Сейчас бизнес активно внедряет в свою деятельность цифровые решения, например, ритейлеры упрощают клиентам покупки с помощью онлайн-магазинов, финтех-компании помогают организовать личные финансы через приложения планирования бюджета. Цифровая трансформация влияет не только на отдельные компании, но и целые сферы: искусство, медицину, науку, СМИ и государство. Один из главных результатов цифровизации — это цифровая зрелость.
В этом материале рассказываем, что это такое, как определить уровень цифровой зрелости и почему каждой компании необходимо к ней стремиться.
Что такое цифровая зрелость бизнеса
Цифровая зрелость — это уровень цифрового развития компании, способность создавать ценности и улучшать бизнес-процессы с помощью цифровых технологий. Цифровую зрелость определяет количество сотрудников организации, которые используют в работе ИТ-решения, объем инвестиций в технологии, корпоративная культура, нацеленная на внедрение цифровых решений.
Чем отличается цифровая зрелость от трансформации
Если цифровая трансформация — это непрерывный процесс внедрения новых технологий, то цифровая зрелость — результат этих изменений.
Например, когда организация начинает разработку онлайн-магазина и приложения для изменения процесса покупок — это трансформация. Полученная в итоге экосистема с помощью которой клиенты покупают продукты компании — результат трансформации и шаг к цифровой зрелости.
Другой пример — преобразование СХД — миграция из локальной (on-premise) в облачную (off-premise). Полученное в результате масштабируемое облачное хранилище станет еще одним шагом для достижения цифровой зрелости бизнеса.
Как определить уровень цифрового развития
В первую очередь цифровую зрелость определяет уровень автоматизации процессов с помощью ИТ-решений. Инвестиции в технологии повышают цифровое развитие. Чтобы определить уровень цифровизации, обратите внимание на следующие аспекты.
Управление проектами. При низкой цифровой зрелости сотрудники фиксируют задачи в личных сообщениях, устной форме или даже на бумаге. На высоком уровне развития команды используют таск-менеджеры для обсуждения, распределения и оценки задач. Коммуникации ведутся в рабочих чатах Telegram или корпоративных мессенджерах, а по всем вопросам сотрудник может обратиться в службу поддержки компании.
Продажи. При низком уровне цифрового развития продажи осуществляются по телефону или на офлайн-встречах. При высоком — продажи автоматизированы с помощью CRM-систем и маркетинговых инструментов, пользователь может оформить онлайн-заказ, а менеджеры используют почту, мессенджеры и онлайн-встречи.
Маркетинг. Компания с низкой цифровой зрелостью продвигает свой продукт бессистемно, опираясь на свое мнение, а не лучшие практики индустрии и тестирование новых инструментов. Высокий уровень развития определяет продвижение через сайт, приложение, соцсети и онлайн-площадки. Маркетологи настраивают контекстную и таргетированную рекламу, работают над нативным и партнерским продвижением. Сотрудники изучают портрет своих клиентов и настраивают персонализацию. Для привлечения новых специалистов проводится анализ HR-бренда компании.
Хранение данных. В компании на низком уровне цифрового развития данные хранятся на устройствах пользователей, обмен происходит через флэшки или почту. При высоком уровне данные хранятся в облачном хранилище, используются DMP и CRM-платформы, подключены сервисы документооборота.
Поддержка внутри компании. Высокая цифровая зрелость невозможна без организации ИТ-услуг. В этом может помочь IT Service Management — система автоматизации ИТ-процессов в обслуживающих подразделениях компании, таких как юридический отдел, IT, HR и другие внутренние отделы. Внедрение ITSM происходит в соответствии с ITIL — это описание лучших отраслевых практик по управлению ИТ-услугами с использованием процессно-сервисного подхода.
Управление услугами внутри компании. Компании на высоком уровне цифровой зрелости применяют ESM-системы, которые отвечают за управление корпоративными услугами. ESM работает по принципам управления ИТ-услугами в бизнес-функциях, не имеющих отношения к ИТ. Решения компании объединяются на единой площадке, где набор сервисов упрощает управление всеми процессами.
Какие существуют стадии цифровой зрелости
Специализирующаяся на управленческом консалтинге Boston Consulting Group и Think with Google в своем совместном проекте Digital Maturity Benchmark выделили четыре стадии цифровой зрелости.
- Компания использует качество данных для их объединения между отделами и требует сильной поддержки со стороны руководства и вовлечения заинтересованных сторон.
- Организация сосредоточена на улучшении опыта, внедрении новых технологий и разработке стратегий для масштабирования между отделами.
- Бизнес применяет основанные на данных процессы для повышения производительности, применяет офлайн- и онлайн-данные для стимулирования продаж и поддержки общих целей компании.
- Организация использует полностью управляемые данными интеграции, оптимизируя все каналы, точки соприкосновения и отделы.
Вы можете воспользоваться проектом Digital Maturity Benchmark и определить, на какой стадии находитесь. Для этого необходимо ответить на вопросы. Результатом станут советы по развитию и дорожная карта бизнеса на основе анализа уровня цифровой зрелости.
Как повысить уровень цифровой зрелости
Облачные системы — необходимое условие цифровой зрелости. Облачный бизнес растет, стартапы и небольшие компании могут пользоваться облаками за небольшую стоимость. Хранилища данных, серверы, сети, ПО, средства мониторинга и многие другие инструменты можно арендовать у провайдера.
Зрелая компания предоставляет сотрудникам единую облачную площадку для любого взаимодействия. Больше специалистов получают возможность работать удаленно.
ITSM-системы помогают автоматизировать ИТ-процессы в обслуживающих подразделениях компании. За управление корпоративными услугами отвечают ESM-системы, объединяющие все сервисы на одной площадке. ITSM и ESM упрощают управление всеми процессами компании.
Для всех аспектов цифровой трансформации нужна отказоустойчивая и масштабируемая ИТ-инфраструктура — без возможности быстро нарастить мощности и надежной защиты данных достичь цифровой зрелости невозможно.
Для повышения эффективности операционной деятельности помогут технологии блокчейна, ML и анализ больших данных. Для оптимизации взаимодействия с клиентами — CRM и системы управления клиентским опытом.
Крайне важно обучать и вовлекать сотрудников в цифровое развитие. Трансформация бизнеса должна быть прозрачна и ясна всем участникам, ведь меняться будут не только инструменты, но и бизнес-процессы, модели взаимодействия команд. Для успешного цифрового развития поможет среда, где сотрудники постоянно развиваются и готовы к внедрению новых цифровых продуктов. У зрелых компаний прозрачная и понятная структура, где нет необходимости в ручном управлении.
Почему цифровое развитие важно для бизнеса
Сосредоточившись на возможностях, которые повышают уровень цифровой зрелости, компании могут улучшить конкурентные преимущества: время выхода на рынок, эффективность затрат, качество продукции и удовлетворенность клиентов.
Компании в стадии цифровой зрелости используют данные и технологии для постоянного совершенствования всех аспектов своей бизнес-модели: что компания предлагает, по каким принципам она работает, как взаимодействует со своими клиентами и поставщиками.
Стоит учитывать, что цифровая трансформация невозможна в вакууме: партнеры компании и облачные провайдеры помогут в процессе цифровизации бизнеса. Поставщик облачных услуг поможет в достижении цифровой зрелости.
Облачный провайдер ITGLOBAL.COM предоставляет в аренду все виды вычислительных ресурсов в облаке. Такие услуги, как аренда вычислительных мощностей и ПО, необходимая информация и профессиональная поддержка станут важными аспектами цифровой трансформации.