В 2021 году международная консалтинговая компания Gartner сделала прогноз: к 2024 году 80% продуктов будут разрабатываться людьми за пределами IT-команд с помощью low-code и zero-code инструментов.
Предсказание понятно. Повсеместная цифровизация заставляет компании увеличивать темпы разработки, однако найм специалистов остается дорогим и сложным процессом. Вместе с этим no-code технологии предлагают все больше возможностей для создания реальных приложений и сервисов. Значит ли это, что зерокодеры в какой-то момент окончательно вытеснят программистов — разбираемся в этом материале.
Концепция Zero Code
Zero Code — он же no-code — способ разрабатывать реальные IT-продукты без использования кода, только за счет готовых платформенных решений и визуального интерфейса программирования. Инструменты зерокодинга позволяют не писать программы с нуля, а использовать готовые шаблонные блоки.
Простой пример зерокодинга — резюме на Tilda. Чтобы разработать такой лендинг без использования конструктора, придется искать и выбирать хостинг, отрисовывать дизайн, писать код. В результате даже на небольшой частный проект придется потратить много времени и сил. Другое дело — изучить платформу и собрать сайт-портфолио по готовому шаблону.
Разработка сайта — только одна из задач, которые позволяет быстро решить зерокодинг. С помощью no-code инструментов можно разработать даже «боевое» мобильное приложение.
Например, зерокодеры Сергей и Илья однажды сделали приложение для фитнес-клуба с помощью конструктора FlutterFlow, которое в день релиза попало в топ-3 App Store. FlutterFlow — инструмент, который совмещает возможность сконструировать сервис с помощью готовых блоков и доработать код по необходимости. В день публикации у разработчиков были серьезные опасения, поскольку в первые же три часа в их приложении зарегистрировались 13 тысяч пользователей. Однако все прошло успешно.
Зачем бизнесу зерокодеры?
Еще одна «история успеха» — приложение для свиданий Twiin в Лос-Анджелесе от зерокодера из Питера Александра. К нему в США обратился стартапер и предприниматель Брайсон, который в каждом своем начинании сталкивался с долгой разработкой и проверкой MVP — первой версии продукта, которая создается для тестирования гипотез и проверки жизнеспособности продукта. Кроме того, каждый раз стоимость разработки бета-версии проекта выходила довольно высокой.
Чтобы сэкономить на этой стадии развития стартапа Брайсон и обратился к Александру. В итоге всего за две недели зерокодер собрал приложение, которое больше года не могли реализовать «обычные» программисты.
Создание MVP — основной ответ на вопрос, зачем бизнесу зерокодеры. На примере кейса Twiin видно, как концепция Zero Code позволяет быстрее и дешевле запускать продукты, а в современном цифровом мире скорость — половина успеха, ведь даже за месяц кто-то другой может реализовать похожий проект и занять место на рынке.
Однако зерокодеры нужны не только стартапам. Корпорациям также надо проверять свои гипотезы. К тому же, сегодня многие корпорации развивают свои экосистемы, внутри которых существуют и запускаются новые продукты, например, «Яндекс.Музыка» внутри поисковика.
Кроме того, с помощью инструментов зерокода можно автоматизировать рутинные процессы. Например, внедрять CRM-системы или запускать сервисы по контролю за выездными специалистами.
Зерокодинг — неизбежное будущее?
Когда-то компьютерами невозможно было пользоваться без знания кода, а сегодня без программирования создаются сайты, базы данных и даже мобильные приложения. Однако вряд ли зерокодеры смогут полностью заменить программистов.
Конечно, сайты и приложения на готовых платформах отлично подходят для проверки гипотез на первых этапах разработки продукта, однако в процессе развития все равно будет необходимо работать с кодом. Поэтому, зерокодеры и просто кодеры вполне могут существовать в мире и дополнять друг друга на рынке.