Теперь производители обязаны предоставлять пользователям и независимым сервисным центрам все необходимое для ремонта различных устройств. Правозащитники не первый год лоббировали принятие этого закона. И хотя сам по себе законопроект является значимым прецедентом, многие лидеры мнений называют его «беззубым».
Когда техника ломается, у пользователя появляются два возможных решения проблемы: купить новый гаджет или починить старый. Корпорациям, конечно, выгоднее, чтобы человек приобретал новое устройство. Поэтому, например, починить iPhone иногда выходит дороже, чем купить новый «яблочный» гаджет.
«Право на ремонт» защищает пользователей от «уловок» брендов. Он обязывает компании, во-первых, создавать устройства, которые можно починить самостоятельно. А, во-вторых, оказывать всю необходимую поддержку пользователям и независимым сервисным центрам в починке гаджетов. Правозащитники не один год лоббировали появление закрепляющего это право законопроекта, и теперь его окончательно приняли в Нью-Йорке.
И хотя законопроект сам по себе — важный прецедент, он все равно оставляет корпорациям лазейки. В частности, действие закона распространяется только на устройства, выпущенные после 1 июля 2023 года — даты, когда правовая норма вступает в силу. Кроме того, «право на ремонт» не касается правительственных организаций и корпоративных клиентов.
Пользователи, скорее всего, тоже не смогут в полной мере реализовать свое право. Например, производитель может поставлять не отдельные комплектующие, а целые модули, если неправильная установка деталей повышает риск получения травмы. Таким образом, бренды все равно смогут поддерживать высокую стоимость ремонта.
Впрочем, корпорации тоже недовольны этим законопроектом. По их словам, он грозит утечкой их интеллектуальной собственности из-за обязательства предоставлять подробные инструкции и технологические описания устройств.