Важность импортозамещения и необходимость перехода на российское ПО, в частности, на операционные системы (ОС), сегодня уже не вызывают сомнений, а масштабные сбои в работе Microsoft Windows только укрепляют эту уверенность. Как подступиться к проекту перехода на отечественную ОС и рассчитать его стоимость, рассказывает Дмитрий Сорокин, директор по развитию бизнеса AlterSoft, производителя общесистемного и прикладного программного обеспечения ALMI Partner.
Риски, которые несет зависимость от иностранных разработчиков ПО и которые к тому же находятся в юрисдикции недружественных России стран, проявили себя со всей очевидностью еще несколько лет назад. Российский бизнес, вопреки ожиданиям западного мира, справился с ситуацией и пережил массовый исход иностранных вендоров ПО с отечественного рынка.
Согласно статистике доля компаний, добровольно встающих на путь импортозамещения, растет. Так, по оценке Strategy Partners, в 2023 году рынок российских операционных систем для персональных компьютеров и серверов вырос на 57% до 11,3 млрд рублей. Такой рост эксперты объясняют несколькими причинами:
- Повысилась технологическая зрелость российских ОС и накопился опыт их внедрения.
- Активизировались крупные и средние компании, на которые не распространяются регуляторные требования по переходу на российское ПО — это станет дополнительным драйвером рынка на ближайшие несколько лет.
- Государство продолжает стимулировать импортозамещение: до 1 января 2025 года на российское ПО должны перейти объекты критической информационной инфраструктуры. В 2023 году количество ОС в реестре российского ПО почти удвоилось.
Как выбрать ПО
Раньше выбор базового программного обеспечения практически отсутствовал — повсеместно использовалась Windows, которую по умолчанию поддерживают все информационные системы (ИС) и бизнес-приложения. Сегодня в реестре отечественного ПО имеется выбор из нескольких десятков операционных систем, и несмотря на то, что среди них есть ограниченное число лидеров, выбор в пользу конкретной платформы не всегда очевиден.
В такой ситуации логично выбрать ту ОС, которая совместима с используемыми информационными системами. В качестве примера можно привести организации, работающие в здравоохранении. Многие из них используют медицинскую информационную платформу «Ариадна» — и им подойдут только конкретные операционные системы. Иными словами, в каждом случае необходимо определить ключевые для предприятия специализированные ИС и подобрать для оснащения рабочих мест сотрудников те ОС, которые совместимы с ними. Вендоры регулярно публикуют информацию об этом.
Некоторые отраслевые регуляторы выпустили специальные рекомендации по порядку импортозамещения ПО и выбору конкретных решений. В них всегда учитываются те требования по совместимости, которые выдвигают ведомственные платформы. Свою специфику могут иметь и информационные системы, используемые на уровне регионального управления. Стоит отметить, что они далеко не всегда совпадают с уникальными особенностями инфраструктур предприятий, работающих в конкретной отрасли — в любом случае необходим индивидуальный подбор конкретного программного обеспечения по многим параметрам.
От чего зависит цена
Еще один очевидный фактор выбора конкретного решения — цена. Усредненной стоимости не существует. Цена конкретного решения всегда определяется особенностями информационной инфраструктуры заказчика и требованиями по совместимости ОС с другими системами, а также имеющимся оборудованием. Чем выше степень уникальности инфраструктуры — тем выше будут затраты.
Общий бюджет покупки пакета лицензий для предприятия зависит от стоимости оснащения необходимым ПО одного рабочего места. Это оставляет возможность для маневра. В тех случаях, когда базовая специализированная информационная система выдвигает особенные требования по совместимости, которые обеспечивают не все представленные на рынке ОС, есть возможность выбрать подходящую только для тех рабочих мест, которые будут использоваться для работы с отраслевой платформой. Остальные компьютеры можно оснастить исходя из стоимости лицензий на «обычные» операционные системы.
Однако наибольшие затраты, связанные с переходом на российское ПО, — вовсе не приобретение лицензий на импортонезависимые решения. Софт необходимо установить, настроить, в ряде случаев доработать, поддерживать и обновлять — все это требует отдельных инвестиций, пусть и растянутых по времени. Поэтому особенную важность играют услуги по поддержке, которые для некоторых компаний с недостаточно развитой цифровой культурой могут показаться излишними. Такое отношение может стать не просто ошибочным, но даже фатальным.
Поддержка важна еще и потому, что на практике рабочие места «собираются» из решений от разных поставщиков. При этом каждая рабочая станция может превратиться в настоящее «созвездие» ПО разных вендоров. В такой ситуации значительно облегчает жизнь выбор в пользу ОС и офисного пакета от одного разработчика. Они не только полностью совместимы, но и получают поддержку из одного источника, а это может оказаться значительно дешевле. Кроме того, такой шаг позволит сэкономить на стоимости проекта по внедрению.
На стоимость продукта может оказать влияние и имеющееся оборудование. Часто используются так называемые «толстые клиенты» — персональные компьютеры, на которые непосредственно устанавливается ПО. Но в целом ряде организаций получили распространение «тонкие клиенты» — устройства небольшой мощности и невысокой стоимости, которые обеспечивают доступ к ПО, размещенному на серверах или в облаке, через веб-браузер. Такой подход к использованию ПО позволяет экономить значительные деньги и на программном обеспечении, и на оборудовании.
Поэтому в рамках проекта по импортозамещению имеет смысл составить график перехода — дорожную карту замены ПО, которая учитывает возможную замену оборудования (рано или поздно менять компьютеры на новые приходится любой организации). В этом случае можно предусмотреть замену ПО на серверные или облачные решения одновременно с заменой рабочих станций, естественно, с учетом особенностей использования конкретных видов ПО, а также порядка доступа групп пользователей к системам и сервисам.
Что может пойти не так
Миграция на российские решения, даже базовые, такие как десктопные операционные системы или офисные средства — не самый простой проект. Практика показывает, что даже в организациях с высокоразвитыми ИТ не всегда есть компетенции для осуществления такой программы. В этом случае может быть полезно обращение к сторонним консультантам.
Кроме этого, при переходе на новое ПО необходимо решить ряд специфических задач.
Прежде всего, это обследование информационной инфраструктуры, которое должно предшествовать проекту. Оно позволит одновременно провести ревизию используемого программного обеспечения и оборудования, составить детальные требования к софту, который предстоит выбрать (в том числе — и в плане совместимости с используемыми платформенными решениями и отраслевыми требованиями, если такие имеются).
Эти обследования станут основой для составления графика перехода на отечественное ПО, в котором учитывается и критичность сроков замещения софта на отдельных группах рабочих мест, и возможность постепенной замены оборудования, и перспективы перевода части рабочих мест на тонкие клиенты, и множество других факторов. Особенно важна четкая дорожная карта замены ПО — она позволяет обеспечить непрерывность работы бизнеса.
Еще одна задача — подготовка экономического обоснования проекта, в котором учитываются требования к программному обеспечению для разных групп рабочих мест организации. Универсального решения не существует — каждая инфраструктура даже близких по характеру бизнесов имеет свои уникальные черты, которые необходимо учитывать и при подборе ПО, и при проведении миграции.
Наконец, важно подготовить к изменениям сотрудников. Отсутствие в интерфейсе привычной кнопки может стать для многих из них серьезной проблемой, вплоть до стрессов и объявления «итальянской забастовки». Чтобы избежать протеста против перехода на новое решение, важно объяснить, какую пользу получит компания и каждый специалист благодаря этому проекту, а также — обучить сотрудников работать с новой системой. Тогда переход будет комфортным и не скажется на продуктивности и лояльности работников.