Российская индустрия программного обеспечения в 2023 году выросла почти до 2 трлн рублей при всех потерях за рубежом. Об этом заявил президент НП «Руссофт» Валентин Макаров на пресс-конференции ассоциации в Москве. Продажи софтверных компаний на внутреннем рынке увеличились до 1,51 трлн рублей, а объем продаж услуг по заказной разработке ПО составил по итогам минувшего года примерно 205 млрд рублей. По данным исследования ассоциации, темпы роста продаж на внутреннем рынке продолжатся, а увеличение составит 36%.
«Компьютерра» посетила пресс-конференцию и собрала самые полезные заявления и советы от топовых спикеров ИТ отрасли.
Фокусируйтесь на уникальных разработках, а не импортозамещении
На заказную разработку ПО на внутреннем рынке приходилось до 2022 года около 70% продаж сервисных компаний и до 20% — продуктовых, рассказал в ходе пресс-конференции «Стратегия развития ИТ-бизнеса в условиях Экономики данных и Многополярного мира» Валентин Макаров. По его словам, в сравнении с прошлым годом, наблюдается большое снижение — до 28,9% и 7,4%. Это отражает стремление создавать новые решения на замену продуктов зарубежных компаний. А как же уникальные отечественные разработки?
«Объем продаж услуг по заказной разработке ПО на внутреннем рынке составил по итогам 2023 года примерно 205 млрд рублей, значительно сократившись относительно аналогичного показателя в 2021 и 2022 годах около 265 млрд рублей. По итогам 2021 года было зафиксировано увеличение дохода от предоставления этих услуг внутри России на 20-21%».
Валентин Макаров, президент НП «Руссофт»
При импортозамещении зарубежных ИТ-продуктов создавайте условия для их устойчивого развития в стране
Значение выхода из тактики импортозамещения к стратегии технологического развития обозначил и СЕО ГК Softline Владимир Лавров. Он считает, что для успешного продвижения в области импортозамещения необходимо не только переключиться на отечественные продукты, но и сформировать устойчивую экосистему для их развития.
«Для успешного импортозамещения важно не только переориентироваться на российские продукты, но и формировать устойчивую экосистему для их развития. Поэтому ключевой задачей ИТ-рынка становится переход от предложения российскому заказчику отдельных импортозамещающих продуктов к комплексному интегрированному подходу и реализации стратегии цифровой независимости и лидерства».
Владимир Лавров, СЕО ГК Softline
Импортозамещяя зарубежные технологии — внедряйте в продукт полностью отечественные ИТ-решения
Генеральный директор Базальт СПО Сергей Трандин в ходе дискуссии отметил значимость подлинного технологического суверенитета России, где будут создавать не только ИТ-продукты, но и полностью российские технологии для создания и развития собственных ИТ-решений.
«Уже сейчас на рынке существуют крупные компании, занимающиеся разработкой. Они заинтересованы в платформенных решениях, на базе которых можно создавать свое ПО под массу специализированных задач. Им нужен не просто товар, а завод, который будет этот товар производить. В связи с этим в 2024 году было принято решение создать продукт «Альт Платформа» — технологический комплекс для сборки программного обеспечения».
Сергей Трандин, генеральный директор Базальт СПО
При выходе ИТ-компании на рынок «дружественных стран», изучите алгоритм получения экспортной выручки
По прогнозу «Руссофт», в 2024 году ожидается значительное увеличение продаж российских ИТ-продуктов в «дружественных странах». В то же время сокращения продаж до нуля в «недружественных странах» не будет. Более того, не менее 6% компаний еще изучают возможность выхода на рынки США и Европы.
Опираясь на личный опыт ведения софт бизнеса в «дружественных странах», председатель правления SPIRIT и генеральный директор VideoMost Андрей Свириденко обращает внимание на проблему с проведением платежей и получением экспортной выручки.
«Российские вендоры, готовые поставлять ПО для снижения зависимости дружественных стран от мировых монополистов, оказались сегодня в ситуации, когда доходы от западного экспорта упали до нуля, а развитие экспорта на Ближний Восток, ЮВА, Южную Америку и Африку требует дополнительных инвестиций в поиск партнеров, налаживание связей, локализацию продуктов, открытие местных юр.лиц и т.д.».
Андрей Свириденко, председатель правления SPIRIT и генеральный директор VideoMost
По данным исследования «Руссофт», при сохранении высоких темпов роста продаж внутри России и хотя бы небольшом росте экспорта совокупный оборот российских софтверных компаний увеличится примерно на треть и превысит 2,5 трлн рублей.