Мы продолжаем рассказывать о «Цикле хайпа 2022 года», в который Gartner включил самые перспективные технологии ближайших лет и предположения об их развитии. Возможно, этот прогноз выглядел бы по-другому, если бы в 2019 году в будущее не вмешалась пандемия коронавируса. Она заставила множество людей пересмотреть свое потребление. Например, зарегистрироваться в доставках.
Оказалось, что получать продукты у двери удобно, даже если за ними можно сходить в магазин без маски. Потребление изменилось, и перед продавцами встал вопрос об изменении своей стратегии, в том числе, с помощью технологий. Поэтому в последнее время набирают популярность так называемые цифровые двойники — модели, обрабатывающие достаточное количество данных, чтобы предсказывать действия среднестатистического покупателя.
Что это такое?
Цифровой близнец, или двойник, это диджитальное представление физического объекта, постоянно обновляющийся на основе реальных источников данных. Модель цифрового двойника клиента основывается как на онлайн, так и на физических взаимодействиях покупателя, за счет чего позволяет спрогнозировать будущее потребительское поведение.
«По мере функционирования продукта в процессе эксплуатации вы получаете данные о нем в режиме реального времени. Повседневным примером могут служить карты Google, которые являются цифровым двойником земной поверхности. Затем он связывает данные о трафике в режиме реального времени, чтобы оптимизировать ваши маршруты движения. Это очень упрощенная версия цифрового двойника», — Кимберли Борден, партнер McKinsey.
Работа с цифровыми двойниками покупателей стала особенно актуальной в связи с пандемией Covid-19, отмечают в Gartner. Необходимость переосмысления потребительского поведения требует развития моделей, предвосхищающих и имитирующих подобный процесс как для всей сферы продаж, так и для локального бизнеса в частности.
Как работают цифровые двойники?
Критической инновационной точкой цифровых близнецов является возможность контекстуализации данных. Она позволяет определять потребности покупателей, что помогает повышать их опыт взаимодействия с вашим сервисом, а также разрабатывать новые бизнес-модели для сохранения старой клиентской базы и её расширения.
«Например, отель, осведомленный об аллергии клиента на глютен, может определить близлежащие рестораны без глютена и наполнить мини-бар только теми закусками, которые понравятся клиенту», — Джордж Лоутон, VentureBeat
Чтобы внедрить концепцию цифровых близнецов, бизнесу необходима мощная инфраструктура в области обработки данных, которая позволит подключаться к нескольким источникам данных, а также навыки и возможности физического и виртуального моделирования. Кроме того, сейчас внедрение цифровых двойников требует серьезных материальных затрат, окупающихся лишь в долгосрочной перспективе.
Несмотря на то, что цифровые близнецы пользователей это недешевое бизнес-решение, в некоторых стратегиях это решение определенно стоит того. Например, когда цифровые двойники могут ускорить производство качественной продукции, что ставит ваше предложение в значительно более выигрышную позицию в сравнении с конкурентами.
Ближайшее будущее
Цифровые близнецы уже сейчас изменяют производство продуктов и организацию инфраструктур крупнейшими компаниями, в то время как цифровые близнецы покупателей должны перевернуть привычный формат предоставления услуг предприятиями. Хотя в этом контексте до сих пор открыты вопросы конфиденциальности и сбора клиентских данных, а также их аккуратного, не отталкивающего пользователей использования, именно модели, созданные с помощью технологий цифровых двойников, позволяют стимулировать продажи и приятно удивлять клиентов благодаря индивидуальному подходу.
«Цифровые двойники будут использоваться для имитации и прогнозирования поведения клиентов, нарушая все: от планирования сценариев до эффективности обмена сообщениями», — отмечают Gartner.
Уже сейчас технология цифровых близнецов активно используется в сфере здравоохранения и умных домах, но ожидается, что уже к 2027 году технология цифровых близнецов клиентов совершит революцию в мире взаимоотношений клиента и бизнеса, изменив этот процесс на всех уровнях: от планирования сценариев до опыта взаимодействия с клиентами.
Потенциал цифровых близнецов достаточно высок, чтобы позволить компаниям сформировать подробное и качественное представление о клиентах для создания максимально оптимального покупательского пути. Поэтому, возможно, у каждого человека в ближайшем будущем появится свой цифровой двойник.