Что мы называем центрами обработки данных, и нужна ли им классификация

Более 80 тысяч стойко-мест. На такой уровень в текущем, 2024 году, должен выйти отечественный рынок дата-центров. Количество ЦОД в нашей стране растет вместе с потребностями бизнеса, госкорпораций и общества. На столь активное развитие этого сегмента ИТ, безусловно, влияет внедрение искусственного интеллекта, расширение облачных сервисов и спрос на гибкие и масштабируемые решения. Плюс — вечная тема: информации с каждым годом всё больше и все сложнее ее сохранять. 

Сегодня в России можно смело констатировать дефицит крупных хранилищ данных, способных обеспечить действительно надежный уровень отказоустойчивости и защиты от внешних обстоятельств. В этой связи многие крупные компании начали выделять в отдельные структуры свои вычислительные мощности. 

Однако встает вопрос, можем ли мы действительно называть их центрами обработки данных в полном смысле этого понятия. Или же ЦОД — это исключительно коммерческий термин. О том, что сегодня понимается под такими словами и каковы тенденции этого рынка, — обсуждаем с директором департамента инфраструктуры EdgeЦентр Алексеем Учакиным.

Что мы называем центрами обработки данных, и нужна ли им классификация

Черный ящик

Экономика данных с каждым годом требует более мощной инфраструктуры для хранения, обработки и передачи высоких объемов информации. Только по итогам прошлого года рынок коммерческих дата-центров в России вырос более чем на 20%. По прогнозам аналитиков, в 2024 году в эксплуатацию будут введены еще около 14 тысяч стоек. 

олько по итогам прошлого года рынок коммерческих дата-центров в России вырос более чем на 20%.

Однако даже при наличии такой потребности для большинства пользователей понятие «центр обработки данных» остается лишь словами, лишенными конкретного смысла — даже для сотрудников основных потребителей услуг ЦОД. 

Для многих ЦОД — это некий абстрактный черный ящик, в который «втекают» некие ресурсы и «вытекает» определенная информация. Что там внутри, на какие сегменты делится внутренняя работа — разбирается весьма ограниченный круг лиц. 

У центров обработки данных — свои технологии, как и у многих сфер. Например, у большого ресторана есть «грязные» и «чистые» зоны, холодные и горячие цеха и даже схема движения по коридорам исходных продуктов и готовых блюд. 

С другой стороны, детальное понимание принципов работы и регламентов дата-центров — это зона ответственности исключительно специалистов ЦОД. Клиент же ожидает, что услуги будут предоставлены в соответствии с его требованиями и заявленными характеристиками. Технические аспекты функционирования дата-центра не должны быть предметом его беспокойства. 

Как правило, в центрах обработки данных имеется несколько ключевых инженерных систем. Именно благодаря им площадки хранения и обработки данных могут работать эффективно и предоставлять надежные услуги. И первый нюанс в этом списке — все-таки ЦОД должен представлять собой отдельно стоящее здание. Если мы говорим о мощностях, размещенных внутри какого-либо строения, предназначенного для чего-либо еще (например, выделенный этаж внутри архива) — все же это будет серверная. Пусть и очень большая. 

Набор требований

Итак, у нас есть отдельное сооружение. Второе — это электричество. Для нормальной работы ЦОД необходимо обеспечить подключение к электросети через независимые источники питания, а также обеспечить наличие генераторов для бесперебойного снабжения. Третье — это системы охлаждения. Они должны предотвращать перегрев, используя не только кондиционеры, но и иные передовые методы.

Меры безопасности — следующий аспект: включают контроль доступа, видеонаблюдение, а также системы обнаружения и подавления пожара. Передача данных обеспечивается выделенными каналами и надежными сетями. Постоянный мониторинг гарантирует стабильность и оперативное решение проблем.

Помимо эффективной организации для повышения надежности в ЦОД обязательно должны работать схемы резервирования, которые будут применяться в зависимости от количества критических компонентов в системе, каждый из которых имеет решающее значение для ее работы.

Инфраструктура должна быть устойчива к катастрофам и иметь механизмы восстановления. В связи с последним требованием стоит отметить, что технический прогресс развивается не только на благо людей и цивилизации. Год от года возникают и новые угрозы, о которых еще какое-то время назад мы и подумать не могли. Владельцы дата-центров должны думать наперед. Безусловно, все просчитать нельзя, но нужно готовиться даже к невероятному: от всемирного потопа до зомби-апокалипсиса. Не говоря уже о кибер-преступниках.

Оценка как маркетинг

В России для оценки эффективности и надежности центров обработки данных принято использовать классификацию Tier от Uptime Institute. Она делится на четыре уровня, где Tier 1 — самый низкий, реализующий принцип базовой надежности, не предусматривающий даже наличие источника бесперебойного питания. Tier 4 в таком случае будет наивысшей степенью оценки в данной системе, благодаря усовершенствованным схемам резервирования. 

