Современное программирование перестает быть навыком, доступным только узким специалистам с большим стажем. По прогнозу аналитического агентства Gartner, к 2024 году 80% продуктов будут создаваться за пределами ИТ-команд.
Программировать комплексные решения сегодня можно и без глубокого знания традиционных языков — за счет графических инструментов разработки и моделирования.
Как работают визуальные языки программирования?
Решить сложную задачу всегда проще при наличии подробного «технического задания», иными словами, когда четко понятен алгоритм действий. Это известное правило работает как с людьми, так и с машинами: с помощью кода программисты задают компьютеру последовательность выполнения подзадач, которые в итоге приводят к достижению цели.
Поэтому создание любого продукта начинается не с первой строчки программы, а с блок-схемы. Она может быть записана на белой доске, наклеена в виде стикеров или начерчена на листе бумаги — алгоритм в любом виде помогает разработчикам создавать эффективные проекты.
Однако для преобразования графического представления в код программистам приходится прикладывать дополнительные усилия — текстовые символы труднее извлекаются из памяти, чем визуальная информация. Это требует времени и концентрации. Обойти данное ограничение позволяет визуальное программирование — манипуляция наглядными компонентами для построения алгоритмов.
Графическая разработка подразумевает создание продуктов на визуальном языке программирования — за счет размещения блоков и настройки их поведения вместо определения команды текстовыми символами. Пользователь — инженер, биолог, аналитик — использует заготовки необходимых функций и встраивает их в тело алгоритма. Среда программирования, в свою очередь, автоматически генерирует код, включая в программу все строки, которые описывают тот или иной компонент.
Наглядным примером визуального языка программирования является Scratch, знакомый многим со школы. Его специально разработали ученые из MIT для обучения молодых разработчиков принципам создания игр и анимации. В среде Scratch ученики управляют объектами, создавая для них блочный алгоритм действий.
Преимущества визуальной разработки
Простота и понятность
Для создания функциональных продуктов на визуальных языках программирования не требуется их глубокого изучения. Это доступный инструмент, который позволяет реализовать логику программы специалисту без технических навыков в сфере разработки программного обеспечения.
Скорость и гибкость разработки
Визуальные языки программирования позволяют менять логику программы одним щелчком мышки — за счет перемещения графических компонентов или изменения их параметров.
Кроме того, в процессе моделирования пользователь, как правило, постоянно видит результат. Таким образом разработчик может сразу оценить возможность использования того или иного блока, и построить алгоритм в соответствии со своей целью. Все это существенно уменьшает время разработки.
Сокращение затрат
Традиционное программирование — ресурсный процесс. Для разработки, например, одного мобильного приложения требуется команда специалистов, а значит и бюджет на их трудоустройство, зарплату, налоги и технику. Компании может просто не хватить средств на подобное развитие.
Использование визуальных языков программирования — выход из этой ситуации.За счет простоты в освоении и использовании они позволяют создавать продукты быстро и без привлечения отдельных специалистов.
Зачем нужны визуальные языки программирования?
Благодаря своим преимуществам визуальные языки программирования становятся все более распространенными. Простой пример «бытового» графического программирования — резюме на Tilda. Без использования визуальной платформы на такой небольшой проект пришлось бы потратить много времени и сил.
Визуальные языки программирования находят свое применение и в бизнесе. Так, с помощью графической платформы Adalo стартапер и предприниматель из США Брайсон Маналанг, который в каждом своем проекте сталкивался с долгой разработкой и высокими издержками проверки MVP — первой версии продукта, смог всего за две недели получить необходимое приложение.
Графические языки могут использоваться для разработки сложных инженерных решений. Например, программного обеспечения для электронных приборов и блоков систем управления оборудованием сложной техники, диагностики, визуализации процессов управления на бортовых мониторах.
Полный цикл разработки подобного ПО обеспечивает отечественный инструмент Автограмма – это графическая среда визуального интерактивного моделирования, разработки, отладки, тестирования и калибровки программного обеспечения с интегрированной системой контроля версий, интерактивной документацией и автоматической генерацией исходного кода ПО и кода графической разметки интерфейсов пользователя.
Визуальное программирование в данной среде — способ построения алгоритмов с помощью геометрических и логических связей элементарных графических блоков, таких как арифметические, логические, функциональные, блоки обработки сигналов, блоки машины состояний и управления порядком работы ПО, блоки GUI(HMI) интерфейса пользователя, блоки связи с аппаратурой испытаний. В среде предоставлена возможность разработки ПО в физических величинах решаемых прикладных задач, все параметры алгоритмов имеют возможность задания физических размерностей и автоматических преобразований производных физических величин. Это платформа интерактивного моделирования программного обеспечения с автоматической генерацией исходного кода, готового к компиляции, сборке и загрузке на целевую платформу.
Использование Автограммы требует минимальных школьных базовых навыков в области программирования – с платформой может работать инженер любой квалификации. При этом результаты сравнимы с трудом команды профессионалов из разных областей.
Будущее визуального программирования
Пандемия коронавируса существенно ускорила цифровизацию общества – даже далекие от информационных технологий компании задумались о необходимости развития своих диджитал-продуктов. Так, за время локдауна количество мобильных приложений для iOS в категории «Бизнес» выросло на 109%.
Подобные темпы разработки оказали сильное влияние на ИТ-рынок. В частности, на длительность поиска сотрудников и стоимость разработки. Так, за время пандемии зарплаты специалистов выросли на 30-80%.
Визуальные языки программирования для многих компаний стали решением этой проблемы. Согласно опросу No-Code Census графическая разработка по сравнению с традиционной позволяет в пять раз быстрее создавать ИТ-продукты. Кроме того, 45% респондентов отметили, что визуальное программирование намного доступнее.
«В 80-х и 90-х годах инженеры создавали такие продукты, чтобы людям надо было “говорить по-компьютерному”. Mac II и Windows заменили терминал графическим интерфейсом — и это сделало компьютеры доступными всем — так ПК завоевали мир. И это типичная тенденция в технологиях: с течением времени все становится проще и все больше людей использует эти упрощенные решения», – поделился своим видением будущего сооснователь сервиса bubble.io Эммануэль Страшнов.
Визуальные платформы кажутся логичным следующим этапом развития компьютерной разработки. Поэтому можно ожидать, что в ближайшем будущем графическое программирование останется востребованным инструментом.