Превратиться из творца в нервного менеджера — один из страхов разработчиков-стартаперов. Те, кого тяготят отношения с начальником, сотрудниками, инвесторами, клиентами, запускают проекты в одиночку и становятся солопренерами (от англ. solo entrepreneur). С одной стороны, соло-предприниматели гибкие, готовы быстро принимать решения, хорошо понимают, как с минимальными усилиями и ресурсами прийти к первому результату, а с другой стороны — у одного человека попросту не хватает времени на развитие и масштабирование проекта. Но нужно ли оно?
Наша статья — для тех, кто не верит в возможность создания прибыльных продуктов в одиночку. В интервью поговорили с тремя основателями, которые самостоятельно разработали hr-tech сервис, приложения для медитаций, видеошаблонов, домашних заданий и обработки отзывов на маркетплейсах.
О проектах основателей
- Павел Гнедков, основатель Hunt & Share, экосистемы hr-tech сервисов, которая помогает рекрутерам и сорсерам работать более эффективно и с меньшими усилиями. Это несколько Telegram-ботов и веб-сервисов для определенных задач: первый ищет кандидатов в соцсетях, индексируя более 5 млн. резюме, второй бот автоматизирует воронку в Telegram и обрабатывает отклики, третий — преобразует резюме в удобный формат и шаблон, исправляет ошибки и осуществляет перевод с любого языка.
- Сергей Турсунов, создатель CapKit, приложения с видео-шаблонами для TikTok (320 тыс. пользователей, ТОП-30 в категории «Фото и Видео» в России), приложения для решения домашних заданий NoProblem (популярно в США, достаточно поднести камеру телефона, сфотографировать задачу и получить готовое решение) и приложение для медитаций SPOKI (170 тыс. пользователей, ТОП-3 среди приложений по медитации в России.
- Илья Сергеев, создатель Realans, сервиса для обработки отзывов на маркетплейсах. Обычно этим занимаются сами предприниматели либо специально обученные люди. Сервис Realans позволяет автоматизировать этот процесс. Цель его создателя в том, чтобы любой предприниматель, имеющий магазин на маркетплейсе или работающий в сфере электронной коммерции, мог освободиться от рутинных однообразных процессов.
— Почему решили заниматься в одиночку?
Павел Гнедков: Я решил заниматься в одиночку, потому что уже имел успешный опыт ведения бизнеса самостоятельно. Работая в небольшой команде, я мог быстро адаптироваться и принимать решения без необходимости долгих обсуждений. Кроме того, это позволяет обходиться без внешних инвестиций на ранних этапах и меняться максимально быстро.
Сергей Турсунов: Мы с партнером еще 8 лет назад полюбили хакатоны, и солопренерство — еще одна разновидность такого рода занятий.
Илья Сергеев: Изначально этим проектом занимались вчетвером, но так сложились обстоятельства, что произошла неудача — мы потеряли первого крупного клиента, и у команды пропала мотивация. В итоге, я остался один и продолжил анализировать конкурентов. Потом нашел парня, который занимался тем же самым делом и тоже в одиночку, поэтому предложил ему объединиться, и вот уже три месяца мы работаем вместе.
— Чем соло-предприниматель отличается от фрилансера?
Павел Гнедков: Соло-предприниматель создает собственный бизнес, строя долгосрочную стратегию и развивая продукт или услугу. В отличие от фрилансера, который выполняет отдельные проекты для других клиентов, соло-предприниматель берет на себя всю ответственность за бизнес, включая управление, маркетинг, продажи и обслуживание клиентов.
Сергей Турсунов: Думаю, в случае фриланса — фиксированная плата, а у соло-предпринимателя — это инвестиция в будущую прибыль (или убыток — уж как повезет).
Илья Сергеев: Я считаю, что соло-предприниматель отличается от фрилансера в первую очередь амбициями. Для меня фриланс — это выполнение заказов без создания чего-то нового в индустрии, а цель предпринимателя — создать дело, которое будет приносить пользу окружающим и сможет работать автономно.
— А в чем отличие солопренера от обычного предпринимателя?
Павел Гнедков: Толком ничем не отличаются. Изначально в голове рождается мысль о начинающем и пока неопытном индивиде. Но это ошибка, наоборот, солопренер — это предприниматель, который хорошо оптимизирует свои ресурсы. Как мне кажется, это приходит с опытом. И в рамках своего пути серийного предпринимательства я дошел до этого далеко не с первого раза. Поэтому солопренер — это зачастую даже более опытный предприниматель.
Сергей Турсунов: Боюсь, что ничем не отличаются, разве что масштабом и неготовностью брать венчурные инвестиции. Возможно, отчасти это из-за страха потерять контроль над бизнесом. Может, и наше солопренерство вырастет в классическое предпринимательство с венчуром.
— Привлекали финансирование для стартапа или делали проект на собственные средства?
Павел Гнедков: Для финансирования проекта много денег не потребовалось. Большую часть работ я оплачивал со своей зарплаты и сам работал по вечерам или утром во внерабочее время, но при этом я постарался как можно быстрее вывести продукт на первые оплаты. Сейчас финансируем наш проект из собственных средств, зарабатываемых с помощью бота, и постепенно выводим микропродукты, сразу их монетизируя.
Сергей Турсунов: Мы делаем проект на собственные деньги, и пока не привлекали венчурные инвестиции. Но готовим большой проект, который возможно потребует бюджет для большой маркетинговой кампании.
Илья Сергеев: Финансирование старта полностью было за счет собственных средств и энтузиазма.
— В чем основные риски для проекта, который строится в одиночку?
Павел Гнедков: Наши конкуренты — это уже состоявшиеся компании, существующие на рынке много лет. Чтобы оставаться на рынке секрет прост — нужно быть быстрее в два раза, ловчее — в три и работать в 5 раз больше.
Сергей Турсунов: Большие рекламные бюджеты венчурных компаний, но нам помогает хорошее понимание инфлюенс-маркетинга, который позволяет уменьшить стоимость привлечения пользователя.
Илья Сергеев: Риски нашего проекта заключаются в том, что его можно легко скопировать. Мы минимизируем эти риски за счет команды, придумывая новые решения.
— Какие планы по масштабированию?
Павел Гнедков: Наши планы по масштабированию включают расширение клиентской базы и географического покрытия, добавление новых функциональностей. Мы уже установили партнерства с различными компаниями и агентствами, и продолжаем искать новые возможности для сотрудничества.
Сергей Турсунов: У нас основной фокус на рынок США, основная цель — 150 тыс. платящих пользователей для $1m MRR на всей группе приложений.
Илья Сергеев: Наши планы на масштабирование — стать №1 среди сервисов для работы с маркетплейсами. Также с помощью нейронных сетей мы будем выполнять аналитику для понимания сильных и слабых сторон клиента. Когда пользователь подключает наш сервис, мы автоматически анализируем его товар и магазин на основании исторических данных и предоставляем отчет.
— Кто эффективнее — команда или соло-предприниматель?
Павел Гнедков: Эффективность зависит от конкретной ситуации. На начальных этапах соло-предприниматель может быть более гибким и быстро адаптироваться к изменениям. Однако по мере роста бизнеса наличие команды становится важным. Я немного занимался парусным спортом, и аналогия тут достаточно прямая: чем меньше твое судно, тем проще сделать поворот.
Сергей Турсунов: Отсутствие лишней коммуникации — самая высшая ценность, поэтому на начальных этапах солопренер явно выигрывает в скорости.
Илья Сергеев: На мой взгляд, эффективнее всего работает команда.
— В чем, по-вашему, причины роста числа одиночных основателей?
Павел Гнедков: Рост числа одиночных основателей можно объяснить развитием технологий, которые делают запуск и управление бизнесом более доступными. Интернет, облачные сервисы и платформы для удаленной работы позволяют людям начинать бизнес с минимальными затратами.
Сергей Турсунов: Тоже подчеркну доступность технологий и постоянно увеличивающуюся скорость разработки готового продукта, особенно с появлением AI.
Илья Сергеев: Я не знаком с этой статистикой. Если это действительно так, то причиной роста предпринимательства является капитализм.
— Что инвесторы думают об одиночках и командах?
Павел Гнедков: Инвесторы часто предпочитают команды, так как наличие нескольких основателей снижает риски и увеличивает вероятность успеха проекта. Однако на раннем этапе без команды вам не нужны инвесторы, и вы им тоже. Инвесторы могут понадобиться на более поздних этапах, когда уже будет сформированная команда и устоявшийся бизнес. Хочу заметить, что многие крупные корпорации начинались как проект солопренера. Например, Пьер Омидьяр начал eBay как индивидуальный проект.
Сергей Турсунов: Думаю, что инвесторы сочувствуют. Все-таки солопренерство — не про командную игру (на первый взгляд), поэтому классические команды будут смотреться выигрышнее на их фоне.
Илья Сергеев: Я считаю, что всем интереснее работать в команде, потому что это есть множество разных взглядов. Однако в команде обязательно должен быть лидер, который умеет слушать, но принимает окончательные решения.
— Чем соло-предприниматели полезны для крупных технологических компаний?
Павел Гнедков: Их можно купить или как минимум купить их услуги или сервисы. Польза соло-предпринимателей в инициативности и гибкости. Если корпорации — это медленные старики, то солопренеры — это новые органы для их дряхлых тел.
Сергей Турсунов: Солопренеры готовы быстро построить B2B-продукт, который будет работать на благо крупной технологической компании.
Илья Сергеев: Соло-предприниматели являются генераторами новых идей. Многие из этих идей не воплощаются, но те, которые выживают, приносят результаты.
— Расскажите о самых больших проблемах, с которыми сталкивались как основатель-одиночка.
Павел Гнедков: Прежде всего, это страх уйти с работы и остаться только на доходе с еще неоформленного стартапа. Но худшее, что может случится — это то, что ты вернешься в найм. Еще одна проблемы есть в привлечении экспертов для проектирования. Нам нужны ML-инженеры высокого грейда, а среди фрилансеров их трудно найти.
Сергей Турсунов: Наша основная проблема — длина разработки. Мы часто много времени тратили на продукт, в итоге угасал интерес. Оптимально — построить что-либо за две недели и обкатать уже на первых пользователях
Илья Сергеев: Самая большая проблема у меня была, когда распалась наша команда, с которой начинали. Было очень тяжело принимать решение работать дальше в одиночку, потому что изначально все прикладывали усилия к общему делу.
— Как понять, подходит ли вам роль соло-предпринимателя?
Павел Гнедков: Роль соло-предпринимателя подходит любому предпринимателю. Это как в отношениях: если вам нехорошо одному, то и с кем-то лучше не будет. Партнер в бизнесе не сделает вас более самодостаточным, и если чувствуете себя полноценным без команды, то соло-предпринимательство — это для вас.
Сергей Турсунов: Чтобы понять, надо попробовать. Достаточно иметь перед собой ноутбук и голову на плечах, чтобы начать делать проект, который можно будет показать своих друзьям и потенциальным клиентам.
Илья Сергеев: На начальном этапе любому человеку подходит роль соло-предпринимателя. Потом успешные проекты собирают команды, которые добиваются больших успехов, а некоторые остаются соло-предпринимателями и продолжают свою деятельность.
— Что бы вы посоветовали тем, кто планирует вести проекты в одиночку?
Павел Гнедков: Мой совет начинающим предпринимателям — предпринимать. Даже если страшно или если говорят, что не пойдет. Даже если не уверены или это последние деньги. Предпринимайте, и даже если не получится, вы не пожалеете.
Сергей Турсунов: Терпения!
Илья Сергеев: Я бы посоветовал не бояться делать и любить то дело, которым занимаешься.