Закон не писан: кто контролирует инфобиз и EdTech в России

Сегодня  компании активно инвестируют в обучение своих сотрудников, стремясь повысить их эффективность, а маркетологи не останавливаются ни перед чем, чтобы продать онлайн-обучение подороже. Катализатором в этом случае становятся  мотивационные инструменты: «российский продукт №1», «работаем с лучшими компаниями мира», «помогаем достигать цели» и др. Однако выбор качественной образовательной программы может стать настоящим испытанием как для работодателей, так и работников. 

«Компьютерра» узнала, сколько компании тратят на корпоративное обучение, как отличить корпоративное обучание от продуктов инфобиза и кто регулирует в стране деятельность таких платформ.

лектор в аудитории

Инфобиз vs Корпоративное обучение 

Существует некая невидимая граница между двумя понятиями в сфере онлайн-образования — инфобизом и корпоративным обучением. Оба направления имеют свои особенности, цели и методы, но иногда их различия становятся не такими очевидными. При этом корпоративное обучение имеет в обществе достаточно солидный статус, тогда как инфобиз довольствует презрением со стороны рынка  онлайн-образования. 

«Цель образования в корпоративном сегменте — обучить сотрудников тем умениям и навыкам, которые нужны для успеха компании. План обучения зависит от стратегических целей компании и плана продаж на конкретный период. В корпоративном обучении ученик часто совсем не участвует в создании обучения, за него решает либо руководство компании, либо учебный центр. Ученик тут учится тому, что скажут, ведь обучение — часть его работы и проходит в рабочее время. Платит за ученика тоже компания».

Анастасия Плотников, маркетолог автор онлайн-курсов

Инфобиз и корпоративное обучение — это два отдельных «государства» с очень малой протяженностью соприкосновения границ. Однако процесс непосредственного обучения учеников во многом схож, и вот тут то и находятся общие элементы. По мнению Плотниковой, помимо методологии создания, в учебных курсах корпоративного обучения и инфобиза важную роль играет эргономика обучения. В обоих случаях крайне важно уделять внимание тому, чтобы клиенту было удобно учиться: на видном месте расписание обучения, есть инструкции по пользованию площадкой обучения, выдают чек-листы и «раздатку». Но кто больше зарабатывает? 

«Вопрос дохода на рынке обучения — очень интересный. Если говорить в общем, то в инфобизе нет «потолка дохода» и ты можешь зарабатывать столько, сколько захочешь. В корпоративном сегменте «потолок» есть, но и тут есть возможность зарабатывать много и хорошо. В корпоративном сегменте на рост дохода влияет качество работы, стаж, рост в должности».

Анастасия Плотникова, маркетолог, автор онлайн-курсов

Опрошенные «Компьютеррой» эксперты поделились с редакцией также способом оценки эффективности обучения:

модель дональда киркпатрика

  • Реакция — оценка обучения сотрудниками.
  • Обучение — оценка усвоения знаний сотрудниками.
  • Поведение — реализация  полученных знания в работу.
  • Результат — влияния результатов обучения на бизнес-результаты.

Оценка эффективности помогает определить, насколько успешно были достигнуты поставленные цели и какие изменения необходимо внести для дальнейшего улучшения процесса обучения.

Кто регулирует работу онлайн-образования в России

Исследуя рынок корпоративного обучения, внимание журнала привлек знак качества одной из образовательных платформ. Печать «Одобрено Минкомсвязи России» разместила на сайте онлайн-школа, позиционирующая себя лидером на российском рынке, использовав штамп несуществующего с 2020 года в России министерства

скрин с сайта

скрин с сайта 2

Редакция журнала решила обратиться в надзорное ведомство и уточнить, что означает данный статус и как его получить другим ПО. После проведенной проверки по запросу «Компьютерры» данную печать с сайта сняли, сославшись на «нелепую» ошибку. Таким образом платформа по корпоративному обучению, по всей видимости, хотела укрепить доверие клиентов.

Регулятор в вопросах формирования требований к электронным образовательным ресурсам в настоящее время в России только формируется, рассказали журналу в Национальном агентстве развития квалификаций. Заместитель генерального директора Анна Макаренко обозначила, что усилия государства по переводу образовательного процесса на уровне общего и профессионального образования стратегический вектор как минимум на среднесрочную перспективу.

«Приняты стратегии цифровой трансформации образовательной среды до 2030 года, в 2020-2022 году проведен эксперимент по внедрению образовательной среды, для реализации которого определены требования к функциональным и техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам».

Анна Макаренко, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций

Если говорить о наличии нормативно закрепленных требований к ИТ-решениям в сфере E-learning, можно констатировать, что таких требований нет, все диктуется рынком, подтвердили в Национальном агентстве развития квалификаций. 

СПРАВКА: Национальное агентство является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и выполняет функции Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 2042-р).

На текущий момент Росстандартом утверждены национальные и межгосударственные стандарты, определяющие общие характеристики и минимальные требования к информационно-коммуникационным технологиям в образовании. Однако, они имеют добровольный характер применения. Вместе с тем в агентстве отметили, что общие принципы автоматизации образовательного процесса реализованы практически во всех LMS-системах, эксплуатируемых для обучения. Такие системы, в том числе собственной разработки, используются и Национальным агентством развития квалификаций.  

«Проблемным вопросом на текущий момент является не столько потребительское качество цифровых платформ, а не соответствие цифрового контента самого образовательного продукта (Например, онлайн курсов, образовательных вебинаров и т.п.) требованиям, предъявляемым к образовательной программе».

Анна Макаренко, заместителя генерального директора Национального агентства развития квалификаций

Для решения этой проблемы Национальным агентством, начиная с 2023 года, организована работа по верификации программного обеспечения, в том числе в сегменте E-learning и агрегация информации о таких системах происходит в специально созданном реестре информационных систем национальной системы квалификаций. Создание данного реестра одобрено Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. 

Также в ответе на запрос «Компьютерры» в Минцифры пояснили, что в 2020 году был утвержден классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а в реестре зарегистрировано  около  21 200 программных обеспечений.

Аналитический отчет, отображающий количество программного обеспечения, которое было включено и исключено в реестры   на 01.06.2024 по данным Минцифры России 

аналитический отчет

Карты на стол: сколько компании тратят на корпоративное обучение

Сумма расходов на обучение персонала зависит от стратегии компании в области повышения квалификации и навыков сотрудников, а также от ее целей в рамках развития персонала, поделился с журналом руководитель отдела обучения, развития и оценки ГК Альфа-Лизинг Павел Федосеев. Некоторые компании предпочитают полностью закрывать потребности внешними провайдерами. Стоимость в таком случае будет варьироваться от эксклюзивности программ, известности поставщика услуг и количества обучающих мероприятий в год, считает Федосеев.

«Расходы рассчитываются исходя из числа сотрудников корпоративного университета, их зарплат, премий, командировочных расходов и так далее. Какие-то программы закрываются внутренними сотрудниками, другие — внешними провайдерами. В любом случае, расходы на обучение составляют десятки миллионов рублей в год».

Павел Федосеев, руководитель отдела обучения, развития и оценки ГК Альфа-Лизинг 

Обучение сотрудников — одно из самых важных направлений работы с персоналом, напрямую связанное с эффективностью деятельности компании, так как повышение уровня профессиональных  компетенций работников неизменно ведет к увеличению прибыли, поделилась заместитель генерального директора по персоналу ООО «РКБ» Виктория Воронина. Кроме того, по ее мнению обучение вносит разнообразие в рабочий процесс, нивелирует ежедневную рутину, способствует росту организованности, ответственности и лояльности персонала.

«Наша компания ежегодно организует повышение квалификации как менеджеров, так и руководителей, рассматривая это не как затраты, а как инвестиции. В среднем ежегодные вложения в обучение персонала составляют 500 000 — 700 000 рублей. На протяжении нескольких лет мы сотрудничаем с одним из ведущих тренинговых агентств Санкт-Петербурга».

Виктория Воронина, заместитель генерального директора по персоналу ООО «РКБ»

Век живи — век учись

Как выяснила «Компьютерра», регулятор работы онлайн-школ в России только формируется, в связи с этим ответственность за качество обучения ложится на плечи работодателя, который вынужден самостоятельно оценивать эффективность образования различными моделями. Поэтому важно помнить, что структурированные подходы к выбору образовательных программ и платформ могут помочь компаниям избежать маркетинговых «ловушек» и добиться желаемых результатов.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях