по формированию различных отчетов внутри системы, а также выгрузки требуемых наборов данных во внешние системы, такие как: 1С, СОРМ, ЭДО, Финмониторинг и другие.

Преимущества Forward Billing:

  • Добавление и настройка правил отображения для произвольного набора параметров. Данные параметры привязываются к различным сущностям системы, таким как контрагент, контракт, абонентское приложение, услуга и дополнительная услуга.
  • Группировка и пакетирование любых услуг в рамках одного продукта с настройкой правил списаний и использования балансов.
  • В системе применяется кусочно-гладкая модель, которая хорошо зарекомендовала себя в составе решений ведущих западных производителей. 
  • Система позволяет настраивать различные варианты агрегации строк счета в зависимости от стоящей перед компанией задачей.

Недостатки Forward Billing:

  • Отсутствие информации о стоимости и тарифах на сайте.
  • Узкая специализация и ограниченная применимость для других сфер бизнеса.

5. LanBillingX

LanBillingX — это российская биллинговая система, предназначенная для автоматизации бизнеса в различных сферах, включая интернет-провайдеров, хостинг-компании, операторов IP-телефонии и другие.

Основные возможности LanBillingX:

  • Автоматизированное выставление счетов: система самостоятельно формирует и отправляет счета клиентам, независимо от их объема — будь то 50, 100, 1000 или 5000 счетов. Все операции выполняются безошибочно и на основе данных из договоров, с соблюдением установленных сроков, что исключает любые задержки.
  • Авансовая и кредитная система расчетов: оптимизированные методы приема платежей, включая интернет-эквайринг, автоплатежи, а также импорт банковских выписок для удобства учета.
  • Работа с должниками: автоматическая блокировка на сервисной платформе учетной записи клиента по завершению оплаченного периода при неоплате, автоматическая разблокировка на сервисной платформе учетной записи клиента при оплате задолженности. 
  • Отправка уведомлений клиентам: Email и SMS уведомления. 
  • Калькулятор стоимости и смена тарифного плана. 

Преимущества LanBillingX:

  • Удобное тестирование тарифных планов и моделей ценообразования: готовые решения для гибкой настройки стоимости — фиксированная цена, расчеты по количеству, ступенчатая система, оплата по фактическому потреблению или разовые платежи.
  • Контроль ситуации с помощью отчетов и аналитики: отчетности по MRR, ARPPU, APPU, ASP и другим SaaS-метрикам.
  • Упрощение работы с бухгалтерией: автоматизация создания и отправки договоров, счетов и актов, массовая рассылка первичных документов, а также бесшовная интеграция с 1C для полноценного учета и отчетности.
  • Возможность интеграции с другими системами.

Недостатки LanBillingX:

  • Отсутствие информации о стоимости на сайте.
  • Ограниченная информация о функционале и возможностях системы.

6. Onyma Billing

Onyma Billing — это биллинговая система от российской компании «Стек Софт», разработанная специально для интернет-провайдеров.

Основные возможности Onyma Billing:

  • Центры авторизации и сбора статистики AP: управление оборудованием, авторизация (RADIUS), предбиллинг и первичная тарификация, предоставление сервисов в отсутствии связи с ядром.
  • Автоматизированная система расчетов за услуги: описание услуг, схем и методов тарификации, тарифных планов, встраиваемые функции тарификации, правила взаиморасчетов и предоставления услуг.
  • Система документооборота: встроенный конструктор документов, использование атрибутов, отчетные документы, кредитные и налоговые схемы, сценарий изменения статуса.
  • Аналитическая подсистема: конструктор для построения аналитических отчетов, построение по расписанию, выгрузка в файл требуемого формата (Excel, XML, CSV, PDF), пересылка отчетов по электронной почте.

Преимущества Onyma Billing:

  • Архитектура системы создана в расчете на применение в компаниях, имеющих крупные мультисервисные и географически распределенные сети.
  • Гибкая система управления правами пользователей в биллинге позволяет разграничивать доступ не только по административной принадлежности, но и по типу конфиденциальности информации. 
  • Биллинг система позволяет создавать различные схемы тарификации услуг и настраивать их для различных способов продаж. 
  • Внесение платежей оператором, учет платежей по картам предоплаты, через электронные платежные системы OSMP, Cyberplat, Chronopay, e-Port, Яндекс-Деньги  и т. д., эквайринги различных банков, автоматическая загрузка банковcких выписок.
  • Встроенная интеграция с Onyma CRM и Onyma BI, выгрузка и загрузка файлов требуемого формата (Excel, XML). 

Недостатки Onyma Billing:

  • Узкая специализация и ограниченная применимость для других сфер бизнеса.
  • Отсутствие информации о стоимости на сайте.
  • Небольшой выбор платежных систем. 
  • Ограниченные интеграции. 

7. «айФлекс Биллинг» 

«айФлекс Биллинг» — это биллинговая система от российской компании «АйФлекс», которая позиционируется как комплексное решение для автоматизации различных аспектов бизнеса, включая управление финансами, продажами, закупками и складом.

Основные возможности «айФлекс Биллинг»:

  • Биллинг различных видов сервисов и их гибкая тарификация: расчеты с клиентами, партнерами и поставщиками как для крупных организаций, так и для небольших компаний.
  • Объединение разных типов услуг: разовых, периодических, оплачиваемых исходя из поставленных объемов, в настраиваемые пакеты сервисов.
  • Расчеты в режиме реального времени: предоплатная, постоплатная и гибридная модели расчетов, учитывающие реальное потребление услуг.
  • Формирование оперативной и управленческой отчетности: создание бухгалтерских документов, легкая интеграция с бухгалтерскими системами.

Преимущества «айФлекс Биллинг»:

  • Возможность настройки сложных тарифных планов, включая индивидуальные условия тарификации каждого конкретного клиента.
  • Быстрая кастомизация бизнес-процессов за счет использования встроенного BPMN движка.
  • Интегрированная платформа для построения оперативной отчетности для пользователей решения.
  • Мультитенантная архитектура позволяет работать независимыми сегментами в рамках одной установки решения.
  • Оптимизация решения обеспечивает невысокие требования к аппаратному обеспечению.
  • Низкая совокупная стоимость владения за счет реализации на свободно распространяемом системном ПО.

Недостатки «айФлекс Биллинг»:

  • Отсутствие информации о стоимости на сайте.
  • Сложность внедрения и настройки для небольших компаний.

Какую биллинговую систему выбрать?

Выбор биллинговой системы зависит от специфики бизнеса, его масштабов и потребностей: 

  • Для компаний из различных сфер бизнеса, использующих подписную модель, подойдут универсальные системы, такие как «Инферит Биллинг», АйФлекс Биллинг и PricePlan. 
  • Компаниям, работающим в сфере телекоммуникаций и хостинга, нужны специализированные решения, такие как Hydra Billing, Forward Billing и Onyma Billing.

При выборе биллинговой системы важно учитывать не только стоимость, но и такие аспекты, как функциональные возможности, удобство использования, совместимость с существующими системами, а также наличие оперативной технической поддержки. Оптимальная биллинговая платформа станет мощным инструментом для автоматизации процессов и повышения эффективности вашего бизнеса.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях