Облачные технологии для бизнеса и как они устроены

В России половина компаний пока не использует облачные решения. Однако те, кто «распробовал» облака, уже не понимают, как без них работать. Главное качество таких технологий — универсальность, поэтому они подходят бизнесу любого масштаба и направленности.

В статье провайдер «Инферит Облако» собрал ответы на основные вопросы про облачные сервисы, их устройство и пользу. 

абстракция с облаками
erid: 2VfnxxV5jAG

Понятие облачных технологий

Облачные технологии (cloud computing) — технология предоставления удаленного доступа к различным услугам, в том числе хранению и управлению, приложениям и вычислительным мощностям.

Люди сталкиваемся с облачными вычислениями каждый день. Почтовый ящик, фотографии в Google Диск или любимый сериал по подписке — все это работает как доступ к серверу. Нужные файлы не хранятся на вашем компьютере, но можно получить к ним быстрый доступ благодаря современным технологиям облачных вычислений.

Кстати, серверы для облаков — это отдельный вид искусства. Вот так выглядят серверы «Инферит»:

Серверы «Инферит Облако», установленные в одном из московских центров обработки данных
Серверы «Инферит Облако», установленные в одном из московских центров обработки данных

Название «облака» — дань традиции. Пионеры развития интернета любили объяснять принципы его работы на блок-схемах. Там изображение облака использовалось для обозначения большой сети, особенно тех ее частей, которые не были важны с точки зрения пользователя. Символ облака помог упростить сложную инфраструктуру, превратив ее в нечто абстрактное и понятное.

Вот самая известная цитата Кевина Маркса из Google на этот счет: «Облако появилось в первые дни существования интернета, когда мы рисовали сеть в виде облака. Например, важно, что сообщение дойдет до нужного человека, а маршрут скрывался облаком, потому что пользователю это не важно».

Облачные технологии применяются повсеместно, а основные бизнес-сценарии следующие:

  • Хранение и управление данными. Облака позволяют компаниям хранить и извлекать любые объемы данных, обеспечивают экономичные и безопасные варианты хранения, которые масштабируются в соответствии с потребностями бизнеса.
  • Разработка и внедрение ПО. Разработчики создают и развертывают приложения, не беспокоясь об управлении базовой инфраструктурой. Это значительно ускоряет разработку.
  • Виртуальные машины. Доступные вычислительные мощности, которые можно использовать для запуска приложений, анализа данных или запуска сайтов без вложений в физическое оборудование.
  • Большие данные и аналитика. Облака помогут быстро и эффективно анализировать большие наборы данных с помощью SQL и инструментов бизнес-аналитики.
  • Интернет вещей (IoT). Управление сетью подключенных устройств любых масштабов. Также позволяет собирать аналитику и автоматизировать процессы.
  • Планирование ресурсов бизнеса (ERP). Подобные решения часто развертываются в облаке. ERP объединяют основные бизнес-процессы, такие как финансы, управление персоналом и цепочками поставок, в единую систему, повышая эффективность и эффективность принятия решений.
  • Цифровая трансформация и инновации. Облачные сервисы позволяют бизнесу быстро внедрять новые продукты и услуги, адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям и постоянно внедрять инновации без ограничений традиционной ИТ-инфраструктуры.

Преимущества облаков перед собственным «железом» 

Кажется, что можно поставить компьютер в подсобке — это будет проще. Обычный компьютер справится с поддержкой локальной сети в офисе на 15-20 человек. Для комплексных задач понадобится пусть и небольшой, но дата-центр.

Также собственная инфраструктура требует особого внимания. Компании придется:

  • покупать и обновлять оборудование и ПО;
  • искать пространство для локального дата-центра, расширять его при необходимости;
  • обслуживать серверы, следить за их непрерывной работой;
  • обеспечивать полную защиту от киберугроз;
  • организовывать площадки для резервного копирования;
  • нанимать ИТ-специалистов, которые будет поддерживать всю инфраструктуру.

Ситуация может быть еще сложнее. Например, есть отраслевые и государственные стандарты защиты сетей и данных. Для финансового сектора это требования ЦБ: ГОСТ Р 57580.1-2017 и 152-ФЗ «О персональных данных». 

Если бизнес развивает собственную инфраструктуру, все трудности по ее содержанию и развитию ложатся на компанию.

Другой вариант — это выбрать облачного провайдера, который возьмет на себя и обслуживание инфраструктуры, и соблюдение законодательных мер. Инфраструктура «Инферит Облако» базируется на двух площадках: в собственном ЦОДе во Фрязино, в особой экономической зоне «Исток», и партнерском ЦОДе TIER-3, одном из лидеров рынка. Облачные технологии и сервисы «Инферит» объединены в едином интерфейсе и доступны через удобную консоль.

Основные преимущества облачных вычислений:

  • Масштабируемость и гибкость. Облачные решения позволяют бизнесу корректировать ресурсы в соответствии с потребностями. Например, торговая компания может подключить дополнительные мощности в сезон распродаж, чтобы ее сервисы справились с повышенной нагрузкой.
  • Экономическая эффективность. Переход к облачной инфраструктуре значительно сокращает капитальные затраты на физическое оборудование и связанное с ним техническое обслуживание.
  • Эффективная командная работа. Облачные инструменты для совместной работы облегчают взаимодействие в режиме реального времени и обмен файлами между глобальными командами. Это повышает производительность распределенных команд.
  • Безопасность данных. Провайдеры внедряют актуальные меры безопасности и работают по ГОСТам и сертификатам. Эти меры обеспечивают защиту корпоративных данных и соответствие операций отраслевым нормативным требованиям.
  • Стабильность работы. Облачная инфраструктура включает в себя возможности аварийного восстановления и резервного копирования. Никто не застрахован от потери данных или системных сбоев, а меры безопасности сведут к минимуму время простоя и защитят критически важные бизнес-функции.
  • Быстрое развертывание и доступ к инновациям. Бизнес получает доступ к передовым технологиям, таким как искусственный интеллект, машинное обучение и интернет вещей.

Виды облаков: публичное, частное и гибридное

Эти три типа облаков — публичное, частное и гибридное — предоставляют различные уровни контроля, безопасности и затрат, что позволяет организациям выбирать наиболее подходящее решение в зависимости от конкретных потребностей.

Публичное облако

Предоставляется поставщиком платформ облачных вычислений. Он берет на себя все задачи по настройке и предоставлению необходимых ресурсов по запросу.

Со стороны это выглядит так: у провайдера стоит физический сервер. На него установили специальное ПО — среду виртуализации. Это позволило разделить физический сервер на несколько виртуальных. Все они работают на одном железе, но не пересекаются между собой. 

Например, две компании арендуют у провайдера виртуальные серверы. Они находятся на одном физическом оборудовании, но на работе приложений это никак не отражается.

Подход помогает бизнесу экономить на инфраструктуре. Не нужно содержать собственное железо — достаточно арендовать столько мощностей, сколько нужно.

Частное облако

Частное облако создается и управляется бизнесом для собственных нужд, либо с помощью провайдера на собственной инфраструктуре. В этом случае отдел администрирования закупает оборудование, настраивает его и предоставляет доступ к вычислительным мощностям различным подразделениям внутри компании.

Например, администраторы могут выделить виртуальные серверы для отдела бизнес-аналитики. В случае частного облака бизнес несет все финансовые и инфраструктурные расходы на содержание системы. Если возникнут проблемы, чинить их придется владельцам облака.

Частное облако подходит для компаний с высокими требованиями к безопасности. Это особенно важно, если необходим полный контроль за данными или если компания работает с информацией, на которую распространяются требования законодательства.

Гибридное облако

Гибридное облако представляет собой комбинацию внутренних и публичных облаков. Часть нагрузки и данных обрабатывается во внутреннем облаке, а часть — в публичном облаке провайдера, между которыми установлены связи для обмена данными.

Такой тип облака используется, когда у организации периодически увеличивается нагрузка на серверы или требуются большие вычислительные мощности на короткий срок. Основное время компания работает на своих серверах, а публичное облако используется при росте нагрузки.

Гибридное облако также часто применяется для резервного копирования данных. В этом случае основные процессы происходят на серверах компании, а облако провайдера служит резервным хранилищем.

Вопросы безопасности

Безопасность — понятие многогранное, особенно в XXI веке. Вот как выстраивают защиту облачные провайдеры:

  • Физическая безопасность. Дата-центры расположены в безопасных местах и оснащены многоуровневыми системами контроля доступа, видеонаблюдением и охраной. Доступ к оборудованию ограничен и предоставляется только авторизованному персоналу.
  • Сетевая безопасность. Провайдеры используют продвинутую защиту от DDoS-атак, инструменты для управления сетью, чтобы контролировать входящий и исходящий трафик. И не стоит забывать о шифровании данных.
  • SLA. Соглашение об уровне обслуживания (SLA) — своего рода гарантия на облачные сервисы. Это официальный документ, в котором подробно описывается, чего ожидать в отношении производительности и времени безотказной работы. Например, соглашение SLA на уровне 99,5% гарантирует, что сервис будет простаивать только 9 часов в течение года.
  • Резервное копирование. Современные сервисы развиваются стремительно, это касается и надежности ИТ-инфраструктуры. Однако никто не застрахован от сбоев на уровне оборудования, виртуальных машин и операционной системы. Также не стоит забывать о человеческом факторе. Поэтому провайдеры используют резервное копирование. Оно поможет быстро восстановить приложения без потери данных.
  • Соответствие стандартам. У российских законов есть специфические требования к облачным сервисам. Например, без сертификации по 152-ФЗ нельзя работать с персональными данными, а без ГОСТ Р57580.1-2017 — проводить банковские операции. В отдельных случаях провайдер должен входить в единый реестр хостинг-провайдеров России.
  • Поддержка и лучшие практики. Часто провайдеры поддерживает клиентов, предоставляя документацию, учебные материалы и рекомендации по безопасности.

Не стоит забывать и о защите бюджета. Для создания физической инфраструктуры нужно оборудование, помещение и другие пункты расходов. Все это превращается в капитальные затраты, которые нужны в моменте (CAPEX). Облачные сервисы, наоборот, требуют операционных вложений (OPEX). В этом случае расходы распределяются во времени в виде ежемесячных или ежегодных платежей за используемые услуги.

OPEX удобнее для бизнеса, особенно для стартапов, малых и средних предприятий, поскольку снижает необходимость в крупных первоначальных инвестициях.

У облачных провайдеров есть подробная тарификация с разбивкой затрат, связанных с каждой услугой. Такая прозрачность помогает компаниям понять, за что именно они платят. Управлять финансами также легко, как мобильной связью на смартфоне. 

Модель тарификации — совершенно другой вопрос. Она зависит не только от провайдера, но и от самой облачной услуги. Например, тарифы на IaaS, PaaS и SaaS обычно отличаются. Для примера, в «Инферит Облако» используется модель Pay-as-you-go, то есть средства списываются за использованные мощности с учетом их реальной нагрузки за расчетный период с точностью до секунды. Это удобно, так как позволяет быстро получить нужные ресурсы в случае увеличения нагрузки, а также не переплачивать за простаивающие мощности, когда они не нужны.

Как выбрать облачного провайдера

  1. Выбор надежного провайдера. Ищите провайдера, который самостоятельно разрабатывает свои облачные решения, а не просто поставляет сторонние продукты. Выбирайте сервисы, построенные на открытом исходном коде, чтобы избежать зависимости от одного поставщика.
  2. Проверка гарантий в SLA. Изучите соглашение об уровне сервиса (SLA), которое представляет собой договор между провайдером и клиентом. SLA должен подробно описывать уровень предоставляемых услуг, права и обязанности сторон, время доступности сервисов и сроки устранения сбоев. Например, в зависимости от конфигурации, «Инферит Облако» гарантирует доступность сервиса до 99,95%.
  3. Условия работы с данными. Убедитесь, что в договоре четко прописано, как будут обрабатываться ваши данные и что произойдет с ними при расторжении договора.
  4. Сертификация провайдера. Проверьте, имеет ли провайдер необходимые сертификации для работы с вашим типом данных. Например, персональные данные граждан России должны храниться на территории РФ, а платформа провайдера должна быть аттестована согласно законодательству о защите персональных данных. Так, «Инферит Облако» входит в реестр хостинг-провайдеров России, что подтверждает высокий уровень безопасности.

Реклама. ООО «Инферит» ИНН 5050155270

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях