Основная причина ДТП — ошибка водителя. А значит, замена управляемых водителем автомобилей на беспилотники может привести к гораздо более безопасному проезду. В статье разбираемся, почему это оказалось не так и безопасны ли автомобили с автоматическим управлением.
Инвестиции в сферу беспилотников-авто
В начале года вышел отчет «Состояние робототехники», в котором представлен комплексный анализ деятельности более 1250 робототехнических компаний по всему миру, в том числе по отдельным компаниям с указанием областей применения.
С 2018 года в робототехнические компании было инвестировано около 90 млрд долларов, а среднегодовой рост составил 13%. Но самое главное — стало ясно, что инвестиции в данную отрасль в 2022 упали на 60%. Но лидеры отрасли стоят на своем.
Ошибка водителя – основная причина ДТП
В Госавтоинспекции отметили, что любое нарушение ПДД провоцируется либо неграмотностью, либо недостаточным уровнем культуры. Основные причины ДТП по вине водителя:
- превышение безопасной скорости;
- неправильный проезд перекрестка;
- нарушение правил обгона;
- нарушение правил маневрирования;
- нарушение правил проезда пешеходных переходов;
- неправильный выбор дистанции;
- алкогольное опьянение;
- выезд на полосу дороги, предназначенной для встречного движения;
- нарушение требований сигнала светофора.
Соответственно, разумно предположить, что замена управляемых водителем автомобилей на автономные может привести к гораздо более безопасному проезду. Но все оказалось не так просто.
Исследователи из Тринити Колледжа Дублина опросили 1 233 взрослых, чтобы выяснить их отношение к беспилотным авто на базе искусственного интеллекта. Более половины опрошенных боятся их. Но даже среди них значительная доля готова использовать такой вид транспорта. А все потому, что преимущества, которые предоставляет технология, преодолевают страх. От использования автономных автомобилей готовы отказаться только 39%, то есть около 10% опрошенных готовы использовать беспилотники, несмотря на то, что они вызывают сильные опасения.
Статистика по авариям с машинами-беспилотниками
В мартовской презентации Tesla заявила, что аварии с полностью самоуправляемым авто происходят как минимум в 5 раз реже, чем у обычных автомобилей, если сравнивать мили, пройденные за одно столкновение.
Но в июне The Washington Post выпустила статью «17 погибших, 736 аварий: Шокирующее число жертв системы Tesla Autopilot», из которой стало известно, что система помощи водителю Tesla, известная как Autopilot, стала участником гораздо большего числа аварий, чем сообщалось ранее. Согласно анализу данных Национального управления безопасности дорожного движения США, с 2019 года произошло 736 аварий с участием Teslas в режиме Autopilot. Число таких аварий резко возросло за последние четыре года, что отражает опасность, связанную с расширением использования технологии помощи водителю Tesla, а также растущее присутствие автомобилей на дорогах страны.
Илон Маск назвал автопилот «однозначно более безопасным», но эту характеристику невозможно проверить без доступа к подробным данным, которыми обладает компания. А ведь безопасность машин-беспилотников была главным аргументом производителя, фанатов и техно-оптимистов.
Но если Tesla пока удается скрывать подробную информацию о безопасности авто, то у других производителей можно проследить за статистикой.
Например, согласно отчету инспекции об авариях автономных авто в Калифорнии, за первые 6 месяцев 2023 года произошло 28 дорожно-транспортных происшествий с участием машин-беспилотников Cruise, 24 аварии — с авто Waymo и 11 аварий — с авто Zoox. На первый взгляд кажется, что это совсем небольшие показатели. Но если принять во внимание общее количество автономных транспортных средств (на графике выше данные за 2022 год), то вырисовывается интересная картина: 688 автомобилей Waymo, 388 — Cruise, 142 — Zoox. То есть за полгода 7% машин Cruise, 3% автомобилей Waymo и 17% беспилотников Zoox попали в ДТП. Причем эта статистика не включает инциденты с блокировкой машин скорой помощи и пожарных, сбивании животных.
Самоуспокоенность от автоматизации
Однозначно, за самоуправляемыми авто — будущее. Но есть такой термин «самоуспокоенность от автоматизации» (automation complacency). Это состояние нередко замечают у пилотов самолетов, которые начинают излишне полагаться на автоматизированные системы. Они теряют бдительность и внимание. В некоторых случаях они больше доверяют технологиям, чем личным навыкам ручного пилотирования. То же касается и беспилотных автомобилей. Пока что нам нельзя расслабляться.