В 2023 году российский рынок ИТ начал восстанавливаться после событий февраля 2022. Влияние кризиса утихает, зависимость от иностранного ПО снижается, российские стартапы нашли новые пути роста, а весь мир начал свой путь к массовому внедрению искусственного интеллекта.
На фоне происходящих событий, которые застают врасплох даже самых опытных предпринимателей, необходимо включить helicopter view и адекватно оценить влияние изменений. Поэтому для этого материала мы пригласили серийного ИТ-предпринимателя, основателя ГК ITGLOBAL.COM и Технопарка «ИТ Крым» Дмитрия Гачко, чтобы обсудить итоги 2023 года и разобраться, как изменился рынок ИТ и чего ждать в будущем.
— Какие на ваш взгляд самые значительные события прошлого года?
Во-первых, в этом году все поняли, что искусственный интеллект стал новым интернетом. Это, пожалуй, одно из самых заметных событий 2023 года.
Во-вторых, закончилась история с Covid-19 и люди стали возвращаться в офисы. Если в начале пандемии у сотрудников была некая эйфория от удаленной работы, то вскоре она сменилась выгоранием. У людей появилось понимание, что они социальные существа, и им нужна живая коммуникация. Это осознание пришло, как на уровне менеджмента, так и на уровне сотрудников. Многие неохотно возвращались к офисной работе, но со временем стало ясно, что при встречах в Zoom, которые ограничиваются небольшой аудиторией, теряется кросс-коммуникация и возможности для развития горизонтальных связей, от чего страдает общая производительность.
Возвращение в офис — хороший тренд, но параллельно с ним, несколько лет удаленки позволили людям эффективнее использовать технологии для коммуникации и ценить личное общение.
Третье, и, наверное, самое интересное — это изменение восприятия самой сущности ИТ-компании. За более чем 30 лет это понятие неоднократно трансформировалось и сейчас мы приходим к тому, что даже понятие «IT-компания» уже связано не разработкой, а с бизнес-процессами.
— Тогда что вы считаете IT-компанией в 2024 году?
Главный признак IT-компании в 2024 году — тиражируемость. Например, если вы производите ПО, которое продается по 100 долларов за копию, то теоретически можете продавать его в неограниченных количествах, потому что затраты на тиражирование практически нулевые.
Совсем недавно называться IT-компанией можно было только в случае, если она напрямую участвует в разработке. Сегодня же IT-компания — это любая компания, которая умеет автоматизировать процессы и тиражировать их. Это подразумевает наличие продукта или платформы, которые позволяют масштабироваться с минимальным ростом издержек.
В это случае, например, интегратор — это уже не IT-компания, потому что быстрое расширение невозможно без значительных капитальных затрат и сложного внедрения.
С другой стороны, розничная сеть магазинов, с моей точки зрения — это IT-компания. Потому что, имея отлаженные и автоматизированные процессы можно быстро масштабироваться, расти и эффективно тиражироваться. Фактически, владельцы такого бизнеса создают тиражируемую франшизу, в которой может участвовать любой желающий. Франчайзи получает ПО для работы, скачивает бренд-кит с требованиями к оформлению, а уже на следующий день ему приходит поставка с товарами и весь процесс при этом автоматизирован, вплоть до аудио в магазине.
— То есть сеть магазинов, которые есть в каждом доме, можно считать IT-компанией больше, чем облачного провайдера?
Если вы не можете масштабироваться с помощью тиражирования своих бизнес-процессов, то да — вы уже в меньшей степени ИТ-компания, чем розничный ритейлер с магазинами по всей стране.
Ключевой момент заключается в том, что масштабирование этого розничного ритейлера не требует существенных затрат на запуск нового магазина, а запуск новых точек происходит без участия самой компании и за счет отработанных процессов, которые постоянно совершенствуются.
В классическом варианте для открытия нового магазина пришлось бы отправлять проектных менеджеров, которые будут искать помещение, нанимать людей и тратить время. Аналогично и с работой облачного провайдера или интегратора, где продажи — проектная задача, в рамках которой тратится человеческий ресурс. Нарастить количество продаж в 100 раз — это уже сложная задача.
Такой подход с тиражируемыми продуктами можно применять не только к ПО, но и к процессам, в том числе для роста бизнеса. Эта концепция применяется не только в масштабировании бизнеса с продуктовой точки зрения, но и с процессной, например, для запуска стартапов. Когда у вас есть понятные и тиражируемые процессы, с метриками и ограничениями, то вам ничего не мешает поставить «на поток» и венчурные инвестиции.
