В сентябре в Нью-Йорке произошел один из самых необычных пранков, который вышел из-под контроля. Стейк-хаус Mehran’s Steak House был всего лишь названием, придуманным в шутку. Но когда очередь в него исчислялась сотнями, шутники решили устроить ужин, причем только на один вечер. В статье расскажем, что из этого вышло и почему эта история заставляет задуматься о паттернах современного поведения и потребления.
Лучший интернет-маркетинг
Стейк-хаус Mehran’s Steak House имеет практически идеальный рейтинг в Google Maps и 91 восторженный отзыв: «Лучший стейк, который я когда-либо ел в Нью-Йорке», «Словами не объяснить, насколько феноменальным был стейк» и «Шеф-повар Мехран — гений, бог среди людей».
Но заказать столик там крайне сложно. На сайте заведения и в голосовой почте всегда сообщалось, что ресторан на 83-й улице Манхэттена полностью забронирован на несколько месяцев вперед. А этот факт становится буквально непреодолимым вызовом для жителей Нью-Йорка, которые относятся к поиску столиков как к профессиональному спорту.
Большинству из них никогда не удастся занять место. Ресторан Mehran’s Steak House — это тщательно продуманная шутка друзей, которая с какого-то момента вышла из-под контроля. И только на одну ночь стейк-хаус Mehran’s Steak House открылся для посетителей.
Как начиналась история
Адрес ресторана, указанный на Google Maps — четырехкомнатный коричневый дом, в котором жили 16 двадцатилетних людей, работающих в технологической индустрии. Они спали в шкафах и на двухъярусных кроватях. Среди них были Мехран Джалали, Райли Вальц и Даниэль Иган. Джалали готовил стейки на ужин для своих соседей и друзей, а Иган в шутку переименовала их домашний адрес в Google Maps в Mehran’s Steak House.
Создать объявление в Google очень просто: нужно выбрать название, нажать несколько кнопок и ждать, пока оно появится. При этом практически отсутствуют средства защиты от фальшивых отзывов, что и привело к увеличению количества восторженных отзывов, естественно, написанных друзьями в шутку.
Через неделю после размещения объявления в марте 2022 года к ребятам пришла пара со словами: «Мы за стейком». Соседи по комнате их не пустили. Однако телефон, указанный в объявлении, звонил без остановки. Как вы могли догадаться, про этот Mehran’s Steak House начали говорить в интернете. Друзья задумались об открытии настоящего ресторана, а Вальц создал сайт с листом ожидания.
От фальшивого аккаунта в Google Maps к реальному заведению
В мае писательница Энн Каде решила разгадать тайну стейк-хауса. Когда она обратилась к ребятам, началась паника.
«Если больше людей займутся этим вопросом, все это рухнет», — вспоминает Джалали.
Поэтому друзья решили, что настало время открыть настоящий ресторан. Они забронировали помещение для проведения мероприятий в Ист-Виллидж, связались с людьми из онлайн-листа ожидания (а к тому моменту он насчитывал более 900 человек) и провели исследование рынка: сходили в два стейк-хауса — большой и маленький — и посмотрели, что они из себя представляют.
Потом они разработали меню из четырех блюд (114 долл. без учета налогов, чаевых и вина) и попросили шеф-повара ресторана Le Sandwich Элиаса Бикахи продегустировать и оценить их блюда.
Стейк-хаус Mehran’s Steak House решили открыть только на один вечер. Ребята собрали 60 своих друзей в качестве подмоги для подачи блюд. Почти никто из добровольцев не имел опыта приготовления пищи. Вальц и Джалали в случайном порядке распределили между ними работу по подготовке.
Званый ужин
Первыми гостями стали родители Вальца. Еще несколько столов тоже были отведены для родственников. И не просто так: этот прием помогал создавать видимость того, что ресторан всегда переполнен. И только затем появились ничего не подозревающие покупатели.
Меню было составлено в соответствии с жизненным циклом коровы. Например, были блюда «Луга приносят жизнь» (салат из зелени), «Молодость: вечно драгоценный, вечно мимолетный» (тефтели из телятины) и «Аграрный синергетический эффект» (брускетта с моцареллой). У некоторых посетителей за 35 столиками поп-ап ресторана возникли подозрения. Некоторые хвалили стейк, другие отправляли свои блюда обратно, а один мужчина сказал, что его «еда была как на свадебном фуршете».
В 20:30 молодой человек вышел в переднюю часть обеденного зала, опустился на одно колено и сделал предложение руки и сердца. Этот неловкий, постановочный момент стал для многих гостей сигналом к действию.
Как обман раскрылся
Кайл Херцог, бренд-менеджер пивоварни Sixpoint, пришел в стейк-хаус со скептическими, но любопытными намерениями. «В Нью-Йорке нельзя хранить секреты. Я знаю всех в этой отрасли, и никто об этом не слышал», — сказал он. Он понаблюдал за работой ребят и подметил несколько деталей:
- это место — помещение для проведения мероприятий;
- попытки сомелье открыть бутылку вина;
- элементарные расчеты цен и количества сотрудников.
Так он убедился, что ресторан — это уловка.
Вот несколько реакций посетителей:
- «Это социальный эксперимент? Я на 95% уверен, что это так. Я вообще считаю, что это постановка N.Y.U.»;
- «Это больше похоже на театральную постановку, чем на ужин. Здесь есть своя фишка. Но я не знаю, в чем она заключается»;
- «Мы переживаем развязку какой-то интернет-шутки между друзьями. Я тратила больше на меньшее. Это заставило нас уехать из района».
Какие выводы из ситуации можно сделать
Во-первых, ребятам не стоило останавливаться на достигнутом: раз есть спрос, то нужно подтянуть и предложение. Можно снять простое помещение с кухней, нанять повара и пару официантов. Такой талант к вирусному пиару не должен пропадать.
Во-вторых, благодаря нейросетями можно генерировать контент, а создание подобных фокусов становится еще более доступным. Инструментарий пиарщиков и маркетологов расширяется. А вот потребителям куда сложнее отличать вымысел от правды.
В-третьих, есть вопрос к рекомендательной системе Google. Неужели их алгоритмы запросто пропускают такие шутки или мошенников похлеще?
В-четвертых, на стадном поведении построена половина принципов поведенческой экономики. Например, FOMO — синдром упущенной выгоды или боязнь пропустить что-то интересное. И эта история прекрасный тому пример.