Результаты исследования отечественного рынка ITSM-решений. Мнение эксперта

В начале апреля аналитический центр TAdviser опубликовал результаты исследования, проведенного совместно с ITSM-форумом. Мы обсудили результаты исследования с Сергеем Чукановым, генеральным директором компании SimpleOne, которая разрабатывает отечественную ITSM-систему и занимается автоматизацией сервисных бизнес-процессов. 

Сергей Чуканов, генеральный директор компании SimpleOne

Состояние рынка ITSM-решений в 2021 году

Согласно данным исследования, величина ITSM-рынка в РФ в прошедшем году составила почти 7 млрд рублей. При этом самую большую прибыль показали Naumen, Micro Focus и Terrasoft, а отечественные компании заняли около 30% рынка. Сегодня на российском ITSM-рынке около двух десятков игроков, а прибыль большей части из них не превышает 200 млн рублей.

Сергей Чуканов, CEO SimpleOne, соглашается с приведенной оценкой рынка:

«Да, оценка рынка ITSM в 7 млрд рублей довольно реалистична. Эта сумма включает в себя работы по внедрению и модификации этих решений. Без этих работ объем рынка ITSM-решений можно оценить в 2–3 млрд рублей в год. 

События февраля 2022 года приведут к большим изменениям на рынке. Сегодня многие компании всерьез строят планы по импортозамещению иностранных решений. По итогам 2022–23 годов стоит ждать увеличения объема рынка ITSM-решений в связи с миграцией бизнеса на отечественные решения».

 

Перед началом исследования TAdviser и ITSM-форум предположили, что у представителей отечественного ITSM-рынка нет общего понимания и оценки своего рынка. Эта гипотеза оказалась верна: больше 50% опрошенных специалистов не смогли дать оценку отечественному рынку ITSM-платформ. Некоторые из них указывали на отсутствие собственных исследований, другие же говорили о нехватке необходимых данных в открытом доступе. 

Текущая ситуация на рынке и дальнейшие перспективы 

Отдельные иностранные компании прекратили свою работу в РФ еще до февральских событий, а большая их часть приостановила либо завершила работу в последние полтора месяца. В частности, теперь в России почти не представлены решения от крупного вендора ServiceNow. Специалисты, которые приняли участие в исследовании, считают, что завершением сложившейся ситуации станет глобальное перераспределение сил на рынке ITSM-решений. Это означает, что доля российских компаний вырастет на 1–2 млрд рублей. Шаг в 1 млрд обусловлен тем, что сегодня сложно делать прогнозы о будущей обстановке в мире, деятельности иностранных компаний в РФ, изменениях индекса валют и влиянии всех этих факторов на бизнес. 

Сергей Чуканов, CEO SimpleOne, о текущей ситуации: 

«Часть российских компаний находится в режиме ожидания. Они ждут, что иностранные вендоры вернутся в Россию. Такой сценарий позволит не тратить время и деньги на внедрение новых решений.  Допускаю, что в случае возвращения зарубежных компаний на отечественный рынок спрос на российские решения может несколько снизиться.

Но думаю, что у большинства крупных представителей бизнеса отношение к вернувшимся вендорам будет скептическим. Ведь, покинув рынок РФ, они оставили своих пользователей без поддержки и понимания дальнейших перспектив. Сомневаюсь, что крупные заказчики захотят повторения произошедшей ситуации, снова выбрав решения западных вендоров».

Отвечая на вопрос о том, как изменится рынок в текущем году в связи с политической ситуацией в мире, большая часть специалистов сошлась во мнении: главным трендом 2022 года останется курс на импортозамещение и миграцию с решений иностранных компаний на отечественное программное обеспечение (ПО). 

«В первую очередь это касается тех компаний, которые успели разработать решения, готовые к использованию. Сейчас они оказались на волне. Но те, кто только начал работать над созданием своих решений, могут не успеть получить преимущества.

„Окно возможностей“ будет открытым в течение нескольких кварталов. Этот период станет успешным для тех компаний, кто подошел к нему в высокой степени готовности и смог предложить бизнесу коммерчески успешное решение».

Эксперты предполагают, что общее осложнение экономической ситуации может затормозить продажи и установку отечественных ITSM-платформ. Это может произойти по ряду конкретных причин: 

  • проблемы с поставками и покупкой «железа»,
  • падение спроса на ИТ-консалтинг,
  • перераспределение бюджетов на более важные задачи, чем проекты по развитию,
  • заморозка проектов,
  • рост популярности более дешевых open-source решений. 

Отдельным пунктом в исследовании TAdviser и ITSM-форума был вопрос к специалистам о текущем спросе и дальнейшем развитии облачных решений. Респонденты сошлись во мнении, что нынешние трудности с поставками «железа» и возросшее внимание бизнеса к безопасности ставят под вопрос востребованность облачных решений. Поэтому у большинства опрошенных компаний работа над собственными решениями оказалась поставлена на паузу. 

Сергей Чуканов, CEO SimpleOne, об облачных решениях: 

«Я предполагаю, что в сегодняшней ситуации процесс цифровой трансформации предприятий замедлится. Сегодня у бизнеса есть не только задачи по развитию конкурентных преимуществ, но и первоочередные — по обеспечению бесперебойной работы технологической базы в условиях санкций.

Часть компаний не сможет закупить оборудование в требуемом объеме, единственным выходом для них станет размещение в облаке по модели IaaS или SaaS. Спрос на облачные решения, как и на услуги дата-центров, безусловно, вырастет. Динамика же роста будет зависеть от тарифов на облачные сервисы».

Планы

Сегодня всем игрокам на рынке крайне сложно прогнозировать свои действия и перспективы роста. В такой непростой экономической и политической ситуации многие респонденты предпочли не отвечать на вопрос о планах на будущее. Лишь некоторые опрошенные предположили, что смогут в ближайшем будущем занять значительные доли рынка (около 30%). А говорить о перспективах работы иностранных компаний, продолжающих свою деятельность на территории РФ, пока еще сложно. 

Сергей Чуканов, CEO SimpleOne, о планах: 

«Мы продолжаем активно развиваться. SimpleOne встретила 2022 год в отличной форме с готовым продуктом и набором успешных кейсов в различных отраслях (ритейл, промышленность, финансовый сектор, государственный сектор, телеком). Сегодня мы ощущаем повышенный спрос на наши решения и мы в состоянии его удовлетворить. 

Для нас текущая ситуация стала очередным вызовом. Требуется большее количество специалистов по внедрению нашей системы, для этого мы запускаем дополнительные обучающие курсы и изучаем возможности сотрудничества с вузами для совместной подготовки специалистов. В планах также запустить комьюнити, внутри которого будет концентрироваться и повышаться экспертиза для самостоятельного решения все более сложных задач».

Статья написана на основе совместного исследования TAdviser и ITSM-форума. 

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях