Исторически сложилось, что производственные компании чаще адаптируются к уже происходящим изменениям, чем выступают в роли новаторов. Этот стереотип придется менять. Отрасль МСП становится дотационной, а деловая активность зависит либо от кредитов, либо от мер поддержки. С другой стороны, во всем мире именно малое и среднее предпринимательство — пионер по внедрению технологий. В статье рассмотрим, как сохранить и приумножить высокотехнологичный бизнес среди МСП.
Признать проблему
Количество малых и средних предприятий в России превысило рекордные 6,5 млн. По факту же, доля в ВВП не растет. Еще в 2018 году президент страны поручил довести процент с 20 до 40, но по прошествии 6 лет проблему не исправили. Для сравнения: в Китае доля МСП в 3 раза больше (65%).
Малый и средний бизнес в России нуждается в эффективной государственной поддержке. МСП — это не просто дотационная и самая уязвимая часть экономики, но еще и основа ее роста. МСП менее подвержены санкциям, чем крупные государственные компании, а сейчас это особенно актуально.
Акцент на торговле и услугах вместо производства
МСП в России в основном сфокусированы на торговле и услугах, доля производств составляет только 10%. Но для «экономики предложения», о которой говорил президент, необходимо, чтобы этот показатель дорос хотя бы до 20%. Для этого правительство формирует меры поддержки. По мнению заместителя генерального директор а АО «ТЭК – Торг» Евгения Можаева, в первую очередь создается гарантированный спрос: госкомпании обязаны в определенном объеме закупать у МСП.
Во-вторых, особое внимание уделяют финансированию, развитию производств МСП под заказ госкомпаний. Сейчас набирают обороты офсетные контракты, когда заказчик гарантирует спрос на долгосрочный период, а поставщик или производитель организовывает производство через модернизацию своих технологических процессов, создание новых производственных линий. Это эффективный инструмент для развития производственных МСП.
«На мой взгляд, самые большие перспективы — у производственных МСП. Важно отметить, что это не поставщики, а именно производственные предприятия, имеющие собственные производственные мощности. Именно для них государство и крупные госкомпании создают условия работы».
Евгений Можаев, заместитель генерального директора АО «ТЭК – Торг»
Ждать ли инноваций от предпринимателей
Малый и средний бизнес — это основа любой экономики. Если он развивается, то и экономика будет расти. А еще от него зависит, насколько рынок будет наполнен разными товарами. Но деловая активность МСП в основном поддерживается заемными средствами, что видно по статистике Центробанка. Алексей Молодых, генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей, объясняет это тем, что предприниматели не готовы занимать по рыночным ставкам и пользуются программами с поддержкой от государства. Разница между рыночной ставкой и льготной компенсируется бюджетом страны.
«Именно внедрение инноваций — тот эффект, который ожидают власти от МСП, но инновации — это всегда долго и дорого, поэтому у предпринимателей запрос на это крайне низкий».
Алексей Молодых, генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей
Основная цель предпринимательства — получить максимальную прибыль, а не расширяться. Причем последнее грозит утратой статуса, а соответственно, мер поддержки, налоговых льгот. Одно только оборудование для высокотехнологических предприятий может стоить столько, что его покупка автоматически лишит компанию налоговых льгот, приводит пример Алексей Молодых. По итогу, ухудшаются сами условия ведения бизнеса, а у МСП просто нет стимула для роста, который так необходим экономике России.
На самом деле малое и среднее предпринимательство — это основа технологического будущего. Именно малые и средние компании, обладая достаточным уровнем гибкости и адаптивности, способны быстро разрабатывать и внедрять технологические инновации.
«Одним из вариантов реализации такого формата реализации задач обеспечения технологического суверенитета может стать включение малых и средних технологических компаний и стартапов в систему заказов для крупных корпораций на разработку и апробацию отдельных технологический систем и решений. Такая форма взаимодействия эффективно работает в автомобильной и ИТ-индустриях как у наших бывших западных «партнеров», так и на Востоке, например в Китае и Индии».
Михаил Хачатурян, к.э.н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ
Выживание малого и среднего технологического бизнеса с одной стороны должно обеспечиваться эффективными механизмами поддержки и развития этих форм хозяйствования со стороны государства и со стороны крупного бизнеса, но Михаил Хачатурян также говорит, что залогом выживания малого и среднего бизнеса является правильно определенная технологическая ниша, в которой компания развивается:
«Проще говоря, если предприниматель точно определил для себя, какое направление или решение является для него прорывным, если он понимает его суть и четко представляет хотя бы контуры решения стоящих перед ним задач, она на 85-90% обеспечил выживаемость своей фирмы. Остальные 10-15% зависят от эффективности методов форм поддержки предпринимательства в стране или регионе и от настырности предпринимателя в достижении цели».
Михаил Хачатурян, к.э.н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ
ЦФА, блокчейн и внешние инвестиции в технологические проекты
Позиция инвестора в принятии решения по вложению средств в какой-либо актив — это оценка соотношения «риск/доходность», поясняет Александр Тимофеев, доцент кафедры экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова
«Консервативные инвесторы ориентированы на стабильность с очевидно низким процентом и с принципом «сохранить что есть, чуть перекрывая инфляцию». Другая часть инвесторов делает акцент на преумножении капитала, пренебрежение риском в угоду получения большого или маленького успеха. В случае оправданного риска маржа от вложений получается сродни джек-поту».
Александр Тимофеев, доцент кафедры экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова
Так он объясняет резко возросшую популярность ЦФА и других блокчейн-технологий. В период нестабильности предпочтительнее короткие инвестиции в новейшие объекты.
С другой стороны, использование ЦФА или блокчейн-технологий, таких как цифровой рубль, юань и другие, возможно, но их апробация во многих дружественных странах, как и в России, не завершена. Проекты выпуска ЦФА российскими компаниями пока носят единичный характер, и формирование рынка данных активов как для внутренних, так и внешних инвесторов находится лишь на начальной стадии, считает Михаил Хачатурян, к.э.н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ.
Поэтому, если говорить о форматах внешних инвестиций в технологические проекты, то основной инструмент — это совместные институты развития.
«Банк развития БРИКС, Банк ШОС аккумулируют средства и осуществляют вложения в прошедшие соответствующий отбор проекты. Также существует вариант прямых инвестиций из Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Наиболее активно в совместные проекты в технологической сфере последнее время вкладываются суверенные фонды ОАЭ и Саудовской Аравии».
Михаил Хачатурян, к.э.н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ
Модернизация неизбежна
Очевидно, что обеспечение технологического суверенитета — единственный вариант формирования и поддержания эффективности российской экономики, поэтому сама по себе модернизация неизбежна, считает Михаил Хачатурян.
На сегодняшний день наиболее значимые технологические проекты связаны с внедрение цифровых технологий в промышленности:
- цифровые системы управления станками;
- цифровые двойники для моделирования производства;
- проекты в области внедрения машинного обучения в производственные процессы.
«Государством разработаны программы поддержки технологической модернизации, основным источником и координатором является группа ВЭБ.РФ. Согласно данным института развития за последние два года на поддержку инфраструктурных проектов в области инновационного и технологического развития выделено 357 млрд. рублей. В ближайшие годы данный объем будет увеличен еще не менее, чем на 200 млрд. рублей».
Михаил Хачатурян, к.э.н., доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при правительстве РФ
Внедрение ИИ и цифровых систем будет сокращать, прежде всего, рутинные операции и низкоквалифицированные профессии. При этом важным аспектом становится вопросы разработки программ переподготовки кадров, так как по мере ускорения темпов цифровизации существующий дефицит кадров (а на сегодняшний день он составляет примерно около 350-500 тысяч человек) будет расти. По разным оценкам он может составить до 2 млн. человек к 2030 году, подчеркнул Михаил Хачатурян.
Ведущие российские вузы активно реализуют программы подготовки кадров для цифровой экономике. Среди таких направлений стоит выделить программы подготовки бакалавров и магистров по направлению «Инноватика», наиболее популярными и перспективными программами являются программы реализуемые в Финансовом Университете, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИСИСе и других федеральных ВУЗах. Региональные вузы также активно внедряют такие программы.