В марте 2023 года в компанию vStack пришел новый Генеральный директор Станислав Мриль. До этого Станислав был коммерческим директором в группе компаний ITGLOBAL.COM (в то время «ИТ-Град»), к которой относится vStack. Вместе с компанией он прошел через кризис 2014 года. Теперь он будет руководить развитием платформы для построения виртуальных ЦОДов vStack. Мы обсудили состояние российского рынка виртуализации, разницу между прошлым и текущим кризисами, а также планы vStack.
ITGLOBAL.COM — кузница инновационных ИТ-стартапов
— Вы были руководителем в «ИТ-Град» (ITGLOBAL.COM), начали развивать собственную компанию, а теперь заняли должность CEO в одной из компаний ITGLOBAL.COM. Расскажите о вашем пути и почему вы приняли решение вернуться в группу компаний?
Можно сказать, что ментально я никуда не уходил. Я был коммерческим директором в «ИТ-Град», открыл большой офис в Москве, переехал туда из Санкт-Петербурга. Даже после того, как я начал развивать собственный проект, мы с коллегами продолжили поддерживать контакт. В ITGLOBAL.COM работает огромное количество молодых талантливых айтишников, и душой я был с ними.
За время моего отсутствия компания стала гораздо больше и окончательно оформилась как кузница интересных инновационных ИТ-стартапов. Теперь ITGLOBAL.COM — это не просто облака, оборудование или сервера. Это уже полноценная корпорация, включающая огромное количество разносторонних стартапов.
— Как за это время изменился ваш подход к управлению ИТ-проектами?
И тогда, и сейчас во главе угла я ставлю три компонента: продукт, маркетинг, люди. Важно уделять внимание каждой из этих трех составляющих. Например, если вы производите лучший продукт, но не вкладываетесь в маркетинг, рынок ничего о нем не узнает. Без команды людей, каждый из которых находится на своем месте и работает на общее дело, компания развалится.
vStack выбрал сложный, фундаментальный подход, потому что может себе это позволить
— Расскажите о платформе vStack. В чем ее принципиальное отличие от конкурентов?
Самое важное отличие в том, что как один из крупнейших облачных провайдеров мы обладаем огромным опытом в построении высокопроизводительных виртуальных инфраструктур. И весь накопленный опыт и экспертиза легли в основу платформы vStack. Это решение мы разрабатывали самостоятельно. Это гораздо более сложный подход, но он заложил правильный фундамент и позволил создать быструю производительную мультиконвергентную среду.
— Почему vStack стал одним из немногих производителей на рынке виртуализации, кто выбрал самостоятельную разработку вместо копирования продуктов на основе open source? Как выбранная тактика влияет на развитие компании?
Решения, которые копируют opensourse-продукты, часто требуют большого вовлечения ИТ-специалистов. Это так называемый FAANG-подход, то есть подход, который могут себе позволить только компании уровня Amazon, Apple или Mail и Яндекс, если говорить о России. Мы осознанно не стали выбирать такой путь, внутри нашей технологии нет ни ceph, ни KVM, ни Openstack, которые в основе у 99% продуктов отечественной виртуализации.
Мы самостоятельно разработали свой слой хранения, слой реализации сети, слой вычислений, кластерный слой. Это позволяет нам, как единственному владельцу, полноценно контролировать свой продукт. В результате мы получили высокие показатели по переподпискам, по overcommit и простоту реализации. Эти аспекты лежат в основе сути виртуализации, ради этого она создавалась.
Сейчас рынок наполнился продуктами, в основе которых — готовые конструкторы, меняются только логотипы. Большинство из них появилось в ответ на рост спроса из-за ухода зарубежных производителей. Однако через 1-2 года рынок сам себя отрегулирует, останутся самостоятельные решения, у которых есть перспективы.
— vStack уделяет большое внимание повышению overcommit и снижению CPU overhead. Почему это важно? Какие преимущества это дает клиентам?
Благодаря высокой переподписке по процессорным мощностям мы повысили показатели эффективности в слое SDC. Другой показатель производительности платформы CPU Overhead говорит о проценте издержек на виртуализацию. Сколько ресурсов физического сервера уйдет на то, чтобы на этом сервере поднять виртуализацию? У нас это 2-5%, то есть в среднем 3,5%. У VMware этот показатель равен 10-15%. В идеальных условиях он может снизиться до 6,5-7%, но в реальной жизни такие условия практически недостижимы. Поэтому в этом отношении мы в 3 раза выигрываем у лидера рынка.
Ставка на feature request и работаем над системой бэкапов
— Над чем сейчас работают специалисты команды vStack? Какие новые функции могут появиться на платформе в ближайшее время?
Сейчас развитие сосредоточено в технологическом слое. Мы не пытаемся делать прикладные вещи, например, VDI, но они есть в более отдаленных планах.
В настоящее время мы внедряем полноценную версию 2.1 с возможностью реализации автоматического импорта виртуальных машин из VMware. Также мы всегда готовы обновлять наш роадмап и подстраивать обновления под требования ключевых заказчиков. Мы бесплатно вносим изменения по feature requests или запросам дополнительной функциональности.
В 2023-2024 годах у нас запланирован релиз Backup Appliance для всех, кто планирует создавать инфраструктуру с нуля или замещать зарубежные решения российскими аналогами. Мы первыми на рынке строим собственную систему резервного копирования, исходя от виртуализации, а не наоборот.
Кратко о текущей ситуации: репетицию школьного театра сменило выступление международного масштаба
— Вы помогали компании ITGLOBAL.COM пережить прошлый кризис. Какие решения помогли это сделать?
Скажем так, тогда была репетиция школьного театра, а сейчас — выступление международного масштаба. В 2014 тоже была небольшая технологическая блокада, скакнул доллар, каким-то компаниям запретили поставки в Россию. Но это было относительно локально и краткосрочно.
В ITGLOBAL.COM прошлый кризис задел лишь ту составляющую бизнеса, которая была связана с поставками оборудования. К счастью, у компании много точек баланса. ITGLOBAL.COM одновременно развивает разные направления бизнеса: услуги, продажа оборудования, системная интеграция и собственные разработки. Поэтому ее сложно сбить с ног даже поставленным боксерским ударом. В 2014 году встали поставки железа, доллар в один момент вырос с 50 до 100 рублей. У нас перестали покупать оборудование — мы начали активнее продавать облачные услуги.
— Чем нынешний кризис отличается от предыдущего?
В дипломатии есть такое понятие, как «перевернуть шахматную доску». Именно это у нас сейчас происходит — ИТ-ландшафт полностью меняется. Как было раньше? Несмотря на то, что уже в пандемию начались проблемы с поставками оборудования, на рынке присутствовали все зарубежные производители. И клиенты годами покупали импортные продукты. Отечественным компаниям было сложно пробиться на сложившемся рынке, даже имея конкурентоспособный продукт. Сейчас все резко поменялось. Многие зарубежные компании ушли крайне жестко, и вернуться на рынок после такого ухода будет очень сложно.
Для российских производителей открылись возможности, которые были закрыты из-за конкуренции супертехнологичных и вкладывающих огромные бюджеты зарубежных компаний. Маленький ручеек рынка превратился в безграничный океан.
Здесь важно вовремя принять ситуацию и понять, что как раньше уже не будет. У меня на все стадии (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие) ушло семь дней. Сначала я думал, что скоро все закончится, потом был момент внутренней борьбы, а затем я принял, что мир изменился, наша страна оказалась в информационной и экономической блокаде. В этой ситуации я решил, что хочу продавать отечественные решения, которые помогут импортозамещать ушедших игроков.
— Как меняется поведение игроков рынка виртуализации и их клиентов? Перешли ли компании от тактики выжидания к активным действиям?
В сфере виртуализации рынок находится в стадии принятия. Думаю, что 2023 год станет годом принятия решений для всех.
Все отечественные производители уже прошли огонь и воду, в условиях огромной конкуренции с зарубежными гигантами. Сейчас наступила очередь медных труб. Когда уже не компании ищут клиентов, а клиент ищет их. И здесь возникает опасность потерять клиентоориентированность. Поэтому важно понимать, что нынешняя ситуация — временная, конкуренция среди отечественных производителей ИТ-решений будет нарастать. Поэтому сейчас важно не только активно зарабатывать деньги, но и масштабироваться, улучшать сервис, вкладываться в развитие.
— А платформа vStack будет масштабироваться? Какие шаги вы планируете предпринимать в ближайшее время?
Конечно, будем масштабироваться. Мы будем активно получать обратную связь от клиентов, проводить больше пилотов с клиентами, получать референсы и фиксировать полученную информацию в роадмап.
Также мы будем увеличивать маркетинговую активность, ведь без маркетинга никто не узнает про наши достижения.
Сейчас особенно важно слушать клиентов, понимать, что им сейчас нужно, помогать закрывать их технологические пробелы. Они годами эксплуатировали импортные решения, у них сложились определенные привычки и представления о том, как все должно быть. И в один миг они лишились привычных им продуктов. Многие из-за этого находятся в растерянности, важно помочь им, дать то, что они хотят. При этом у нас не стоит задачи делать 100% аналоги ушедших решений. Мы хотим дать современный, качественный отечественный продукт.
Рынок закрылся от нас, но мы от него не закрылись
— Как сейчас проходит процесс импортозамещения? Может ли Россия стать первой страной, которая смогла достичь технологического суверенитета?
Я думаю, что прошло время средневековых городов-крепостей, глобализация в любом случае неизбежна. Да, сейчас мы разругались с Европой, но есть Индия и Китай. Мы можем обмениваться решениями с этими странами. Я считаю, что в каких-то сферах технологический суверенитет должен быть 100%. Но не уверен, что он нужен абсолютно во всех аспектах и что это в принципе достижимо.
— Как вы видите перспективы развития российского рынка виртуализации?
Сейчас — только вперед. Сейчас в России сложилась уникальная ситуация. Мировой рынок производителей закрылся, но мы то от него не закрылись. Мы перенимаем все современные технологии и тренды, которые сейчас есть в мире.
При этом уход гигантов с их огромными бюджетами создал практически тепличные условия для российского бизнеса. Внутри нашего закрытого контура растут продукты, которые в перспективе могут сыграть большую роль и в общемировой экономической модели. Небольшие компании, которые не могли конкурировать с монстрами международного рынка, могут активно развиваться. Это создаст шанс в будущем получить компанию, которая сможет получить долю на общемировом рынке.