Made in China или как серверные решения из Китая меняют рынок

Современный рынок серверных решений продолжает развиваться, и китайские производители играют все более значимую роль в этом процессе, предлагая доступные и стандартизированные серверы, которые привлекают внимание многих российских компаний. Хотя, помимо преимуществ, существуют и некоторые вызовы, с которыми сталкиваются заказчики при использовании китайских серверов. Мы поговорили с генеральным директором ITPOD Ильей Борняковым и выяснили, как сейчас выглядит рынок серверных решений и какую роль здесь играют китайские производители.

Made in China или как серверные решения из Китая меняют рынокКакие факторы способствуют снижению стоимости продукции в ИТ-индустрии?

Основной канал поставки любых серверов стал Китай. Кроме того, набирают популярность китайские производители, о которых мало знали в РФ до 2022 года. Они стараются предлагать конкурентную стоимость относительно известных американских брендов — Dell, HPe, Cisco и т. д.

Рынок все еще учится работать в новой реальности, формировать требования к поставщикам, технической поддержке, штрафным санкциям. В последнее время стали популярны истории о серверах с б/у компонентами. То есть используется новая пустая серверная платформа, которая наполняется б/у компонентами и продается как новая, что, конечно, вызывает определенные сомнения у заказчиков, так как внешне серверы выглядят привлекательно, а внутри не всегда соответствуют ожиданиям. Это снижает стоимость. И, скорее всего, просуществует 1 год — срок базовой гарантии, который указывается в конкурсах для снижения стоимости.

Чем китайские серверы отличаются от брендовых?  

Современные китайские серверы отличаются от брендовых моделей только системой управления и внешним видом. Фабрики и заводы, которые производят оборудование — материнские платы, корпуса и блоки питания — уже и так давно работают на рынке и производят серверы для крупных брендов.

Несмотря на некоторые отличия в детализации и визуальном представлении, китайские серверы используют те же компоненты, что и популярные компании. Материнская плата, корпуса, блоки питания и другие составляющие от Intel, Samsung, Micron одинаковые и не отличаются от тех, что используются в серверах тех же DELL или Cisco.

Основное отличие — в системе управления. Китайская более простая, основана на открытых стандартах и ПО, содержит недостаточно информации (только серийный и парт-номер, объем, в то время как у того же Dell более 10 разных параметров), а иногда и ошибки.

Китайские серверы постепенно работают над улучшениями и вполне подходят для базовой работы, обеспечивая при этом довольно высокую производительность.

Мы у себя используем китайские серверы в части инфраструктуры ITGLOBAL.COM Cloud и справляемся. Уже 2 года живем без каких-то классных систем управления, которые есть у зарубежных вендоров.

Уже сейчас использование б/у компонентов отходит на второй план, ведь добросовестные китайские поставщики совсем не хотят, чтобы их ассоциировали исключительно с плохим качеством поставляемой продукции.

Если говорить про завод Gooxi, с которым мы сотрудничаем в плане производства серверов ITPOD, то они отказываются ставить б/у компоненты — для них важны качественное оборудование, новые компоненты, хорошая гарантия. И мы это ценим.

С какими вызовами сейчас сталкиваются заказчики и производители? 

Удешевление продукции влияет на рынок ИТ-продуктов, но вопрос уникальности и разнообразия остается открытым. В случае, когда нужно приобрести большое количество серверов, цена может стать определяющим фактором. Не стоит забывать обращать внимание на проверенных поставщиков и качество их оборудования.

Некоторые китайские производители сосредоточены только на сборке корпусов, они, например, не занимаются полным циклом производства серверов и «докупают» ту же материнскую плату у своего партнера. В таких случаях качество конечного продукта оставляет желать лучшего. Напротив, если поставщик самостоятельно производит все компоненты и собирает сервер от и до, то у клиентов, конечно же, такой подход вызывает больше доверия. 

Поставщик должен не только предлагать конкурентные цены, но и гарантировать качество и полную поддержку продукта. Важно, чтобы у него был локальный склад запчастей, сертифицированные инженеры и возможность оперативного обслуживания и настройки оборудования.

Китайские производители часто фокусируются на массовом производстве, не уделяя должного внимания вопросам сопровождения своих продуктов, например, в России. Поэтому в условиях B2B-рынка российские интеграторы добавляют свою сервисную составляющую к китайским продуктам. В свою очередь, это некая мотивация для компаний развития дополнительных программных продуктов на базе китайского оборудования.

К примеру, система хранения данных от вендора ITPOD (входит в состав ГК ITGLOBAL.COM) была разработана на базе китайских серверов. В качестве конечного продукта заказчик получает качественный сервис и релевантную стоимость благодаря локальному софту и зарубежному серверу.

Мы берем железо, добавляем наш софт, и получается законченное решение, которое решает все проблемы клиента с точки зрения мониторинга и обслуживания, предоставляя полноценную поддержку и максимальную экономическую эффективность.

Тендеры часто ориентированы исключительно на цену, что приводит к отсутствию необходимых требований к серверу. В результате, формально поставка осуществляется, отдел продаж выполняет свои KPI, но инженеры из-за этого страдают.

Должен соблюдаться некий баланс между стоимостью сервера, гарантией того, что все это заработает и закроет финальные задачи заказчика. Важно, чтобы партнер знал, как оперативно обслуживать оборудование. Например, сломалась плашка памяти, и мы вместе с партнером и заказчиком можем это детектировать, а после отправить замену в этот же день или на следующий рабочий день в зависимости от сервисного контракта.

Китайские производители и дальше продолжат доминировать на рынке?

Наверняка это ни для кого не секрет, что китайские производители — акулы в сегменте B2C.

Производство B2C продуктов позволяет китайским компаниям легко выходить на маркетплейсы и продавать напрямую потребителям. Простой продукт — простой доступ к конечному заказчику. А с серверными историями все сложнее.

Действительно, заводы, производящие серверы, не выходят на рынок самостоятельно и не позиционируют себя как вендор. Видят себя исключительно как производственные предприятия и предпочитают делегировать историю с кастомизацией и проверкой совместимости выбранных компонентов партнерам.

Китайские заводы пока не готовы брать на себя такую ответственность, поэтому и на российский рынок не стремятся выходить массово, за исключением работы с крупными заказчиками (у которых более 500-1000 одинаковых серверов), где требуется однотипная конфигурация.

Без партнеров существовать невозможно, и они пока не лезут в эту историю.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях