На ежегодной выставке А3 лидеры отрасли заявили, что гуманоидные роботы пока не готовы к коммерциализации. Основные проблемы включают в себя несоответствие технологий обещаниям, несовершенство разработок, нерентабельность инвестиций, отсутствие потребности в двуногом форм-факторе, недостаток стандартов в области разработки, демонстрации и выпуска роботов-гуманоидов на производство.
Несмотря на значительные достижения в разработке гуманоидных роботов, Boston Dynamics, Agility Robotics, Neura Robotics и Apptronik заявляют, что технологии еще не готовы к массовой коммерциализации. В ходе ежегодной выставки Association for Advancing Automation (А3) представители этих компаний обсудили текущие технические и производственные ограничения, которые мешают роботам выйти на рынок.
Роботы не соответствуют обещаниям
Каждая новая технология сопряжена с этим риском, но роботы-гуманоиды могут соответствовать обещаниям компаний, потому что их концепции вполне достижимы.
«Я думаю, нам нужно быть осторожными с циклами ажиотажа, потому что в конечном итоге нам нужно реализовать обещания и потенциал».
Джефф Карденас, генеральный директор Apptronik
Источником разногласий является и вопрос о текущих возможностях этих систем. Ответ на него остается неясным, в частности из-за ограниченности информации в объявлениях о партнерствах. Компания Agility объявила о сотрудничестве с Amazon, Apptronik — с Mercedes, Figure — с BMW и Sanctuary AI — с Magna. Тем не менее, каждое из этих партнерств на данный момент следует рассматривать как пилотное. Точное количество роботов, задействованных в каждом конкретном партнерстве, никогда не раскрывается, и информация о цифрах часто остается неопределенной.
Разработки несовершенны
Хотя современные гуманоидные роботы способны выполнять впечатляющие задачи, их надежность и долговечность вызывают определенные сомнения. Это означает, что при выполнении сложных задач роботы могут выйти из строя, делая их применение в промышленных условиях небезопасным.
Например, Neura Robotics обещала провести несколько демонстраций 4NE-1, однако на данный момент все представленные видеоролики являются лишь визуализацией, и большинство компонентов робота-гуманоида не функционируют. В то же время, компания Boston Dynamics планирует начать работу над пилотной версией электрического робота-гуманоида Atlas и некоторыми более прагматичными разработками в следующем году.
«Мы планируем приступить к пилотной версии и некоторым более прагматичным разработкам в следующем году. Пока мы сосредоточены в основном на развитии фокуса и технологий. В сфере манипулирования и искусственного интеллекта еще предстоит решить множество сложных проблем».
Аарон Сондерс, технический директор Boston Dynamics
Инвестиции в человекоподобных роботов нерентабельны
Еще одной значительной преградой на пути к коммерциализации является высокая стоимость гуманоидных роботов. Разработчики работают над снижением затрат, но производствам все равно приходится вкладывать огромные средства, которые на данный момент нерентабельны.
«Действительно легко снимать демонстрационные видеоролики и показывать классные вещи, но требуется много времени, чтобы найти примеры рентабельности инвестиций, которые оправдывают человеческий облик».
Аарон Сондерс, технический директор Boston Dynamics
Потребность в двуногих форм-факторах отсутствует
Двуногие роботы-гуманоиды не актуальны в современных условиях. Например, Diligent Robotics ориентируется на область здравоохранения, поскольку в случае, когда инвалидная коляска перемещается, робот на колесах должен следовать за ней. Благодаря этому стартапу не потребовалось разрабатывать решение по проблеме наращивания ног.
«Есть места, где двуногий робот не нужен. Я считаю, что двуногие форм-факторы одержат верх, но вопрос в том, как их на самом деле вывести на рынок?».
Джефф Карденас, генеральный директор Apptronik
Отсутствие стандартов в области роботов-гуманоидов
В обсуждениях о форм-факторе роботов до настоящего времени недостаточно уделялось внимания аспекту безопасности. Эти крупные, тяжелые металлические роботы могут представлять потенциальную угрозу для работников из-за своих физических характеристик. Например, Мелони Уайз, руководитель по продуктам в компании Agility, высказывает мнение о необходимости разработки дополнительных стандартов для обеспечения безопасного сосуществования этих роботов с людьми.
Кроме того, отсутствуют стандарты и общедоступные демонстрации гуманоидных роботов. В частности, видеоролики не раскрывают полного спектра возможностей и ограничений этих роботов на сегодняшний день.
«Единственное, что мы как сообщество можем сделать лучше, — это сделать более прозрачными используемые нами методологии. Проблема заключается в том, что безопасность роботов-гуманоидов неясна. На Optimus нет функции e-stop. На многих наших роботах нет электронной остановки».
Мелони Уайз, директор по продуктам Agility
Кроме того, не стандартизированы и демонстрации роботов-гуманоидов. В частности, видеоролики скрывают, что эти роботы могут и чего не могут делать сегодня.
Итак, несмотря на текущие вызовы, ведущие компании продолжают работать над улучшением технологий гуманоидных роботов. Хотя массовая коммерциализация пока остается задачей будущего, прогресс в этой области неизбежен.