Нужен ли айтишнику личный бренд?

На рынке труда личный бренд — не просто тренд, а важная часть карьеры. Он становится инструментом профессионального развития даже для тех, кто привык решать технические задачи «за кулисами». Для немедийных ИТ-специалистов — это настоящий вызов в борьбе за внимание и признание. Чем именно личный бренд айтишника отличается от бренда в других сферах, как его развивать и каких ошибок стоит избегать — обсудили с экспертами в ИТ-отрасли и бизнес-сообществе.

Нужен ли айтишнику личный бренд?

Что значит «личный бренд» в ИТ

Все мы слышали фразу «Дело не в том, что ты знаешь, а в том, кого ты знаешь». Но в современной технологической индустрии важнее то, кто знает вас. Именно здесь в игру вступает личный бренд.

«В сфере ИТ нет единого стандартного образа айтишника, поскольку здесь собрано множество различных, зачастую не связанных между собой компетенций. Для специалистов в этой области личный бренд — это способ публично верифицировать свои профессиональные навыки и качества». 

Олег Афанасьев, директор по продукту RuStore 

Эксперт подчеркивает, что недостаточно просто заявить о себе — необходимо обладать реальным опытом и экспертизой. Несмотря на невероятную дружелюбность ИТ-сообщества, признание приходит только благодаря высоким навыкам. 

«Личный бренд для ИТ-специалиста прежде всего строится на технических навыках, успешных проектах и способности решать сложные задачи. Для айтишника это скорее репутация эксперта, чем публичная медийность».

Иван Карпухин, директор по маркетингу ГК ITGLOBAL.COM

Айтишник с сильным личным брендом не ограничивается популярностью — он транслирует экспертные знания и ключевые компетенции, востребованные на рынке.

«Личный бренд айтишника – история про трансляцию его hard и soft skills в целях привлечения внимания со стороны целевой аудитории к его экспертности в ИТ-сфере. Сразу скажу, что в данном контексте не рассматривается обычный сторителлинг в соцсетях, к которому так многие привыкли, а также не про точечные выступления на конференциях и митапах. Это все должно быть реализовано в комплексе с помощью целого ряда инструментов, направленных не только на увеличение и рост аудитории, но и их удержание, дальнейшую конвертацию в роли потенциальных заказчиков».

Павел Тарасов, директор по маркетингу производственно-технологической компании «АРБАЙТ»

Однако личный бренд важен не только для продвижения себя как специалиста, но и для укрепления HR-имиджа компании. Он становится мощным инструментом, влияющим на восприятие организации как привлекательного работодателя.

«Личный бренд позволяет донести нужную информацию до целевой аудитории. Например, [бывший] ИТ-директор «Ростелекома» Кирилл Меньшов активно развивал свой личный бренд, чтобы привлечь в компанию талантливых специалистов».

Саша Сашурина, основательница коммуникационного агентства REMARK 

В чем выигрывает айтишник с сильным личным брендом 

Личный бренд в ИТ влияет на уровень доверия со стороны коллег и работодателей, а также на готовность клиентов и партнеров доверять сложные задачи. Однако главное — он определяет позиционирование на рынке труда. 

«На любом этапе карьеры личный бренд нужен для перехода на уровень вверх. Это главное, а в остальном сработает “принцип зачетки”: сначала вы работаете на личный бренд, а потом он работает на вас». 

Максим Оганов, основатель рекламного агентства «Oganov.Digital»

Так, на разных этапах карьеры личный бренд может оказать различное влияние. На старте — это эффективный способ быстрее найти стажировку или первую работу. Конечно, чаще хантят тех специалистов, которые зарекомендовали себя на рынке. А когда ты уже опытный специалист, например, middle, плавно переходящий в senior, сильный личный бренд открывает тебе двери к более интересным и высокооплачиваемым проектам и должностям.

«Во-первых, личный бренд повышает стоимость специалиста на рынке, стоимость его работы. Если его рекомендуют как высококвалифицированного профессионала, то оплата его участия в проекте будет на порядок выше по сравнению с малоизвестными людьми. Во-вторых, личный бренд открывает новые возможности реализации и развития: ему могут предложить провести обучение, платную консультацию, поучаствовать в жюри профессионального конкурса и т. д. А это в том числе может принести и дополнительный заработок».

Евгений Ласаев, руководитель отдела подбора персонала IW Group

Согласно исследованию Brand Builders Group и The Center for Generational Kinetics (CGK), 79% респондентов в возрасте 18–34 лет, 85% в возрасте 35–44 лет и 71% в возрасте 45–56 лет предпочитают работать с людьми, обладающими личным брендом. Эти цифры показывают: большинство платежеспособных клиентов скорее выберут тех, кто сумел заявить о себе как о надежном и узнаваемом профессионале.

«Личный бренд — это не только ваша экспертность за пределами компании, но и внутри нее. Например, вы можете организовывать внутренние образовательные программы. Чем больше специалистов вы подготовите, тем больше будет лояльных профессионалов и новых компаний на рынке, поддерживающих вас».

Олег Афанасьев, директор по продукту RuStore  

Иван Карпухин, директор по маркетингу ГК ITGLOBAL.COM, подчеркивает, что «В зрелом возрасте — это признание как эксперта, открытие новых возможностей, таких как консалтинг, обучение или запуск стартапа». 

«Помимо этого, сильный личный бренд айтишника позволяет ему стать постоянным спикером на крупных форумах, площадках и выставках, участвовать в роли колумниста для отраслевых и рейтинговых СМИ, а также получить статус бизнес-трекера или консультанта для крупных компаний».

Павел Тарасов, директор по маркетингу производственно-технологической компании «АРБАЙТ»

Однако достижение успеха требует значительно больше, чем просто участие в конференциях или активность в медиа. Личный бренд ИТ-специалиста — это сложный и многогранный процесс, включающий целенаправленную работу по созданию доверия, укреплению профессиональной репутации и постоянному расширению сети контактов в профессиональном сообществе.

Как ИТ-специалисту создать личный бренд 

Построение личного бренда не происходит в одночасье. Речь идет о непрерывном процессе, который требует последовательности, терпения, желания учиться и пробовать новое.

«Начать нужно с глубокого изучения своей профессии: теория и практика. Еще лучше выбрать узкое направление и специализироваться на нем: изучать, накапливать опыт, кейсы, тестировать новые инструменты и гипотезы, пробовать новые подходы и т.д.». 

Евгений Ласаев, руководитель отдела подбора персонала IW Group

Аналитика позволит не только лучше понять рынок и его тенденции, но и выстроить уникальный профессиональный путь, основываясь на экспериментах и опыте других ИТ-специалистов. Однако не стоит забывать о том, что нужно продолжать активно работать и запускать новые проекты.

«У меня может быть не самое популярное мнение, но стоит начать с работы. Запустите как можно больше проектов, учитесь, ошибайтесь, делайте выводы. Делитесь этим, тогда это будет содержательно».

Олег Афанасьев, директор по продукту RuStore 

Для формирования личного бренда можно использовать СМИ. По данным PR-менеджера сервиса журналистских запросов Pressfeed Юлии Соловьевой, в июле 2024 года специалисты проводили исследование взаимодействия PR и ИТ отделов в компаниях. В результате в Pressfeed выяснили, что 6% ИТ-компаний используют PR-продвижение айтишников в качестве нематериальной мотивации специалистов. Работа с квалифицированным пиарщиком значительно упрощает выстраивание личного бренда на начальном этапе.

«Публикации в СМИ имеют большое значение, так как это уже другой уровень медийности. СМИ могут быть подходящими платформами для публикаций, направленных на профессиональную аудиторию или простых людей, не имеющих глубоких знаний в ИТ».

Ольга Черных, PR-менеджер сервиса журналистских запросов Pressfeed

Чтобы стать более заметным, можно участвовать в конференциях, нетворкингах и организовывать обучение. 

«Выходите в офлайн: участвуйте в конференциях, заводите знакомства. Ищите учеников и тех, кому интересен ваш опыт. Курсы, которые ведете лично вы, — отличная составляющая личного бренда».

Максим Оганов, основатель рекламного агентства «Oganov.Digital»

Если на данный момент отсутствует возможность комментировать публикации в СМИ или выступать на публичных мероприятиях, всегда можно начать с более доступных форм самопрезентации, таких как ведение личного блога.

«Регулярно публикуя посты ИТ-тематики и отслеживая реакцию аудитории, молодой автор быстро поймет интересующие подписчиков темы, требуемый стиль изложения, формат контента и сможет подстроиться под интересы аудитории».

Александр Щукин, технический директор  хостинг-провайдера Tendence.ru

В эру диджитала это обязательно все больше профессионалов начинают осознавать, что онлайн-брендинг имеет решающее значение и может повлиять на карьеру. 

«Айтишнику стоит активно вести свои соцсети или блог только тогда, когда он четко зафиксировал понятные и измеримые цели продвижения личного бренда. Как уже ранее говорил, без плана с детализацией шагов достичь желаемого будет очень трудно – это приведет к растрате ресурсов и разочарованию».

Павел Тарасов, директор по маркетингу производственно-технологической компании «АРБАЙТ»

После того как стратегия формирования личного бренда определена, необходимо уделить внимание методам его поддержания и развития в онлайн-пространстве.

Где и что писать айтишникам, чтобы сформировать личный бренд 

При выборе площадки для построения личного бренда ключевым фактором является местонахождение вашей целевой аудитории. 

«Ваш личный бренд появится там, где ваша аудитория. Это ключевой принцип выбора площадок. Лично я осознанно пишу сразу на нескольких площадках, у каждой из которых своя цель. К примеру, во ВКонтакте одновременно есть и мои коллеги по рынку, и клиенты нашего продукта».

Олег Афанасьев, директор по продукту RuStore 

Эффективность выбора площадок во многом зависит от специфики профессиональной деятельности и аудитории, к которой вы хотите обратиться.

«Для российского ИТ-специалиста актуальны такие платформы, как Habr – для публикаций, GitHub – для демонстрации кода и проектов, а также LinkedIn – для профессиональных контактов».

Иван Карпухин, директор по маркетингу ГК ITGLOBAL.COM

Наряду с популярными платформами важно учитывать и личные источники контента. 

«Любые популярные платформы будут эффективны для построения бренда — заинтересованный зритель и читатель есть везде. Однако важно развивать также и собственный сайт, так как именно он принадлежит специалисту, в то время как платформы могут удалить или заблокировать контент пользователя или даже сами могут быть заблокированы».

Александр Щукин, технический директор  хостинг-провайдера Tendence.ru

При выборе платформы возникает вопрос: «О чем писать?». Помимо профессиональных тем, важно помнить о том, что контент должен быть сбалансированным и отражать вашу личность.

«Пишите о своих проектах, технологиях и идеях, которые вас вдохновляют. Это поможет привлечь внимание других специалистов и потенциальных работодателей».

Сергей Столпер, директор по развитию бизнеса ИТ-компании «Три точки»

Конечно, не стоит забывать, что айтишный контент – не всегда про серьезные, глубокие тематики и рабочие кейсы. 

«При ведении блога или соцсетей важно добавлять в контент «человечности». Личный бренд – это не только профессионализм и экспертность, но и про личность. Оптимальное соотношение – 80% профессионального контента и 20% личного».

Саша Сашурина, эксперт по личному бренду для топ-менеджеров, экспертов и предпринимателей, основательница коммуникационного агентства REMARK 

Создание личного бренда для айтишника — важный элемент профессионального роста и способ выделиться на высококонкурентном рынке. Поэтому личный бренд всегда про долгосрочную инвестицию в собственную карьеру, а не про краткосрочный проект. Но многие айтишники совершают ошибки, которые мешают им достичь желаемого результата.

Ошибки в построении личного бренда в ИТ 

При всем многообразии источников информации легко запутаться в том, как именно построить личный бренд. Если один источник советует поступать одним образом, то другая статья рекомендует совершенно противоположное. Поэтому нередко люди делают неверные выводы о личном брендинге.

«Одна из распространенных ошибок — пытаться охватить слишком много тем или начинать с саморекламы, не показывая реальные достижения. Лучше сосредоточьтесь на узкой области, где вы сильны».

Иван Карпухин, директор по маркетингу ГК ITGLOBAL.COM

Другие ошибки возникают из-за того, что ИТ-специалист стремится охватить все аспекты, связанные с формированием личного бренда. 

«Знать все — не ваша основная ценность. Главный капитал — знать то, что вы сделали, уметь объяснить, почему».

Олег Афанасьев, директор по продукту RuStore 

Также ошибки появляются из-за того, что цели продвижения остаются неясными — нет конкретного плана, а вопросы вроде «зачем мне это нужно?» и «что это даст?» остаются без ответов.

«Айтишники по своей сущности — это технари, поэтому во многом они ориентируются лишь на твердые факты, цифры и кейсы, забывая про такие не менее важные факторы, как насмотренность, цитируемость, вовлеченность аудитории и др. В этом случае им стоит поглубже ознакомиться с материалами сильных контент-маркетологов и экспертов в social media marketing (SMM), подписаться на их паблики и на практике пытаться воссоздать точь-в-точь такую же картину, но уже используя свой key of vision (ключевой образ)».

Павел Тарасов, директор по маркетингу производственно-технологической компании «АРБАЙТ»

И уж точно не стоит забывать, что быстро достичь результатов не получится, ведь построение бренда – кропотливая и последовательная работа, где важно проявить упорство и уж точно не сдаваться, если что-то не получится. 

«Сила бренда очень устойчива и способна приносить пользу и спустя много лет. Поэтому не стоить бросать работу над брендом после неудач: последовательность, регулярность и настойчивость в этом деле окупятся сторицей».

Александр Щукин, технический директор  хостинг-провайдера Tendence.ru

Итак, эксперты сходятся во мнении, что создание личного бренда — это длительный и систематический процесс. Сформированный имидж продолжает приносить результаты на протяжении многих лет, поэтому важно сохранять настойчивость, даже при неудачах.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях