Закупка IT-оборудования в текущих реалиях превратилась в сложный квест. В статье рассказываем, как выбрать поставщика и не пожалеть об этом.
До 2022 года, если организациям нужно было обновить элементы инфраструктуры, например, оборудование Cisco или NetApp, они обращались к интеграторам. Интеграторы подбирали список оборудования и размещали заказ у дистрибьютора, а он отправлял его вендору. После получения оборудования интегратор его устанавливал и настраивал, а вендор предоставлял гарантию и брал на себя сервисное обслуживание в случае заключения сервисного контракта.
Это была простая работающая схема: заказчик — интегратор — дистрибьютор — вендор.
После исхода западных и азиатских вендоров из России схема перестала работать. Дистрибьюторам стало нечего продавать, партнерские статусы интеграторов в России ничего больше не значат, а гарантий на оборудование и сервисных контрактов больше нет.
При этом потребность в IT-оборудовании никуда не делась. Наоборот, не находя удовлетворения, она только усугубляется со временем.
Способы купить оборудование в 2023 году
Сейчас у организаций есть несколько способов решить проблемы с закупкой оборудования.
- Поиск альтернативного решения. Обычно это импортное оборудование ниже классом, или произведенное под российскими брендами.
- Закупка восстановленного оборудования, проще говоря бывшего в употреблении.
- Оборудование, привезенное через серый импорт.
- Оборудование, попавшее в Россию по параллельному импорту со всеми необходимые документам, и уплаченными пошлинами.
Риски, связанные с серым и параллельным импортом
И до 2022 года можно было привозить оборудование по серым схемам. Однако у такого решения был существенный минус: на такое оборудование не распространялась гарантия и его нельзя было поставить на сервисную поддержку у вендора. Самые известные примеры, когда вендор отказался от гарантии и поддержки связаны с оборудованием Cisco.
В этой статье в «Коммерсанте» описывается история судебного дела между Пермским краевым судом и «Ижевской строительной компании». Спор возник из-за того, что официальный дистрибьютор Cisco в России ООО «Сиско Солюшенз» заявил, что некоторые серийные номера установленного в суде оборудования невалидные и, следовательно, на него не распространяется гарантия и возможность обновления ПО.
А в статье издания «CNews» рассказывается как «Сиско Солюшенз» убедил заказчика, что предлагаемое ему железо им «неавторизовано», а значит не подлежит гарантийному ремонту.
Сейчас представительств вендоров уже нет, а вместо дистрибьюторов на рынок вышли новые поставщики, готовые привезти нужное оборудование из-за рубежа. Однако у многих из них нет необходимого опыта и компетенций для такой работы. Как следствие, работа с ними связана с рисками: длительным и не всегда предсказуемым сроком поставки, отгрузкой оборудования частями, и другими проблемами.
Однако хуже всего то, что такие поставщики считают свою работу выполненной после того, как оборудование будет отгружено заказчику. Как и кто будет заниматься инсталляцией и сервисом — это уже не их ответственность.
Однако установка, поддержка работы сложных систем и сетей требуют значительных ресурсов и экспертизы. Поэтому выбор в качестве поставщика, компании без компетенций может привести к проблемам в процессе эксплуатации оборудования.
Критерии выбора поставщика
Сейчас на рынке распространен демпинг: поставщики, привозящие оборудование через серый или параллельный импорт, могут давать очень низкие цены. Однако если во время эксплуатации оборудования возникнут проблемы, то они ничем не смогут помочь. Поэтому необходимо смириться с тем, что в сложившихся условиях цена — это не самое важное. Намного важнее выбрать поставщика, способного обеспечить сервисное обслуживание.
В первую очередь его могут обеспечить интеграторы. Из-за ухода вендоров основная нагрузка по обновлению IT-инфраструктуры легла именно на них. У многих интеграторов есть богатый опыт внедрения и штатные сотрудники с необходимыми компетенциями.
Есть несколько простых критериев для определения надежного и компетентного поставщика.
- Опыт работы с оборудованием. Поставщик не просто продает, а работал с оборудованием раньше, и может проконсультировать, чтобы помочь с выбором. Вдобавок, чем больше у компании опыта, тем точнее она прогнозирует сроки поставки оборудования.
- Портфолио реализованных проектов. Прежде всего портфолио — это свидетельство опыта компании на рынке. Другой важный пункт — референсы от клиентов. Никто лучше портфолио и референсов не сможет подтвердить качество и профессионализм работы поставщика.
- Поддержка в процессе эксплуатации. Вендорской поддержки больше нет, поэтому крупные интеграторы берут сервис на себя, в том числе формируют собственный склад запчастей. Без поддержки эксплуатация оборудования станет проблемой.
Преимущества ITGLOBAL.COM
Мы на рынке с 2008 года. Много лет работаем с оборудованием NetApp, Cisco и Dell, накопили большой опыт в интеграции и поддержке серверного и сетевого железа.
Собираем конфигурации под задачи клиентов и быстро поставляем оборудование благодаря выстроенным внутренним процессам. Кроме того, берем на себя мультивенодорную поддержку оборудования ушедших из страны вендоров, для чего сформировали два склада запчастей.