Продолжаем нашу рубрику, где с разрешения автора канала CryptoEssay рассказываем о криптовалютах и блокчейне. Оригинал можно прочитать в его telegram-канале.
Как все начиналось
В разгар финансового кризиса 3 января 2009 года был создан Генезис блок Биткоина. Это был небольшой эксперимент, которому на протяжении первого года никто не придавал значения, кроме пары десятков человек из списка рассылки. Спустя 14 лет он стал глобальным феноменом культуры, политики и экономики. Тогда сложно было предположить, что биткоины будут иметь реальную стоимость больше нескольких центов, а сегодня это миллиарды долларов, которые перемещаются по сети каждый день без перебоев, выходных, праздников и санкций.
Парадокс гипербиткоинизации
Не существует криптовалюты, реально составляющей серьезную конкуренцию биткоину, по двум основным причинам:
1) технический уровень и безопасность. Ни одному блокчейну еще не удалось продемонстрировать такой же уровень надежности релизов и такую же мощностью защищающей PoW сети;
2) сетевой эффект и экосистема. Сложно заставить людей пользоваться какими-то другими нецензурируемыми деньгами, если ими управляет не децентрализованное сообщество, а какой-нибудь банк, стартап или конкретные персоны.
С другой стороны, 80% биткоинов уже эмитировано, но остается несколько вопросов:
1) Знаем ли мы этих людей и хотим ли продолжать их обогащать, продвигая и ускоряя использование Биткоина?
2) Все эти юные и пожилые китайские и не только миллиардеры — готовы ли они использовать свое состояние во благо или считают это подарком судьбы?
3) Понимаете ли общество, что эмиссия биткоина экспоненциально уменьшается и подобного не повторится? Согласны ли все существующие и будущие пользователи с таким распределением эмиссии?
4) Справедливое ли это вознаграждение за риск быть early miner?
Финансовый суверенитет — ценностное предложение биткоина
Value prop (ценностное предложение) Биткоина — это финансовый суверенитет. Иными словами: ситуация, в которой доступ к финансовым ресурсам не может быть ограничен или, наоборот, предоставлен банком или государством.
По этой же аналогии SSI/VC/DID — это суверенитет личности: ситуация, при которой государство, корпорация или иной социальный институт не может контролировать, изменять, отчуждать или предоставлять без вашего ведома личную информацию.
Вещи очевидные, но пришли ли мы уже сегодня к такому миру? Конечно, нет. Не факт, что он даже теоретически возможен в юрисдикциях и политических форматах некоторых стран мира. Правильный вопрос: является ли такого рода суверенитет, контроль и гибкость системы позитивным технологическим advancement’ом для человечества in the long run? Условно, это Интернет, который ускорил прогресс в сотни раз, или коммунизм, который его на десятилетия остановил.
Реализация подобных механизмов — это не один шаг, а стратегия. Торговля биткоинами на централизованной бирже — это, очевидно, не суверенитет. Выпуск цифровых документов и фактов на государственных площадках, подписанных государственными алгоритмами шифрования, — это абсолютно точно движение в обратную сторону от суверенитета. Но оба этих, казалось бы, бессмысленных и моментных явления помогают сотням миллионов людей уже сегодня задуматься о ценности владения своими credentials & financials.
В частности, мы сильно верим в открытые технологии и публичные протоколы, но при этом последовательно реализовываем проекты для крупных корпоративных и государственных заказчиков в весьма централизованном формате. Мы видим ценность в том, чтобы дать людям инструмент по значительно более удобному и дешевому способу эмиссии, хранения и проверки цифровых документов, нежели чем существующие решения. И выгода здесь не только в том, что это дает более чем десятикратную экономию, но также и в том, что это формирует правильные привычки у миллионов пользователей. Переход к децентрализованным финансам и документам произойдет тогда, когда этого захочет миллиард человек на планете, а не один отдельно взятый чиновник. Так же, как это произошло с Bitcoin, Youtube, WhatsApp, Twitter, Uber и Airbnb — невзирая на регуляцию, однажды появившись, значительно более удобные для людей сервисы уже вряд ли куда-либо исчезнут.
Иллюзия доступности биткоина
Из-за того, что биткоин очень прост с первого взгляда (но невероятно сложен внутри), он создал иллюзию доступности. Из-за того, что биткоин мгновенно приносит ощутимую и ликвидную финансовую выгоду, он собрал вокруг себя гонцов за быстрыми деньгами. А ведь на самом деле блокчейн — это криптография (читай — математика), для этого реально мозг нужен, а не просто код копировать.
Я думаю, самое полезное, что можно сделать для индустрии сегодня — это привести ее в чувство. У криптовалют все будет прекрасно. Иллюзия все еще заставляет вполне здравых инвесторов и корпорации вкладывать деньги в априори бессмысленные проекты. Но умные люди вечно вливать в такой проект свои деньги не будут, а значит, нас неизбежно ждет прекрасное будущее. Такое, где зарабатывать будут те, кто приносит миру пользу и создает ценность.
Выводы
По мере того, как Bitcoin будет существовать еще один, пять и десять лет, вера людей в его неостановимость и надежность будет расти, подобному тому, как по мере развития мы начали верить, что Интернет — это неотъемлемая часть современного мира. Через много лет люди будут вспоминать это событие, как начало эпохи суверенных финансов.
Напоминаем: если вы не владеете приватными ключами, то не владеете своими монетами. Спросите себя прямо сейчас: а я имею доступ к приватному ключу от своей криптовалюты (даже не обязательно BTC)? Если ответ «нет», то деньгами прямо сейчас распоряжается кто-то другой.
Предыдущие статьи в рубрике:
Мифы о биткоине и их разоблачение. Читать