В 1993 году писатель-фантаст и математик Вернор Виндж выступил на конференции со своей статьей о сингулярности. В ней говорилось о неизбежности того момента, когда развитие искусственного интеллекта станет выше возможностей человеческого познания. В этой точке общество столкнется с чем-то совершенно новым, с тем, что еще вчера считалось невозможным.
Эта идея имеет множество сторонников. Например, ее продвигает и популяризирует футуролог и главный инженер Google Рэй Курцвейл. По его мнению, человечество может достичь сингулярности в ближайшие 30 лет, однако это не станет катастрофой. Напротив, инновации помогут людям стать лучшими версиями себя.
Сингулярность как момент появления сверхумного искусственного интеллекта — очень правдоподобное предсказание. Отчасти потому, что в последнее время технологии развиваются с огромной скоростью. Так, сегодня мы постоянно сталкиваемся с явлениями, которые каких-то 20-30 лет назад существовали только в рассказах фантастов. Простой пример — метавселенные.
Впервые это слово появилось в романе «Лавина» писателя-фантаста Нила Стивенсона 1992 года. В книге так называлось виртуальное пространство, в котором пользователи проводили деловые встречи, ходили по магазинам, искали информацию и строили дома, используя аватары. Для подключения к «матрице» люди использовали персональные терминалы и VR-шлемы.
Произведение Стивенсона и термин вспомнили в 2021 году, когда Марк Цукерберг анонсировал создание собственной метавселенной. Теперь мы представляем ее именно такой: с VR-очками, цифровыми персонажами и возможностью совершать бытовые действия в киберпространстве. Сегодня цифровым мирам еще есть куда развиваться, однако в ближайшие десятилетия метавселенные вполне могут превратиться в привычную среду для жизни.
Получается, есть два вдохновляющих и правдоподобных технологических предсказания: мощный искусственный интеллект и жизнь в метавселенных. Какое из них более возможно? Как людям и компаниям решить, на что стоит рассчитывать, а чего можно не ждать? «Миссию» по определению будущего технологий взяла на себя аналитическая компания Gartner. Каждый год она выбирает перспективные инновации и прогнозирует их развитие на ближайшее десятилетие. Результатом этой работы является «Hype cycle» — «Цикл хайпа, шумихи или зрелости технологий».
Что такое «Цикл хайпа»
График «Hype Cycle» впервые появился в 1995 году. Тогда консалтинговая компания Gartner разработала методику для оценки энтузиазма и возможного будущего технологий. Сегодня энтузиасты, инвесторы и главы корпораций используют «Цикл хайпа» в качестве ориентира.
Прочитать будущее инноваций достаточно просто: в этом поможет небольшая подсказка ниже.
S-образная кривая от аналитиков Gartner отражает пять этапов, которые должна пройти инновация, чтобы стать привычной технологией для общества.
Первый этап — запуск технологии. На этом этапе инновация появляется в новостях научно-популярных журналов, а разработчики встречаются с первыми заинтересованными инвесторами. Затем появляется первое поколение продукта: дорогое и несовершенное, но интересное для целевой аудитории. Примерно тогда же возникает шумиха в прессе.
Благодаря хайпу в СМИ об инновации начинают говорить: в этот момент развитие технологии достигает пика завышенных ожиданий. У стартапа появляются новые партнеры и поклонники. Однако вместе с распространением продукта в сети пишутся первые негативные комментарии. По мнению Gartner, в этот момент вкладываться в инновацию слишком рано — возможно, технология является большим пузырем.
Иногда технологический прорыв действительно оказывается всего лишь громким хайпом. В таком случае инновация рискует не пройти пропасть разочарования. В этот период неизбежно возникает спад интереса и разочарование в продукте, однако забывать технологию не стоит. Возможно, она получит новый виток развития и перейдет на склон просвещения.
Если продукт дошел до четвертого этапа, значит это потенциально прорывная технология. Во время перехода инновации на склон просвещения внимание СМИ к продукту становится меньше, а вот пользователи напротив заново открывают для себя продукт. Все потому, что к стадии под номером четыре разработчики успевают поправить все недостатки, что были на ранних стадиях.
Где-то в середине склона просвещения проходит черта, за которой вкладываться в продукт становится поздно. Все, кто интересовался инновацией к тому моменту успевают занять место на рынке. После этого наконец наступает пятый этап — плато продуктивности.
До этого момента доходят технологии, которые смогли завоевать себе место на рынке и стать действительно полезными для пользователей. В медийном пространстве инновации, достигшие плато, используются для сравнения с новыми разработками.
Помимо представления, где сейчас находится каждая конкретная технология, Gartner также предсказывает, сколько времени нужно инновации, чтобы войти в привычную жизнь общества: белый — два года, голубой — от двух до пяти лет, синий — от пяти до десяти лет, и желтый — более десяти лет. Отдельным цветом отображаются разработки, которые не добрались до «Плато продуктивности». На графике они отмечаются красным кружком с крестиком.
Конечно, предположения специалистов Gartner нельзя принимать как абсолютно точные предсказания. Собирают данные и составляют график обычные люди, которым свойственно ошибаться. К тому же, сама компания имеет не самую чистую репутацию. Так, в 2014 году организация Netscout подала на Gartner в суд за занижение своего рейтинга. Тем не менее, многие представления экспертов аналитического агентства десятилетней давности действительно сбылись.
Что сбылось за десять лет
В 2012 году на «Компьютерре» вышла заметка, в которой бывший редактор журнала Андрей Письменный разбирал только что вышедший «Цикл хайпа». Тогда на пике популярности находились Big Data, облачные вычисления, краудсорсинг, магазины приложений и дополненная реальность — все то, что сегодня уже не кажется элементами будущего.
На пик завышенных ожиданий в 2012 году вот-вот должны были взойти беспилотные автомобили. На пике находилась технология беспроводной передачи энергии, а в пропасть разочарование постепенно «падала» NFC.
Выход беспилотников на плато продуктивности компания Gartner обещала через 5-10 лет. Сегодня понятно, что если эта технология и достигла пятого этапа развития, то находится она в самом начале пути.
Сегодня к автопилоту присматриваются многие производители, например, китайский XPeng, который летом этого года протестировал свою разработку на улицах Гуанчжоу. Тем не менее, до повсеместного распространения инновации еще далеко — хотя бы из-за юридических сложностей. Государства по-прежнему не могут определиться, кто виноват в авариях с участием беспилотников: водитель или система. Например, Tesla считает, что ответственность несет владелец электромобиля, однако пострадавшие придерживаются противоположного мнения.
С беспроводной передачей энергии все тоже довольно неоднозначно. С одной стороны, технология уже вошла в привычный обиход в виде зарядных станций для различных гаджетов. Однако подобные устройства предполагают ограниченное расстояние передачи, а значит все равно привязывают человечество к проводам.
Более стабильно на плато продуктивности сегодня держится NFC. Так, уже в 2015 году смартфоны с поддержкой этой технологии приобрели популярность в России, а еще через два года подобными устройствами разрешили оплачивать проезд в автобусах Москвы. Сегодня с помощью этой технологии люди платят в магазинах, открывают автомобили и даже отслеживают показатели здоровья.
Это только три примера из тех технологий, что попали в «Цикл хайпа» в 2012 году. Множество из этих инноваций действительно оказались к 2022-ому на плато продуктивности. Однако большинство из них только-только заканчивает восхождение по склону просвещения.
Тем не менее, сказать что прогноз Gartner совсем не исполнился тоже нельзя. Да, частично даты не совпали, а некоторые технологии, например, голографические дисплеи так и остаются только предсказаниями. Однако в «Цикле хайпа» компания указала все то, о чем сегодня мы узнаем из новостей и чем пользуемся каждый день. Получается, что Gartner довольно точно предсказал жизнь человечества в 2022 году еще десять лет назад.
Что предсказал Gartner в 2022 году
В августе этого года консалтинговое агентство опубликовало свежий прогноз перспективных технологий. Как он выглядит, можно увидеть на графике ниже.
Все попавшие в прогноз технологии можно разделить на три группы. Первая касается развития и персонализации иммерсивного опыта. К этому типу относятся разработки цифровых людей, кадровых маркетплейсов, метавселенных и супераппов или модульных приложений, которые пользователи могут активировать под индивидуальные потребности.
«Я думаю, что если вы оглянетесь назад в какой-то момент времени, ну, знаете, уменьшите масштаб будущего и оглянетесь назад, вы будете удивляться, как вы жили без дополненной реальности. Точно так же, как сегодня мы удивляемся, как такие люди, как я, росли без интернета», — заявил глава Apple Тим Кук в своем выступлении в этот четверг.
Судя по новому «Циклу хайпа», Gartner соглашается с этим заявлением. Все технологии, с помощью которых в будущем каждый пользователь будет получать персональный опыт, вписываются в концепцию Web 3.0, и само это понятие также можно заметить на пике ожиданий.
Ко второй группе относятся все технологии, которые ускоряют автоматизацию на основе искусственного интеллекта. Это автономные системы, причинно-следственный ИИ, а также нейросети, помогающие креаторам создавать контент, а программистам писать код.
Искусственный интеллект развивается быстрее, чем многие инновации из первой группы. Например, уже сейчас разработчики могут воспользоваться ассистентом Copilot. Он способен самостоятельно дописывать конструкции в зависимости от контекста и стиля программирования человека. Gartner отмечает, что если многие технологии, создающие иммерсивный опыт, выйдут на плато продуктивности через десять и более лет, то продукты в области ИИ могут войти в привычный обиход уже лет через пять.
Наконец, третья группа затрагивает доставку технологий или все, что касается построения цифрового бизнеса. Например, сообщества разработчиков и платформы, которые они используют. Эти инновации, например, сетчатая архитектура кибербезопасности и промышленные облачные возможности способны обеспечить оптимизацию бизнес-процессов и помочь в развитии Индустрии 4.0.
Вместо заключения
Десять лет назад Gartner предсказал 3D-принтеры, NFC и Big Data. Прогноз оправдался не полностью, однако атмосферу 2022 года в 2012-ом компания передала хорошо. Поэтому даже если не все свежие предположение аналитиков сбудутся через десяток лет, мир будущего с цифровыми людьми и повсеместным ИИ можно представить уже сейчас.
Так все же, технологическая сингулярность или жизнь в метавселенных? Судя по прогнозу Gartner, первое событие наступит быстрее.