Группа из небольших спутников — кубсатов — с отражающими экранами на специальных близких орбитах будет видна с Земли как яркое созвездие в форме рекламного объявления.
Сегодня идея размещать рекламу на околоземных орбитах — это уже далеко не просто фантазия из киберпанка. Например, российский стартап StartRocket уже вовсю работает над реализацией рекламных возможностей в космосе.
Теперь ученые из Сколтеха и МФТИ изучили, насколько реально развернуть баннеры на околоземной орбите. Оказалось, что это физически вполне возможно. Для этого нужно отправить одну или несколько группировок из 50 спутников CubeSat на солнечно-синхронную орбиту: все находящиеся на ней объекты проходят над точками земной поверхности примерно в то же местное солнечное время.
После запуска спутники должны развернуть большие параболические отражатели, которые, по задумке, должны сразу приступить к отражению солнечного света в сторону Земли. В итоге со стороны землян подобные группировки будут казаться синхронной группой движущихся звезд.
«Мы не первый год исследуем технические аспекты космической рекламы. На этот раз мы рассмотрели экономическую сторону вопроса. Как ни удивительно, наш анализ показывает, что запуск рекламной миссии из полусотни малых спутников действительно может быть экономически оправдан», — прокомментировал работу её первый автор Шамиль Биктимиров, стажёр-исследователь Центра системного проектирования Сколтеха.
По мнению российских ученых, выручка в рамках космической рекламной кампании может достигать двух миллионов долларов ежедневно, что соответствует периоду окупаемости в один месяц. При этом одна группировка аппаратов может работать до нескольких месяцев, что говорит о возможности выйти в плюс.
С подобными расчетами, тем не менее, не согласны журналисты издания TechCrunch. Они оценили стоимость самой миссии в 65 миллионов долларов: постройка спутников — 48,7 миллионов, тестирование, поддержка и проектирование — 11,5 миллионов, и еще запуск — 4,8 миллионов. В идеальных условиях, эти затраты действительно получится окупить за один месяц.
Однако ответить на вопросы, в какое время и в каких регионах Земли такая реклама будет приносить прибыль, довольно сложно. Пока что наиболее рентабельным периодом для таких вложений является зима, однако покупатели вряд ли будут любоваться небом и звездами в это время года.
Поэтому по оценке TechCrunch, чистый доход от такого размещения рекламы может составить более 110 миллионов долларов за три месяца и 24 показа. Таким образом, стоимость одного показа будет стоить 4,6 миллионов долларов. Иными словами такие рекламные размещения пока что выглядят сомнительно — на Земле есть другие возможности потратить деньги. К тому же, как долго придется ждать запуска и с какими юридическими проблемами придется столкнуться перед запуском, также не совсем понятно. А значит, эти вопросы остаются открытыми.