ВТБ завершает объединение с «Открытием»: что ждет клиентов

Процесс поглощения «Открытия» банком ВТБ подходит к завершению, к концу 2024 года ожидается полное окончание интеграции. Слияние ИТ-инфраструктуры обоих компаний создаст прочную основу для дальнейшей работы банков, оптимизирует их операционную эффективность. Эксперты финансового сектора рассказали «Компьютерре» о процессе слияния банков и обозначили проблемы в сегменте ИТ, с которыми столкнулись компании. 

два здания

Недоимпортозамещенный ИТ и что изменится для клиентов «Открытия»

Совет директоров Банка России в 2022 году принял решение отдать ВТБ 100% акций ПАО «ФК Открытие», оценив их стоимость в диапазоне 328–374 млрд рублей. В начале июня текущего года председатель правления банка «Открытие» Михаил Алексеев заявил, что интеграция банков была разделена на несколько этапов, и в этом году подходит к финалу.

«Процесс интеграции разделен на этапы. Первый этап — подготовительный: весь 2023 год «Открытие» продолжал работать без изменений, и параллельно определялись оптимальные пути, способы и методы интеграции, согласовывались планы и концепции. Второй этап в 2024 году предполагает активный переход клиентов в ВТБ, что и происходит сейчас. Интеграция бизнеса должна быть завершена до конца 2024 года».

Михаил Алексеев, президент-председатель правления банка «Открытие»

Алексеев также подчеркнул, что столь масштабные организации затруднительно интегрировать и в плане ИТ: есть различия в технологических платформах. Существенно различается нормативная база, продуктовые линейки, условия обслуживания клиентов. В 2023 году про различия ИТ инфраструктуры говорил и зампред ВТБ Дмитрий Пьянов. Тогда он упомянул про «недоимпортозамещенный» ИТ банка «Открытие», из-за которого пришлось перенастраивать системы ВТБ для полной интеграции компаний. 

«Нам достался актив с очень высоким качеством кредитного портфеля, но с недоимпортозамещенным IT. Поэтому те системы, что есть у «Открытия», не подходят для быстрой интеграции с ВТБ. В 2023 год мы тратим на донастройку наших систем, систем ВТБ, чтобы принять клиентскую базу «Открытия»».

Дмитрий Пьянов, первый зампред ВТБ 

Как рассказали «Компьютерре» в пресс-службе «Открытия», банк продолжает обслуживание клиентов в полном объеме, обеспечивая их плавный перевод в ВТБ — как физических, так и юридических лиц. Активно продолжается ИТ-интеграция двух банков — с учетом последних тенденций цифрового рынка. 

«В мае начался основной этап интеграции розничных клиентов. До конца июня они получат персональные уведомления с предложением онлайн-перехода в ВТБ через интернет-банк и мобильное приложение. Все условия текущих договоров по кредитным продуктам, включая процентные ставки, для клиентов «Открытия» сохраняются».

Пресс-служба банка «Открытие»

В объединенной сети станет больше офисов и банкоматов, пояснили журналу в пресс-службе банка «Открытие». Клиенты получат преимущества от использования передовых продуктов и сервисов ВТБ, при этом с сохранением наиболее востребованных услуг «Открытия». Практически весь корпоративный бизнес, а также большая часть активных клиентов  малого и среднего бизнеса уже переведены на обслуживание в ВТБ.

Подобный опыт в российском финансовом секторе 

Банк «Открытие» за свою историю пережил целую череду слияний с другими компаниями. Каждый такой процесс сопровождается рядом сложностей: нужно решать вопрос с легаси-системами, IT-инфраструктурой присоединяемого банка, пояснил в интервью «Компьютерре» исполнительный директор HFLabs Константин Степанов. Именно его компания работала с «Открытием», когда те еще поглощали другие банки. 

«Когда банк «Открытие» объединялся с практически равным по объему Ханты-Мансийским банком, было разработано новое мобильное приложение, в котором клиенты могли видеть счета и продукты обоих банков. Это было сделано еще до того, как IT-инфраструктура оказалась полностью объединена. Одну из центральных ролей в этом процессе сыграл клиентский MDM, который показывал, в каких системах есть клиентские записи, и помогал понять, какие у клиента есть счета и продукты».

Константин Степанов, исполнительный директор HFLabs

Похожая история по словам Степанова случилась и при слиянии «Открытия» с «Бин Банком» в 2019 году, когда потребовалось объединять клиентов, сервисы и фронт-системы. Тогда был реализован еще один глобальный проект — новая фронтальная система, сердцем которой также стал клиентский MDM. 

По данным журнала, большинство банков до 2022 года пользовались услугами преимущественно иностранных компаний. Источник «Компьютерры» рассказал о том, что еще в 2022 году российские банки активно использовали иностранные базы данных — Oracle Database и Microsoft SQL Server. Во многих крупных банках также были зарубежные CRM — Oracle Siebel и Microsoft Dynamix. Карточный процессинг представляла OpenWay Group. Среди популярных аналитических систем — продукты американских SAS, Teradata, Vertica. Интеграционные решения тоже преимущественно иностранные — Oracle, IBM, Informatica и другие.

Поглощение банка «Открытие» ВТБ может привести к аналогичным результатам, как в случаях с Т-Банком и Росбанком, считает финансист Виталий Китайчук. По его словами ВТБ получит доступ к расширенной клиентской базе и новым технологиям, что укрепит его позиции на рынке. Однако, как и в предыдущих случаях, это потребует значительных усилий по интеграции и оптимизации всех бизнес-процессов

«В 2022 году, после того как Интеррос приобрел Росбанк у Societe Generale, процесс интеграции включал: консолидацию активов, перенос всех активов и обязательств в структуру Интеррос, интеграцию операционных систем, объединение IT-систем для обеспечения непрерывности операций».

Виталий Китайчук,  финансист, заместитель руководителя финансово технологической компании ONLY BANK

Опыт слияний в российском финансовом секторе показывает, что каждый процесс интеграции сопровождается сложностями, связанными с ИТ-инфраструктурой, особенно в случае различий между иностранными и отечественными базами данных.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях