Мы начинаем проект про историю интернета, в котором вместе с вами пройдем путь от простейших сайтов до NFT, блокчейна и Web-3. Наш первый выпуск посвящен истокам интернета: предпосылкам, первым веб-страницам и людям, которые это все создавали.
Кто придумал интернет?
История Интернета начинается в 1950-х годах вместе с развитием компьютеров. В 1960-х годах Министерство обороны США разработало сеть Агентства передовых исследовательских проектов (ARPANET), чтобы соединить исследовательские институты и университеты по всей стране. Сеть ARPANET стала первой действующей сетью пакетной коммутации, а соответственно, и родоначальницей глобальной веб-сети.
Хотя концепция всемирной паутины была придумала несколькими командами в шестидесятых годах прошлого века, ключевыми фигурами и «отцами интернета» принято считать Винтона Дж. Серфа и Роберта Кана. Именно они разработали основополагающие коммуникационные протоколы интернета, то есть TCP/IP. Оба они получили премию Тьюринга за работу над интернетом в 2004 году, а также Президентскую медаль свободы в 2005.
- Интернет-протокол (IP) — это набор правил, определяющих порядок отправки и получения данных через Интернет. IP-адреса — это уникальные цифровые метки, присваиваемые каждому устройству, подключенному к сети, которая использует интернет-протокол для связи.
- Протокол управления передачей (TCP) — это набор правил, регулирующих передачу данных через Интернет. Он отвечает за то, чтобы данные передавались надежно и в правильном порядке. Для этого он разбивает данные на более мелкие пакеты, называемые сегментами, и повторно передает все пакеты, потерянные во время передачи.
- Вместе IP и TCP обеспечивают надежное сквозное соединение для передачи данных через Интернет. IP обеспечивает маршрутизацию пакетов данных, а TCP гарантирует, что данные передаются надежно и в правильном порядке.
Помимо работы над TCP/IP, Серф внес значительный вклад в область компьютерных сетей. Например, он участвовал в разработке первой программы электронной почты. Сейчас он занимает должность вице-президента и главного интернет-евангелиста в компании Google.
Кан же сыграл ключевую роль в разработке сети Агентства перспективных исследовательских проектов (ARPANET), предшественницы современного интернета. Кроме того, он был основателем и генеральным директором CNRI — некоммерческой организации, которая занимается разработкой технологий, связанных с Интернетом.
Интернет приобрел такую высокую ценность только благодаря совместному вкладу множества людей по всему миру. Вот еще несколько человек, которые внесли важный вклад в развитие интернета и ИТ-технологий, без которых мы уже не представляем повседневную жизнь:
- Ларри Робертс, ответственный за разработку первой глобальной сети (WAN) в конце 1960-х годов, известной как ARPANET, которая была предшественницей современного интернета;
- Тим Бернерс-Ли, британский ученый-компьютерщик, разработавший в 1989 году Всемирную паутину (WWW), которая позволила легко обмениваться информацией и ресурсами через Интернет с помощью стандартной системы ссылок, известной как гипертекст;
- Пол Баран, американский инженер, разработавший концепцию коммутации пакетов, которая лежит в основе системы связи Интернета;
- Луи Пузен, французский ученый-компьютерщик, разработавший Datagram — ранний протокол пакетной коммутации, который повлиял на дизайн коммуникационной системы Интернета;
- Дуглас Энгельбарт, американский инженер, создавший первую компьютерную мышь и разработавший ранние версии гипертекста и других технологий, которые стали важными для Интернета;
- Дональд Дэвис и его команда, которые придумали термин «коммутация пакетов» («packet switching» ) и работали над протоколами коммутации пакетов, которые заложили фундамент для существования интернета.
Web 0, или у истоков интернета
В восьмидесятых стали появляться первые поставщики интернет-услуг (ISP), а в конце десятилетия интернет стал применяться и в частных компаниях. Например, такие компании, как IBM и MCI, начали предлагать коммерческие интернет-услуги, делая интернет более доступным для широкой публики.
В начале девяностых появилась Всемирная паутина, известная как WWW (World Wide Web). Эта разработка значительно облегчила доступ к информации и обмен ею через интернет, что сделало его удобнее для пользователей и, соответственно, в разы популярнее. Именно тогда появились первые веб-браузеры, такие как Mosaic и Netscape Navigator, которые еще больше облегчили людям доступ к Интернету.
Текст и гипертекст: как пользовались интернетом в эпоху Web-1
Первая гипертекстовая система, названная Hypertext Editing System (HES), была создана в 1960-х годах. Но только появление HTML — языка гипертекстовой разметки — и первых веб-браузеров сделало Всемирную паутину доступной сотням тысяч людей.
Вообще интернет развивался благодаря невероятно сильному желанию сделать информацию более доступной. Web, над которым работали Тим Бернерс-Ли и его команда в CERN (Европейская организация ядерных исследований), предполагался как способ облегчить обмен информацией между учеными и исследователями из разных институтов — и именно их разработки привели к созданию первого веб-сайта, который использовался для предоставления информации о проекте World Wide Web.
- Интересно, что этот сайт был размещен на компьютере, разработанном компанией Стива Джобса NeXT Inc. Уже тогда Джобс был известен своей эстетикой дизайна, а аппаратное и программное обеспечение компьютера NeXT считалось опережающим свое время. Так что компания Apple — не первый революционный проект Стива Джобса в мире технологий.
В эпоху Web-1 интернет использовался в основном для обмена информацией и доступа к ней. Эта информация была в основном в виде текста и распространялась в основном через веб-сайты.
Юзеры интернета в эпоху Web-1 обожали электронную почту: она позволяла быстро и легко отправлять сообщения друг другу, независимо от их местонахождения, а социальных сетей и в помине не было. Через группы новостей и дискуссионные формы люди собирались в сообщества по интересам, делились информацией и даже дискутировали на интересующие их темы.
Веб-страницы в то время были статичными, то есть никакого интерактивного, динамического или персонализированного контента. В интернете тех лет не было огромного количества вещей, которые сейчас кажутся нам привычными:
- интерактивность: Web 1.0 был в основном ориентирован на одностороннюю коммуникацию, пользователи могли просматривать и читать информацию, но не могли легко взаимодействовать с ней или вносить свой собственный контент;
- динамический контент: Большинство веб-сайтов в эпоху Web 1.0 были статичными, то есть их содержание не менялось в зависимости от взаимодействия с пользователем или других факторов;
- персонализация: В это время на веб-сайтах не было реальных функций персонализации, то есть все пользователи при посещении веб-сайта видели одинаковый контент и макет;
- социальное взаимодействие: В это время возможности для социального взаимодействия в Интернете были ограничены. Хотя электронная почта и группы новостей позволяли осуществлять базовое общение, не существовало специальных платформ социальных сетей или других инструментов, позволяющих людям общаться и обмениваться информацией друг с другом;
- мобильный доступ: В то время мобильные устройства не обладали такими же возможностями, как компьютеры, мобильный просмотр не был возможен, а большинство веб-сайтов не были оптимизированы для мобильного доступа.
«Мир, если бы прогнозы журналистов сбылись»: как писали про Web-1 в медиа
СМИ в целом положительно и оптимистично оценивали технологию интернета и ее потенциал. Многие рассматривали интернет как инструмент, который объединит людей, разрушит географические барьеры и демократизирует доступ к информации. Статьи и новостные репортажи в основном были посвящены тому, что Интернет может произвести революцию в сфере коммуникации, бизнеса и образования.
Было много статей о том, как Интернет может изменить наш образ жизни и работы, например, о возможности удаленной работы, покупок через Интернет и дистанционного обучения. Многие эксперты в этих статьях говорили о том, что интернет станет мощным инструментом экономического роста и социальных изменений.
Но были и прогнозы, которые не сбылись. Например, некоторые ранние прогнозы относительно Интернета были посвящены потенциалу виртуальной реальности и захватывающего онлайн-опыта, но эти технологии еще не достигли мейнстрима в том виде, в котором они были предсказаны. Аналогичным образом в ранних прогнозах часто говорилось о том, что интернет может произвести революцию в бизнесе и торговле, но потребовалось много лет, чтобы электронная коммерция стала основной силой.
Про интернет говорили и в кино, причем в то время, когда были сняты первые фильмы, интернет был еще относительно новой и практически неизвестной технологией, и то, как он изображался в кино, часто было вымышленным и не совсем точным. Однако именно киноиндустрия помогла представить концепцию интернета широкой аудитории и повысить осведомленность о его потенциальном использовании и последствиях.
- Первым фильмом, в котором упоминается Интернет, был, вероятно, «The Thing That Couldn’t Die» (1958) — малобюджетный американский научно-фантастический фильм, в котором показана компьютерная система под названием «UNIVAC», доступ к которой можно было получить по телефонной линии. Этот фильм был снят до появления термина «Интернет» и до создания сети ARPANET, которая считается предшественницей Интернета.
- Еще одно раннее упоминание интернета в популярной культуре можно найти в фильме «WarGames» (1983), где главный герой, подросток-хакер в исполнении Мэтью Бродерика, случайно получил доступ к военной компьютерной системе, управляющей ядерным арсеналом США, через коммутируемый модем и примитивную версию интернета. В фильме показана вымышленная версия интернета, в которой все компьютеры мира соединены между собой, и это был первый раз, когда широкая публика получила представление о масштабах потенциала интернета.
Первые веб-проекты, о которых нужно знать
Первый веб-сайт был запущен 6 августа 1991 года. Сайт был создан сэром Тимом Бернерсом-Ли. Адресом первой веб-страницы был: http://info.cern.ch/hypertext/WWW/TheProject.html.
Это была первая демонстрация того, как HTML (Hypertext Markup Language), URL (Uniform Resource Locator) и HTTP (Hypertext Transfer Protocol) можно использовать для создания документов и доступа к ним через Интернет. Эта веб-страница и сегодня доступна на сайте web.archive.org.
Вот несколько веб-проектов, которые появились на заре эпохи интернета:
- Global Network Navigator (GNN): Созданный компанией O’Reilly Media, он был одним из первых сайтов, предлагавших гиперссылки, и считался первым веб-каталогом;
- Yahoo!: Созданный в 1995 году, это был ранний веб-каталог, который организовал Интернет в иерархическую структуру категорий и подкатегорий;
- Amazon: Запущенный в 1995 году, он был одним из первых сайтов интернет-магазинов и одним из первых, кто использовал концепцию онлайновой корзины;
- eBay: Запущенный в 1995 году, он был одним из первых сайтов онлайн-аукционов;
- GeoCities: Запущенный в 1995 году, этот веб-хостинг позволял пользователям создавать свои собственные веб-сайты, известные как «города»;
- Tripod: Запущенный в 1995 году, он был одним из первых хостинг-сервисов, который позволял пользователям создавать простые персональные веб-сайты;
- The Globe: Созданная в 1993 году компанией O’Reilly Media, она была прототипом веб-платформы для сообществ.
Ранние проекты Web-1 заложили основу для тех видов веб-сайтов, которые мы видим сегодня: от сайтов электронной коммерции до платформ социальных сетей, каталогов и систем управления контентом.
Рунет: телемост с Западом после железного занавеса
Советский Союз до своего распада очень мало инвестировал в компьютерные технологии и телекоммуникации, и российское правительство не придавало приоритетного значения развитию Интернета сразу после распада Советского Союза. Поэтому в 1990-х годах число людей в России, пользующихся Интернетом, было относительно небольшим, поскольку доступ к Интернету был ограничен, а инфраструктура для повсеместного подключения еще не была создана.
Кроме того, компьютерные технологии и интернет были дорогими, а большая часть контента во Всемирной паутине была на английском языке. Правительство в те годы еще не успело разработать четкую политику по регулированию интернета, и это также способствовало ограниченному доступу к интернету в России в 1990-е годы.
Несмотря на все это, в 1994 году команда студентов МФТИ создала первый русскоязычный сайт. Сайт назывался «Русский Интернет» и содержал информацию об Интернете, включая каталог российских сайтов и онлайн-ресурсов. Студенты решили создать сайт для продвижения Интернета и обмена информацией о нем. Сайт был размещен на сервере в МФТИ и был доступен любому человеку, имеющему подключение к Интернету, и это был один из первых примеров сайта, ориентированного на русскоязычную аудиторию.
Золотая эпоха рунета все же пришлась на эпоху Web-2, когда доступ в сеть появился у большего процента населения.
Назад в будущее: оправдались ли ожидания от интернета
В начале появления Интернета прогнозы были в основном сосредоточены на том, что эта технология может произвести революцию в области коммуникации и обмена информацией. Многие эксперты предсказывали, что интернет станет жизненно важным инструментом для бизнеса, правительств и частных лиц и что он значительно увеличит скорость и эффективность передачи информации. Кроме того, некоторые ранние прогнозы относительно интернета включали потенциал электронной коммерции и онлайн-покупок, а также появление новых отраслей и возможностей для трудоустройства.
Некоторые ранние прогнозы включали идею о том, что Интернет значительно расширит доступ к образованию, позволяя людям по всему миру посещать виртуальные занятия и получать дипломы онлайн. Кроме того, существовали прогнозы, что интернет значительно расширит наши возможности удаленной работы, и люди смогут сотрудничать и вести дела из любой точки мира.
Хотя многие прогнозы, сделанные в отношении Интернета в момент его появления, в определенной степени сбылись, были и такие, которые не оправдались.
Например, некоторые эксперты предсказывали, что Интернет приведет к значительному сокращению использования бумаги, поскольку большинство документов будет храниться и передаваться в цифровом виде. Однако этого не произошло, поскольку многие предприятия и организации по-прежнему в значительной степени полагаются на бумажные документы, а полиграфическая промышленность продолжает процветать.
Еще одно предсказание, которое не сбылось, заключалось в том, что Интернет значительно сократит потребность в поездках, поскольку виртуальные встречи и технология телеконференций станут нормой. Хотя видеоконференции стали более популярными, личные встречи и поездки по-прежнему важны для многих предприятий и отраслей.
Кроме того, многие эксперты предсказывали, что Интернет приведет к созданию глобального сообщества, в котором люди со всего мира смогут легко общаться и сотрудничать. Однако этого не произошло, поскольку Интернет также использовался для распространения дезинформации и языка вражды, а также привел к созданию эхо-камер, где люди получают только ту информацию, которая подтверждает их уже существующие убеждения.
Наконец, многие эксперты предсказывали, что Интернет будет абсолютно безопасным местом, и хакерам будет трудно использовать уязвимости в системе безопасности. Однако интернет становится все более уязвимым для кибер-атак и взломов, и безопасность в сети по-прежнему вызывает серьезную озабоченность.
Что было дальше?
Эпоха Web-1 закончилась, когда начало формироваться следующее поколение Всемирной паутины, известное как Web-2. Одним из основных факторов, способствовавших завершению эпохи Web-1, стало все большее распространение высокоскоростных интернет-соединений. Появление широкополосных соединений позволило быстрее передавать большие объемы данных, что, в свою очередь, сделало возможным создание более интерактивных и динамичных веб-сайтов.
Web-2 представлял собой переход от статичных информационных веб-сайтов к динамичным интерактивным платформам. Он характеризовался увеличением количества пользовательского контента и совместной работы, созданием социальных сетей и развитием веб-приложений, таких как блоги и вики. Это новое поколение Сети было обусловлено развитием технологий, таких как разработка более мощных и гибких языков программирования, а также изменениями в том, как люди используют Сеть.