Количество инструментов, технологий, подходов и решений в ИТ-индустрии с каждым годом растет, что приносит как новые возможности, так и сложности. Евгений Гаврилов, руководитель проекта vStack, составил список распространенных проблем, с которыми сталкиваются компании при выборе ИТ-решений в 2023 году. Для выступления на 18-м конгрессе ИТ-директоров «Белые Ночи» Евгений придумал интересную подачу — аналогии с медицинскими патологиями. В статье мы разберем симптомы и последствия шести «заболеваний» ИТ-инфраструктуры.
«Болезни» ИТ-инфраструктуры 21 века
21 век принес заболевания, вызванные сменой образа жизни и инструментов, которыми пользуется человек. Подобные тенденции заметны и в ИТ-сфере. За короткий период кардинально увеличились масштабы выбора технологий и подходов в ИТ-сфере. Это привело к тому, что ИТ-решения часто используют неэффективно. Евгений Гаврилов сравнил эти случаи с патологиями.
«Я поднял тему патологий, так как часто вижу эти ошибки у компаний и понимаю, какой вред они наносят бизнесу. А чтобы привлечь внимание аудитории, обернул информацию в обертку понятных аналогий. Выступление вызвало жаркую дискуссию. Часть участников узнали в описаниях себя, другие предлагали сделать мемы на основе моих тезисов», — Евгений Гаврилов, руководитель проекта vStack.
Перечислим самые заметные патологии в сфере ИТ.
Использование Enterprise-продуктов без необходимости
Enterprise-продукты направлены на решение определенных задач, присущих тому или иному бизнесу. Сюда относится как ПО, так и оборудование. Проблема в том, что часто компании покупают решения корпоративного уровня и используют их без необходимости.
До появления гиперконвергенции компании были вынуждены приобретать оборудование корпоративного уровня, так как оно обеспечивало работу без сбоев. В то время было важно поддерживать работу единственного экземпляра ПО, так как в случае его падения восстановление занимало несколько минут. Это могло привести к срыву SLA и финансовым потерям. Гиперконвергенция позволила использовать горизонтальное масштабирование. С ним сбой в работе оборудования уже не был критичным, и компании смогли перейти на аппаратное обеспечение расходного класса без ущерба для безопасности.
Причины
Патология с использованием Enterprise-продуктов там, где в этом нет необходимости возникает из-за:
- желания использовать универсальную технологию во всех решениях;
- нежелания отказываться от старых методов;
- дифференцирования ответственности за результат;
- желания перестраховаться и получить технологии «с запасом»;
- стремления получить опыт работы с дорогим оборудованием и ПО.
Риски
Патология может привести к несоразмерности расходуемых ресурсов и получаемого результата.
Использование продуктов производителей, ушедших из России
Одна из актуальных проблем — продолжение эксплуатации или даже внедрение с нуля продуктов производителей, ушедших из России. Уже сейчас их установка и поддержка вызывает сложности. При появлении серьезной проблемы, которую невозможно решить без поддержки вендора и доступа к его базе знаний, компания может понести большие репутационные и финансовые риски.
Другая крайность — полное импортозамещение всех сервисов, которое приводит к снижению уровня комфорта и SLA.
Причины
Компании могут выбирать решения производителей, ушедших из России из-за:
- отсутствия достойных отечественных альтернатив;
- нежелания что-то менять.
Риски
Отсутствие поддержки производителя повышает скорость устранения проблем и снижает конкурентоспособность компании.
Использование FAANG-продуктов и решений в небольших проектах
Используя FAANG-инструменты и подходы для решения тривиальной задачи, компания нецелесообразно тратит большие ресурсы. При этом продукты выбираются без учета длительности цикла, в котором их будут применять, и без учета соотношения затрат и результата. Инструмент становится важнее получаемого результата.
Например, крупная компания может нанять любое количество квалифицированных специалистов для работы с FAANG-продуктом. При этом у небольшого или среднего бизнеса нет таких возможностей.
Причины
Часто компании выбирают FAANG-решения из-за стремления следовать за крупными участниками рынка.
Риски
В результате этой патологии ресурсы компании расходуются на инструменты и продукты, а не на результат.
Использование продуктов и решений, не предназначенных для решения задач компании
Компания может выбрать качественный отечественный продукт с хорошо работающей службой поддержки. Однако это решение будет неэффективным для решения конкретных задач бизнеса.
Причины
При этой патологии инструменты, продукты и подходы выбирают сотрудники, которые не несут ответственности за результат. Часто при этом люди руководствуются информационными и маркетинговыми материалами. Например, информацией, полученной на семинаре. Также к этому заболеванию может привести наличие взаимоисключающих регламентов в компании, из-за которых сложно выбрать подходящее решение.
Риски
Патология может привести к симуляции бурной деятельности сотрудников за счет компании.
Преувеличение масштабов задач при выборе инструментов для их решения
Если сотрудник, который отвечает за выбор инструментов, не понимает масштабы задач и перспективы развития компании, это может привести к покупке избыточных решений. Например, некоторые компании применяют big data инструменты там, где компании не хватает ресурсов памяти даже для того, чтобы открыть эти решения.
Причины
Среди распространенных причин этой патологии: неверная оценка масштаба задач и намеренное преувеличение для получения большого бюджета.
Риски
Результатом преувеличения масштабов задач может стать увеличение затрат компании и почти нулевая экономическая эффективность инструментов.
Одна из проблем IT-индустрии на данный момент — это отсутствие четких стандартов, обусловленное историей становления отрасли. Информационные технологии появились относительно недавно и развивались в условиях дикого бычьего рынка, который бездумно накачивал проекты деньгами. В 2000-х это привело к краху доткомов, первому кризису IT, который преобразил индустрию, однако с тех пор накапливаются новые противоречия, в том числе вызванные отсутствием стандартов (и это в инженерной отрасли), которые рано или поздно приведут к новому кризису.
Ольга Федорова, руководитель разработки в Альфа-Банк
Введение в контур решения маловероятных и гипотетических проблем
Проблема возникает из попытки сделать глобальное обобщение своего опыта, которое приводит к стремлению решить все возможные и гипотетические проблемы в инфраструктуре. А если проблем нет, компания может заняться профилактикой потенциальных трудностей. Например, компании могут оплачивать поддержку решения, которое было введено в эксплуатацию лишь на бумаге и никогда не использовалось.
Причины
Некоторые сотрудники стараются перестраховаться и предотвратить появление проблем, даже если в настоящем времени для них нет предпосылок.
Риски
Это приводит к тому, что компания использует 5% функциональности ИТ-инструментов при оплате их 100% стоимости.
Модель Кюблер-Росс в ИТ-сфере
Развитие патологий в ИТ-сфере происходит по классической модели принятия неизбежного от Кюблер-Росс: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
- Сложнее всего компаниям пройти стадию отрицания. Это может быть отрицание как наличия проблем, так и появления более эффективных инструментов. Пример первого случая — поведение российских компаний в марте 2022 года. Многие ждали, что зарубежные производители вернутся в ближайшее время и все станет по-прежнему. Сегодня на стадии отрицания находятся около 50% российских компаний.
- На стадии гнева у руководители компаний часто возникали разногласия и претензии к производителям отечественных решений.
- Стадия торга — это первый этап, на котором производители ИТ-решений могут помочь компаниям, так как предыдущие стадии бизнес может пройти только самостоятельно.
Важно понимать, что неподходящие инструменты и формальные действия не приближают к решению поставленной задачи, а результат в этом случае ничем не отличается от результата бездействия или прокрастинации.
Универсального лекарства от этих патологий не существует. В каждом случае оно будет индивидуальным и зависящим от причин возникновения проблемы. Однако в большинстве случаев первым шагом для «исцеления» станет информированность о существовании проблемы и наличии современных инструментов для ее решения.