Настройка и адаптация ИТ-продуктов под потребности конкретного бизнеса позволяет выстраивать рабочие процессы в компании более эффективно. Такую возможность дает кастомизация продуктов. Разберем подробнее, почему она необходима современному ИТ-рынку.
Кастомизация как тенденция на ИТ-рынке
Популярность кастомизации ИТ-продуктов на отечественном рынке становится все выше. По данным аналитики «Компьютерры», в 2024 году 100% российских digital-интеграторов и 66,7% системных интеграторов предлагают клиентам полную кастомизацию ИТ-решений. Такая статистика демонстрирует востребованность подхода на современном рынке.
Эта тенденция обусловлена привлекательностью кастомизированных решений для бизнеса. Очевидно, что разный бизнес имеет разные задачи и внутренние рабочие процессы, и именно поэтому необходимый функционал для каждой отдельной компании также будет отличаться от потребностей других. С точки зрения маркетинга кастомизация представляет собой «уникальное торговое предложение», так как позволяет учитывать интересы каждого заказчика.
Как работает кастомизация
По своей сути кастомизация — это процесс настройки ИТ-продукта под конкретные цели и задачи организации. Одни разработчики решений создают инструменты для самостоятельного изменения клиентом функционала и интерфейса продукта в зависимости от нужд бизнеса, а другие предлагают кастомизацию как услугу.
Кастомизация позволяет пользователю самому влиять на создание удобного и эффективного продукта на основе типового решения. Как при заказе бургера покупатель может убрать некоторые ингредиенты или, наоборот, добавить дополнительные, так и при покупке ИТ-продукта пользователю дают возможность изменить функционал или интерфейс.
Такой подход удобен тем, что в результате компания получает индивидуальное решение, наиболее подходящее под ее задачи.
Какая бывает кастомизация
Как правило, кастомизация делится на несколько видов, которые условно можно обозначить как полную, частичную и ограниченную кастомизацию.
Ограниченная кастомизация предлагает пользователям возможность внесения небольших изменений в продукт в рамках ограниченного числа предложенных опций. Такой вид кастомизации не позволит создать уникальный продукт, но все же даст шанс немного изменить его под свои цели. Например:
- изменение цветовой гаммы интерфейса;
- добавление простых функций, таких как создание дополнительных справочников.
Частичная кастомизация схожа с ограниченной, однако дает большую свободу в возможностях настройки продукта. Она проводится на основе существующих решений со значительной степенью адаптации. Чаще всего в рамках частичной кастомизации можно настроить:
- уникальные интеграции с внешними сервисами;
- специфические функции для конкретных задач бизнеса;
- особую маршрутизацию заявок.
Наконец, полная кастомизация предусматривает адаптацию решения под все требования клиента. Сюда же можно отнести разработку уникальных решений с нуля. Нередко разработчики, выпускающие типовой продукт, предлагают клиентам создание нового решения, которое будет полностью адаптировано под их компанию. Такая разработка стоит дороже, чем покупка типового продукта.
Стоит отметить, что существуют различные методы кастомизации: от настройки параметров и пользовательского интерфейса до добавления новых функций и даже изменения исходного кода решения.
Почему кастомизация необходима ИТ-бизнесу
Важно понимать, что кастомизация ИТ-решений необходима как пользователям продуктов, то есть тем, кто их покупает, так и тем, кто их продает.
Польза для вендоров
Вендорам кастомизация позволяет охватить более широкую аудиторию на рынке, так как продукт удовлетворяет разнообразные потребности клиентов. Также она повышает конкурентоспособность. Кастомизированный продукт индивидуален, а значит отличается от других предложений.
Более того, кастомизированные ИТ-решения связаны с пожеланиями клиентов, становясь стимулом для выбора конкретного вендора, а не типовых продуктов от его конкурентов.
Выгода для клиентов
Клиентам кастомизация помогает получить продукт, соответствующий их индивидуальным потребностям и решающий специфические задачи внутри их компании. Кроме того, она облегчает переход на отечественные аналоги зарубежного ПО, устраняя проблемы, связанные с адаптацией к новым продуктам из-за различий в интерфейсе и функционале.
Также, благодаря возможности адаптации к конкретным задачам, кастомизированные ИТ-решения значительно повышают эффективность рабочих процессов в компании. В свою очередь, более эффективная работа способствует увеличению прибыли и развитию бизнеса.
Таким образом, кастомизация важна для всех игроков на ИТ-рынке. Она позволяет вендорам предложить клиентам уникальный продукт, а клиентам — сделать свои бизнес-процессы более эффективными.