— Если говорить о стартапах, то каким вы видите венчурный рынок в 2024 году?
В рамках группы компаний у нас есть стартап-студия «ИТ Гараж», сам факт создания которой дает глубокое понимание сути венчурного рынка, поэтому я рассматриваю все через призму этого опыта.
Если изначально наши стартапы появлялись не системно, то сейчас есть конкретные метрики для каждой стадии жизненного цикла стартапа, а также процессы которые помогают проектам расти, контролировать этапы роста и избегать ошибок, тиражируя полученный опыт.
Примерно год назад мы определили стратегические цели для стартап-студии на 7 лет:
- проинвестировать в 50 стартапов, 25 из которых «выживут»
- 50% из успешных стартапов продать по рыночной стоимости
- 50% стартапов оставить в виде дивидендной модели
- достичь общей капитализации в 25 млрд. для 25 стартапов
Это, пожалуй, основные планы для стартап-студии, но для всех проектов и для каждого этапа есть свои метрики эффективности и пошагово описанные процессы. За это время у нас уже появился пул стартапов и главная задача — сделать процесс создания этих стартапов тиражируемым.
Я участвовал в запуске десятков стартапов, но практически каждый раз — это был индивидуальный проект. Такой подход хорош при работе с одним стартапом, но если цель 50 стартапов, то нужен унифицированный и масштабируемый процесс.
Учитывая то, что российский рынок сейчас как никогда нуждается в новых проектах, такой подход поможет создавать «фабрики» по запуску стартапов.
— Стартапы в каких направлениях станут самыми востребованными в ближайшее время?
Все, что касается импортозамещения будет особенно интересно рынку, как российскому, так и международному. Сейчас у стартапов есть возможность создавать аналоги зарубежным продуктам, но с несколькими очень большими преимуществами.
Первое — понятно что создавать и для кого. Список покинувших РФ компаний в открытом доступе, поэтому идей для продуктов и сервисов в избытке.
Второе — сделать лучше, чем было у западных компаний. Как бы странно это не было, но это возможно. Потому что некоторые зарубежные продукты развивались десятилетиями и накопили за это время огромный legacy (устаревшие и работающие неэффективно методы, технологии, вычислительные системы или приложения — прим. ред.), который нужно поддерживать, а соответственно и платить за это. То же самое можно сказать и про устаревшую функциональность, от которой компании не избавились, но и пользователям она уже не нужна. На этом фоне новые проекты могут создавать продукты с нуля и делать их более современными и соответствующие потребностям потребителей.
— В 2023 году, на фоне популярности ИИ, все как будто начали забывать о блокчейне. Что вы думаете на этот счет?
О блокчейне никто не забыл, просто прошел пик массового принятия, и теперь технология начала внедряться в спокойном рыночном формате. В нашем случае, мы прошли все этапы принятия и внедрения блокчейн-технологий: от NFT-маркетплейса, до корпоративного блокчейна. Сейчас мы видим главный приоритет в инвестиционной платформе GrandBazar.
Команда проекта развивает продукт и получает аккредитацию от ЦБ. Безусловно, мы сталкиваемся со сложнейшим бюрократическим процессом, но доведем дело до конца, потому что ЦФА и инвестиции с помощью блокчейн-технологий — один из важнейших сценариев, который поможет российской экономике стать более независимой и беспрепятственно работать на весь мир.
— Как ваше видение и прогнозы проявляются в конкретных планах бизнеса?
Я уже сказал про стартапы и масштабирование процессов по их созданию. Это будет одним из главных приоритетов не только в этом году, но и до конца десятилетия.
Второй приоритет — Технопарк «ИТ Крым», который мы хотим видеть русской кремниевой долиной и развиваем за свой счет. Это важный элемент в процессе развития стартапов, потому что в том числе через Технопарк мы планируем искать проекты среди резидентов, создавая для них все условия. Например, в мае мы планируем запустить коливинг на двух этажах, на каждом из которых будет 8 номеров и рабочее пространство для резидентов.
И, конечно же, в рамках группы компаний у нас есть цели по нашим проектам. Если говорить предметно, то это увеличение выручки в SimpleOne — платформе автоматизации бизнес-процессов, которая уже выросла из стартапа в полноценную продуктовую компанию. Мы выводим на рынок платформу виртуализации vStack, которая должна стать заменой VMware. В первом квартале планируем выпустить новый продукт — систему хранения данных.