Виртуальная реальность — не первый случай, когда технология с огромным потенциалом вызывает скепсис, хоть она может полностью изменить медиаландшафт. История повторяется: VR сталкивается с теми же проблемами, что и технологии, которые появились до нее. Например, сейчас трудно представить себе мир без цветных экранов, но были времена, когда цветное телевидение было трудно продать. Изначально его считали непрактичным, слишком дорогим, технологически громоздким и со сложным управлением. Из-за этого цветные телевизоры более 20 лет существовали в основном как новинка.
Что с ценами
Журнал Time назвал цветной телевизор «самым громким промышленным провалом 1956 года», что очень похоже на VR в 2016 году. В начале 1950-х годов цветной телевизор стоил до 10 тыс. долл. (с учетом инфляции). К 60-м годам цена снизилась до 2-4 тыс. долл. И только в 1972 году цветные телевизоры перестали быть новинкой, а их продажи превысили продажи черно-белых экземпляров.
Похоже, что ситуация с очками виртуальной, дополненной и смешанной реальности будет такой же. Если Apple Vision Pro обойдется в 3500 долл., что считается пока что дорогим и неоправданным удовольствием, то можно выбрать и более доступный вариант Meta* Quest 3 стоимостью 500 долл. При этом отсутствует необходимость в ПК или консоли. Поклонники VR могут приобрести Quest без привязки всего за 500 долл. Но есть и ряд других препятствий.
Что с настройкой и эксплуатацией
В 1956 году президент компании General Electric Ральф Дж. Кординер поделился мнением: «Если у вас есть цветной телевизор, то в доме почти обязательно должен жить инженер». Другими словами, он посчитал, что сложно настраивать телевизоры.
Вернемся к виртуальной реальности. Изначально загрузка, обновление и запуск VR-контента на ПК — это было не то, что могло сделать большинство людей. Но чем дальше, тем больше уделяют этому внимание, поэтому сейчас настройка гарнитуры — не сложная задача. Компании Apple и Meta* стараются упростить настройку и использование своих шлемов, чтобы каждый мог справиться с управлением и синхронизировать с другими гаджетами.
Что станет катализатором для распространения VR
Изначально всего несколько передач транслировались в цвете. Телерадиокомпания NBC объявила, что ее прайм-тайм расписание на осень 1965 года будет почти полностью цветным. Именно благодаря этому другие компании, ABC и CBS, последовали ее примеру. А до этого людям было трудно оправдать покупку цветного телевизора только ради нескольких программ.
Для виртуальной реальности нужен такой же случай, а именно компания, которая выпустит каталог высококачественного контента, который действительно нужен людям. VR все еще ждет этого. Есть несколько игр, которые стали катализаторами роста VR, в том числе Superhot и Beat Saber, но этого недостаточно. Технология нуждается в том, кто совершит скачок, чтобы другие игроки последовали его примеру.
Даже после очевидных улучшений метаверсы пока вряд ли станут массово востребованными в ближайшие годы. Метавселенные еще долго будут непонятной штукой среди широкой аудитории. Отдельные геймеры не в счет.
А все потому, что пока нет проблемы, которую решает метавселенная. И именно это отличает метаверс от других дизраптов. Например, биткоин стал символом быстрого обогащения без дополнительных усилий. У NFT, хотя они и уходят в закат, был такой же образ. Стейблкоины стали альтернативой обычным деньгам, когда появились ограничения для фиатных средств. Плюс блокчейна в прозрачности и эффективности. У генеративного искусственного интеллекта масса плюсов — от избавления от рутинной работы до принципиально новых возможностей. Но всего этого нет у метавселенных.
Вот почему Meta* меняет тактику. Она больше не предлагает пользователям интернета, сломя голову, переходить в виртуальную реальность. Теперь компания предлагает решения с дополненной реальностью. После выхода Meta* Quest 3 в интернете вирусятся ролики с применением гарнитуры: примеры рабочего места с дополненной реальностью, приложений для обучения игре на гитаре и пианино. Появляются новые способы использования VR-очков в быту: теперь можно листать соцсети и смотреть видео, даже когда моете посуду, готовите ужин или убираете в доме.
Судьба цветного ТВ и VR
В некотором роде судьба VR не совсем такая же, как судьба цветных телевизоров, но сходство между ними есть, и это можно применить для того, чтобы делать прогнозы. Привлечь людей к гарнитурам смешанной реальности гораздо сложнее, чем продемонстрировать преимущества цветного телевидения через витрину. У VR нет своей версии черно-белого телевизора, но у нее есть каталог современных технологий, которые ей необходимы. Для того чтобы существовать в современном виде, VR понадобились Интернет, компьютеры и смартфоны.
Можно предположить, что в будущем иммерсивный опыт будет широко востребован, а VR станет необходимым условием для его реализации. Производители обещают выпускать гарнитуры с ценами ниже, чем те, что есть сейчас. А развлекательные компании проявляют настойчивый интерес к созданию VR-контента. Возможно, настанет момент, когда дополненная реальность повторит судьбу цветных телевизоров. Но когда это произойдет, сложно сказать.
Meta* — экстремистская и запрещенная в РФ организация.