В ноябре 2024 г. в России начнет действовать закон, выводящий майнинг криптовалют из «тени» — майнеры смогут легализовать свою деятельность. В связи с этим спрос на оборудование для добычи криптовалют значительно возрос. Некоторые крупные поставщики отмечают, что он увеличился в три раза. Почему Правительство РФ решило пойти на такой шаг, повлияет ли он на рынок потребительских устройств и действительно ли хороша инициатива? Обо всем этом — в материале.
Рост спроса на оборудование для майнинга
После принятия закона о майнинге «фермеры» начали проявлять больший интерес к этой сфере. «Принятый закон о развитии майнинга ввел в правовое поле новую быстроразвивающуюся высокотехнологичную отрасль экономики», — отметил в интервью «Ъ» заместитель генерального директора по коммуникациям в компании BitRiver (импортер майнингового оборудования в России) Олег Огиенко. По его мнению, это стало отправной точкой для привлечения инвестиций в отрасль:
«С конца апреля, когда законопроекты были внесены в Госдуму, мы фиксируем рост спроса со стороны российских и зарубежных частных и институциональных заказчиков на наши услуги по сравнению с началом этого года».
Олег Огиенко, заместитель генерального директора по коммуникациям BitRiver
Тем не менее, интерес к оборудованию увеличился не только у представителей промышленного майнинга. Нелегальные майнеры также все активнее строят подземные фермы и передвижные установки для добычи криптовалют. Кроме того, на платформе «Авито» появилось множество объявлений о срочной покупке майнинг-оборудования, включая видеокарты и процессоры.
Директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов в интервью «Ъ» отметил, что принятие закона дало возможность безопасно приобретать оборудование для майнинга, устранив риски его изъятия. Он подчеркнул несколько факторов, способствующих росту спроса на майнинговую технику:
- во-первых, недавний халвинг биткойна стимулирует активность в майнинге, поскольку традиционно после него цена криптовалюты возрастает;
- во-вторых, введение государством четких правил регулирования предсказуемо дало импульс для развития этой отрасли;
- в-третьих, на рынке появились крупные инвесторы с существенными капиталами, которые до принятия закона не были уверены в целесообразности инвестиций.
Так, новый закон вводит в правовое поле ряд ключевых понятий, связанных с майнингом криптовалют, таких как «майнинг цифровой валюты», «майнинг-пул», «оператор майнинговой инфраструктуры» и другие. Он разрешает физическим лицам:
- пользоваться криптобиржами, виртуальными валютами, кошельками и обменниками. Из закона в последний момент убрали норму о предполагаемом запрете оборота цифровых валют в России;
- заниматься майнингом без включения в реестр Минцифры РФ, если они не превышают лимитов энергопотребления, которые установит правительство.
Кроме того, юрлицам и ИП законом будет разрешено:
- покупать виртуальные монеты;
- заниматься добычей криптовалют, если бизнес включен в реестр Минцифры РФ;
- быть оператором майнинговой инфраструктуры (лицом, которое предоставляет места для размещения и использования оборудования для добычи виртуальных валют), если бизнес входит в соответствующий реестр Минцифры РФ.
Рост спроса на оборудование для майнинга вполне ожидаем, учитывая увеличившийся интерес к криптовалютам со стороны граждан и бизнеса. Но почему этот закон столь важен для государства?
Причины возникновения законопроекта
После того как Китай наложил ограничения на операции с криптовалютой, Россия вышла на третье место по ее добыче в мире. На первом — США, на втором — Казахстан. Таким образом, в непосредственной близости от государства сформировался масштабный теневой бизнес. Сделать его прозрачным — очевидная идея: это моментальный приток весомых сумм в виде подоходных налогов и новые рабочие места.
К тому же легализация привлечет еще больше людей в сферу, ведь теперь им не нужно бояться изъятия «ферм» силовиками, а значит, их можно строить больше.
Собственно говоря, факты именно это и подтверждают: отсутствие необходимости скрывать свою деятельность и крайне низкие тарифы на электричество вместе создают очень благоприятные условия для «тяжелого» промышленного майнинга в РФ, от которого, по идее, выиграют обе стороны: правительство и сами «фермеры», однако есть нюансы.
Майнеры считают законопроект «сырым»
«Фермеры» считают, что инициативу нужно существенно дорабатывать. Смущают майнеров следующие тезисы в законе:
- криптодельцы будут вынуждены предоставлять информацию о своих кошельках и транзакциях в соответствующие органы;
- если регулятор посчитает транзакции подозрительными, их будет уполномочен отслеживать Росфинмониторинг;
- перевести криптовалюту в FIAT с использованием российской инфраструктуры будет невозможно;
- организация обращения криптомонет на территории государства также будет запрещена;
- предполагается ввод ограничений на майнинг в отдельных регионах.
Исходя из всего этого непонятно, как инициатива может повлиять на добычу в, например, Иркутской области, Бурятии и Забайкалье. Если локации попадут под запрет, то окупаемость майнинга может существенно снизиться из-за тарифов на электричество, которые в других регионах существенно выше.
Также неясно, как отчитываться перед органами за операции на зарубежных биржах или внебиржевых площадках: кому пойдет добытая «крипта» не понятно, поскольку установить, кто находится на другом конце «провода» невозможно. Таким образом, в случае если регулятор заподозрит, что получатель занимается незаконной деятельностью (отмывание преступных доходов или финансирование терроризма, например), то отправитель может попасть под удар закона.
Вдобавок ко всему представители майнинг-индустрии опасаются нововведений из-за того, что промышленный майнинг, согласно закону, должен осуществляться юридическими лицами. В то же время на практике порядка 90% добычи приходится на физические лица.
Что ждет рынок потребительских устройств
Несмотря на резко растущий интерес к майнингу в России, опасаться повторения событий 2020–2022 гг. не стоит. Редкие монеты сейчас добываются на видеокартах, в основном все перешли на ASIC — специализированное оборудование, спроектированное для работы с определенными алгоритмами добычи. Оно совершенно не связано с потребительскими устройствами и поэтому никак не повлияет на их цены или доступность у ритейлеров.