Время простоя ЦОД Tier 4 составляет всего лишь 0,8 часа в год, в то время как у Tier 1 — 30 часов. 

Сертификация нужна в первую очередь для потребителей: чтобы, выбирая, покупатель мог ориентироваться, что он покупает. Однако стоит заметить, что в рамках данной классификации уровень ЦОД определяется на этапе утверждения проекта. В этом есть определенная сложность, поскольку в процессе эксплуатации такой центр можно легко преобразовать как в более слабую версию, так и в более мощную. Поэтому при выборе площадки крайне важно обращать внимание не только на уровень, указанный в первичной документации. Стоит изучить, делал ли владелец аудит — оценивались ли как-то возможности ЦОД в процессе его существования.

Специалисты считают, что при выборе ЦОД важно не только ориентироваться на заявленный уровень классификации, но и глубоко изучить техническую документацию. Главный фактор, который приобретает клиент, — это гарантия бесперебойной работы. В случае возникновения простоев не имеет значения, где физически расположены серверы, так как доступ к ним теряется. Ключевая задача — убедиться, что дата-центр действительно способен обеспечить заявленную бесперебойность. Внимательно изучите схему подачи внешнего электропитания, внутреннюю систему энергоснабжения и охлаждения, а также методы резервирования данных. Классификация ЦОД имеет второстепенное значение — важнее разобраться в технических аспектах.

Дефицит коммерческих ЦОД

Если дата-центры строятся компанией для своих внутренних целей, применение классификации — абсолютно ненужная вещь. Проект будет предполагать определенный набор характеристик и решений, исходя из собственных задач.

Российские крупные компании сегодня действительно активно строят собственные центры в связи с нехваткой вычислительных мощностей на рынке. Особенно очевидна потребность в них у банков, промышленных предприятий и маркетплейсов. А когда речь идет о собственных площадках, логично называть это именно дата-центром. А ЦОД именовать все то, что имеет коммерческую суть.

По итогам прошлого года объем рынка коммерческих центров обработки данных в России достиг практически 100 млрд рублей. Это на 25% больше по сравнению с результатом за 2022 год, сообщает iKS-Consulting

Российская отрасль дата-центров активно развивается, что объясняется несколькими причинами:

  • уход из РФ зарубежных компаний на фоне сложившейся геополитической обстановки;
  • внедрение технологий искусственного интеллекта;
  • растущая потребность в высокопроизводительных вычислениях;
  • переход на цифровые сервисы;
  • ежегодный рост объемов хранимых и обрабатываемых данных; 
  • увеличение потребности в облачных сервисах. 

Большая часть новых мощностей — это стойки, арендованные крупными клиентами, которые нуждаются в аренде больших площадок, порой это выделенные операторские залы на несколько сотен мест.

Свое родное

Размещение мощностей в центре обработки данных дает компании множество преимуществ: устраняется необходимость в создании собственной серверной, при этом ты имеешь постоянный доступ к данным, снижены риски, связанные с перебоями в работе, проблемами подключения и отказами оборудования.

Центры обработки данных, обладая надежной и высокопроизводительной ИТ-инфраструктурой, включают в себя множество компонентов, таких как маршрутизаторы, коммутаторы, устройства безопасности, системы хранения, серверы, контроллеры доставки приложений и системы охлаждения. Постоянное совершенствование способствует внедрению новейших технологий и лучших практик для достижения оптимальной производительности. Однако возникает вопрос: в каких ситуациях крупной корпорации будет выгоднее построить собственный дата-центр, а не пользоваться услугами коммерческих ЦОДов?

Это имеет смысл, когда речь идет о более чем 500 стойках. Конечно, это серьезные вложения, так как «запустить» одну стойку стоит примерно 15 тыс. долларов. Например, сегодня один из гигантов российского бизнеса ведет строительство крупного центра на 5000 стоек в Великом Новгороде. Подобный подход, по их мнению, обеспечивает большую гибкость и эффективность в использовании вычислительных мощностей, что особенно важно для отраслей с высокой нагрузкой на ИТ-инфраструктуру.

При этом заказчиков все больше интересует развертывание решений на отдаленных друг от друга площадках, чтобы в случае физических атак не пострадал второй объект резервирования. Именно поэтому строительство ЦОД в провинциях в скором времени станет трендом развития рынка дата-центров. Несмотря на то, что сегодня львиная доля ЦОД строится в столице, многие компании уже начали размещать свои мощности в регионах. Как будет развиваться это направление, покажет ближайшее будущее.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях