Педаль в пол: быстрая миграция на SimpleOne

В 2023 году бизнес в России уже не задается вопросом импортозамещать корпоративное IT или нет. Актуальный вопрос: как сделать это быстро и безболезненно? Но возможна ли быстрая миграция для крупных и средних компаний с развитой IT-инфраструктурой с уже налаженными ITSM- и ESM-процессами? Давайте разберемся на примере кейсов российского ITSM/ESM-вендора SimpleOne, на решения которого клиенты не раз мигрировали в ускоренном режиме.

Срочная миграция — это за сколько?

Полноценное внедрение ESM- и ITSM-решения — процесс непростой и в стандартном, не ускоренном режиме занимает от полугода. Стандартное внедрение включает несколько этапов:

  1. Предпроектное обследование, анализ процессов «как есть» и планирование «как должно быть».
  2. Кастомизация решения, автоматизация и настройка требуемой бизнес-логики.
  3. Тестирование на дев-стенде.
  4. Перенос исторических данных.
  5. Вывод решения в опытную эксплуатацию и сбор обратной связи от пользователей для возможных улучшений.

Обычно после вывода платформы в эксплуатацию работа над ее развитием не прекращается — клиент продолжает перенос исторических данных, постепенно расширяет функциональность, добавляет новые модули, подключает интеграции с другими системами и т.д. Поэтому, когда говорят о скоростной миграции, речь идет именно об ускоренном включении системы в работу компании: когда сотрудники, клиенты, поставщики и руководство компании получают систему, которой они прямо сейчас могут воспользоваться.

Сроки и этапы срочной миграции с иностранного ПО на российское зависят от множества факторов: объем переносимых данных, количество процессов, которые необходимо подключить. Обычно из этапов исключается предпроектное обследование, вместо кастомизаций проводятся небольшие настройки готового коробочного решения, перенос данных сводится к необходимому минимуму.

Каковы же сроки быстрой миграции? За последний год у SimpleOne случались проекты, в которых экстренный переход к их платформе от западных систем проходил и за одну неделю, и даже за два дня. Но это уникальные случаи, вызванные экстремальными внешними событиями. В целом любую миграцию, которая от этапа планирования до завершения пользовательского тестирования заняла меньше 3 месяцев, можно назвать скоростной. Опыт SimpleOne в быстрых проектах импортозамещения за этот год показывает, что средняя длительность проекта внедрения составляет 2-4 месяца в зависимости от сложности. Однако первую работоспособную версию решения клиент может получить в среднем в течение одного месяца.

Платформа для быстрой миграции

Чтобы миграция прошла быстро, ESM-платформа и предоставляемая на ее базе ITSM-система должны включать:

  • преднастроенные «коробочные» процессы, позволяющие быстро внедрить и начать использовать платформу;
  • гибкие настройки процессов и кастомизация интерфейсов. Это позволит повторить привычные пользователям интерфейсы и сделать переход с одной платформы на другую безболезненным. При этом гибкость кастомизаций позволит не ограничиваться в вариантах дальнейшего развития системы после завершения миграции;
  • инструменты быстрой настройки no- и low-code, автоназначение, workflow, которые сделают настройку платформы проще, а значит, быстрее;
  • возможность интеграции с теми же инструментами и информационными системами, с которыми было интегрировано предыдущее решение (SOAP/REST API, AD).

Помимо этого, у вендора платформы должны быть кейсы быстрых миграций. За прошедший год все российские решения, способные удовлетворить условиям ускоренной миграции, уже обзавелись подобными кейсами. И, конечно же, чтобы обезопасить себя не только от санкционных, но и юридических рисков, стоит выбирать из пула решений, входящих в реестр отечественного ПО.

Срочная миграция на практике

За последнее время с необходимостью в срочной миграции столкнулись многие российские компании. Особенно те, что использовали облачные иностранные решения по подписке. Такие системы чаще всего подвергались внезапному отключению. Помимо этого, многие платформы перестали обслуживаться и обновляться, у некоторых выросла стоимость техобслуживания или лицензии.

Рассмотрим самые яркие из недавних кейсов срочных миграций SimpleOne.

Торговая сеть Монетка: экстренная миграция за 2 дня

Одним из самых интересных проектов с точки зрения скорости миграции для SimpleOne стал кейс одного из крупнейших продуктовых ритейлеров России. Торговая сеть «Монетка» мигрировала с западной ITSM-системы ServiceNow на ESM-платформу SimpleOne, чтобы выйти за пределы автоматизации IT-сервисов и подключить к системе любые сервисные бизнес-процессы.

Была запланирована стандартная миграция за 5 месяцев, проект стартовал в конце 2021 года. Однако в разгар внедрения, в марте 2022 года, вендор ServiceNow резко приостановил доступ к своей системе — встала необходимость срочно перевести всех сотрудников на платформу SimpleOne, которая еще только настраивалась. В итоге совместными усилиями специалистов клиента, интегратора и вендора платформу SimpleOne ввели в эксплуатацию всего за 2 дня. Все последующие настройки накатывались на платформу параллельно с тем, как в ней работали 7 000 сотрудников Монетки.

Внедрённые в рамках миграции модули и процессы

Успех такой экстренной миграции стал возможен благодаря двум факторам:

  1. Перед миграцией клиент и интегратор заранее выгрузили все данные и внутренние справочники, что помогло им не потерять данные при резком отключении.
  2. Платформа SimpleOne позволяет накатывать обновления и исторические данные без остановки системы прямо на продуктивный стенд, что позволило продолжить настройку системы даже в режиме эксплуатации.

МТС Банк: быстрее — не значит хуже

В большинстве случаев быстрая миграция исчисляется не днями, а месяцами: любая миграция на крупное ПО enterprise-уровня, уложившаяся в полгода, считается скоростной. Это оптимальный срок для проведения качественной быстрой миграции, которая впоследствии не ограничит клиента в возможностях развития системы.

Классический пример такого проекта: организация системы управления корпоративными услугами на базе SimpleOne для МТС Банк. Несмотря на то, что проект был запущен в рамках миграции с другого продукта, поставленные цели были гораздо амбициознее простого «переезда»:

  • повысить лояльность клиентов за счет роста качества предоставления и поддержки продуктов;
  • увеличить эффективность внутренних процессов;
  • снизить операционные затраты IT-кластера банка.

Были определены и конкретные целевые показатели, которые необходимо было достичь по завершению проекта:

  • сокращение времени решения клиентских инцидентов на 50%;
  • сокращение времени регистрации массовых инцидентов на 30%;
  • полная автоматизация внутренних рабочих процессов по согласованию и решению рутинных задач.

В итоге миграция уложилась в 4 месяца — впечатляюще короткий срок для перечисленных задач.

На скорость и успех миграции повлияло несколько факторов:

  • активная вовлеченность департамента IT и руководства клиента в проект;
  • высокопрофессиональная команда клиента, вендора и интегратора;
  • отсутствие долгих согласований благодаря налаженной коммуникации между участниками проекта.

Благодаря внедрению ITSM-решения и его масштабированию до ESM было автоматизировано предоставление услуг для клиентов, партнеров и сотрудников банка.

IT-компания iiii Tech: быстрая миграция без интегратора

Если же вы и сами не промах в IT, мигрировать можно не только быстро, но и самостоятельно — иногда достаточно одного толкового специалиста. Это доказывает кейс IT-компании iiii Tech, мигрировавшей на SimpleOne с небезызвестной ServiceNow без привлечения интегратора силами одного специалиста, уделявшего настройкам системы до 2 часов в день на протяжении полутора месяцев. За это время руководитель направления Cloud&Infra iiii Tech и ITIL expert Александр Колесов перенес в новую систему ключевые бизнес-процессы iiii Tech и локализовал собственные IT-решения компании, заложив основу для развития системы в многофункциональную ESM-платформу.

Были реализованы брендирование экземпляра, базовая настройка портала для пользователей, интеграция с Telegram и AD, внедрены SSO и индикаторы, импортированы тикеты и учетные записи заказчиков из старой системы.

Была добавлена долгожданная для клиентов iiii Tech фича — подача заявок через Telegram, чего не удавалось полностью реализовать в предыдущей системе

Для быстрой самостоятельной миграции на ITSM/ESM-решение важны три условия:

  1. Наличие в выбранной платформе no-code/low-code инструментов настройки и гибких возможностей кастомизации.
  2. Качественные обучающие материалы по настройкам платформы. Убедитесь, что у вендора есть видеоуроки и понятная документация по выбранным вами решениям.
  3. Контакт с вендором. Если в процессе настройки у вас возникнут вопросы, как быстро вы получите на них ответ? Убедитесь, что специалисты вендора смогут консультировать вас на всех этапах внедрения.
  4. Специалисты по сервисному подходу. Миграция получится тем быстрее, чем лучше ваши специалисты, которые будут настраивать систему, знакомы с сервисным подходом. Если же в компании есть ITIL-expert, считайте это гарантией быстрой миграции.

Советы по быстрой миграции

Придерживаться цели. Главная цель срочной миграции — сохранить непрерывность бизнес-процессов. Процесс миграции должен быть выстроен вокруг этого приоритета. Все работы по модификации и улучшению бизнес-процессов должны быть перенесены на период после скоростной миграции.

Действовать гибко. Срочная миграция не возникает в стабильных ситуациях. Это означает, что миграция будет сопровождаться высокой степенью неопределенности. В такой сложной и изменчивой среде невозможно полностью применять те же методы и практики, которые работают в предсказуемой среде.

Сфокусироваться на ключевых процессах. Когда долгосрочное планирование ограничено, необходимо в первую очередь наладить эксплуатационные процессы, которые позволяют компании продолжать непрерывную работу. Для таких процессов нужно в первую очередь настроить модули управления запросами на обслуживание, услугами, инцидентами, проблемами и изменениями.

Итог

С миграцией на российское ПО в том или ином объеме столкнется почти каждая компания в России. Не теряйте время, начинайте подготовку заранее, чтобы перейти на новое решение максимально плавно и заложить основу для дальнейшего развития системы.

 

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях