Стриминговые технологии сегодня широко используются бизнесом. Несмотря на бурный рост в предыдущие 5 лет, исследовательские агентства прогнозируют дальнейший рост сектора, хотя и с более медленными темпами. По данным Statista, средний рост рынка стриминга за 6 лет составит 11%. Причем речь идет не только и не столько об онлайн-трансляции видеоконтента. Стриминговые платформы занимаются хранением и передачей данных, внедрением мультимедийных технологий, разграничением доступа к видеоданным, настройкой механизмов монетизации, обеспечением качества и безопасности сигнала.
Никита Демянчук, руководитель стриминговой платформы EdgeЦентр, поделился интересными кейсами из своей практики, рассказал, кому и зачем нужны такого рода услуги и почему построить собственный стриминговый сервис — утопия даже для крупной компании.
Есть два основных варианта использования стриминговых технологий в бизнесе: для коммуникации с аудиторией и для внутреннего пользования. Рассмотрим каждый из них с примерами.
Вариант 1: стримь и коммуницируй
Компания может задействовать стриминг, чтобы коммуницировать со своей целевой аудиторией. Причем использование для этого уже существующих сервисов позволяет построить онлайн-бизнес, не тратя ресурсы на построение собственной инфраструктуры и ее дальнейшую поддержку.
В качестве примера можно назвать разного рода бизнес-проекты, построенные на использовании онлайн-трансляций. Вариантов множество: от видеоуроков до сервисов знакомств по видеосвязи. Но и внутри каждого из этих вариантов есть свои подразделы. Та же онлайн-школа предполагает множество сценариев использования стриминга: от видеозвонков между учителем и учеником до предоставления доступа к обучающему видео по подписке. Зачастую в таких сервисах нуждаются не только специализирующиеся на предоставлении образовательных услуг компании. Рассмотрим несколько примеров того, как бизнес использует стримы.
Информационный портал для банка
Свой информационно-образовательный портал для предпринимателей есть у банка ВТБ, где не только публикуются статьи и новости, но и проводятся вебинары с полезной информацией для бизнеса.
Чтобы сделать портал удобнее для пользователей, в ВТБ отказались от использования сторонних сервисов. Банк поставил задачу внедрить на его платформу удобное, стабильное и функциональное решение, включающее все нужные для вебинаров функции: чат, демонстрацию презентаций, рестриминг в соцсети. Она была решена за три месяца, причем многие опции были разработаны с нуля.
Платформа для телеканала
Отдельное направление — это телевизионный бизнес. Использование стороннего стримингового сервиса для прямых трансляций контента позволяет телевизионщикам сократить расходы на оборудование и специалистов: не нужно тратиться на содержание и обслуживание собственной IT-инфраструктуры.
По такому пути пошел телеканал «78.ru», которому важно доносить свой контент не только для владельцев телеприемников, но и до пользователей интернета. Технические специалисты телеканала выбирали отказоустойчивый хостинг для сайта и CDN-сервис, способный выдержать пиковые нагрузки, передавать видеоконтент, а также выстоять в случае сложных и масштабных DDoS-атак. В EdgeЦентр создали еnd-to-end-решение для удобной, быстрой и защищенной доставки медиаконтента. Платформа предоставляет все инструменты для стриминга и трансляций, которые собраны в одном личном кабинете: транскодинг объединён с CDN, хранилищем и HTML5-плеером с возможностью монетизации.
Музыкальный фестиваль
Особенно актуальными возможности стриминга стали в разгар пандемии.
В 2020 году из-за антикоронавирусных ограничений, потребовалось организовать онлайн-трансляцию на превышающую 1 миллион человек аудиторию крупнейшего музыкального фестиваля России — Ural Music Night.
В результате прямой эфир с 10 площадок шел на официальном сайте и в мобильном приложении фестиваля и собрал больше 5,7 миллионов зрителей из 60 регионов России и 8 других стран. Так что в 2021 году, когда пандемийные ограничения еще сохранялись, организаторы Ural Music Night вновь обратились за организацией стрима.
Сервис онлайн-тренировок
FitStars, платформа с программами онлайн-тренировок для занятий дома, после начала пандемии столкнулась с ростом спроса на свои услуги. В результате компании понадобилась новая, более качественная стриминговая платформа.
Причем стояла задача сделать переход с одного сервиса на другой бесшовным: чтобы клиенты не заметили изменений и продолжали наслаждаться онлайн-занятиями. Это вполне удалось и сегодня пользователи FitStars по всему миру имеют возможность получить доступ к более чем 1200 видеоурокам на любых устройствах в качестве до 4К и с минимальными задержками. Есть и более экзотические варианты. Например, российский стартап намерен задействовать стриминг для организации онлайн-велопробегов в VR-очках.
Кроме того, стриминг может использоваться в бизнес-модели как эффективный маркетинговый инструмент: с его помощью компания способна показывать свой ассортимент и привлекать новых клиентов. К примеру, известная российская сеть ювелирных салонов поставила задачу добавить короткие видео в свое мобильное приложение, чтобы получить еще один формат коммуникации с потенциальными покупателями.
Вариант 2: для внутреннего пользования
Стриминг может быть внутрикорпоративным инструментом для видеосозвонов и телеконференций. Причем надо понимать, что если у компании больше ста сотрудников, нуждающихся в такого рода рабочем инструменте, то бесплатные сервисы ей уже не подойдут. При необходимости передавать значительные объемы информации, — больше гигабайта в секунду, — ей точно потребуется серьезное профессиональное решение.
Кроме того, пользоваться бесплатными инструментами, теми же YouTube или Twitch, попросту небезопасно. Утечка конфиденциальной информации может обойтись гораздо дороже, чем услуги компании, предоставляющей инфраструктуру для стриминга.
При этом создавать собственную платформу для стриминга среднестатистической компании, даже крупной, невыгодно по целому ряду причин. Это поняли, к примеру, в Тинькофф. Вместо того, чтобы делать платформу самостоятельно, банк доверил задачу по организации своих видеоконференций компании EdgeЦентр.
Профессиональная работа с видео — это достаточно сложная сфера. Потребуется аренда высокопроизводительных серверов, настройка надежной системы хранения, найм в штат компании команды узких специалистов: разработчиков, администраторов, архитекторов сетей.
Кроме того, любой сервис такого рода предполагает модель монетизации, которая позволит хотя бы частично окупать его. А в случае с компанией, которая создает платформу исключительно для собственных нужд, это будет более чем затруднительно. И даже если корпорации удастся создать собственное решение, масштабировать его будет очень сложно. А еще — придется значительное время потратить на разработку, интеграцию, рекламу нового сервиса.