В начале апреля аналитический центр TAdviser опубликовал результаты исследования, проведенного совместно с ITSM-форумом. Мы обсудили результаты исследования с Сергеем Чукановым, генеральным директором компании SimpleOne, которая разрабатывает отечественную ITSM-систему и занимается автоматизацией сервисных бизнес-процессов.
Состояние рынка ITSM-решений в 2021 году
Согласно данным исследования, величина ITSM-рынка в РФ в прошедшем году составила почти 7 млрд рублей. При этом самую большую прибыль показали Naumen, Micro Focus и Terrasoft, а отечественные компании заняли около 30% рынка. Сегодня на российском ITSM-рынке около двух десятков игроков, а прибыль большей части из них не превышает 200 млн рублей.
Сергей Чуканов, CEO SimpleOne, соглашается с приведенной оценкой рынка:
«Да, оценка рынка ITSM в 7 млрд рублей довольно реалистична. Эта сумма включает в себя работы по внедрению и модификации этих решений. Без этих работ объем рынка ITSM-решений можно оценить в 2–3 млрд рублей в год.
События февраля 2022 года приведут к большим изменениям на рынке. Сегодня многие компании всерьез строят планы по импортозамещению иностранных решений. По итогам 2022–23 годов стоит ждать увеличения объема рынка ITSM-решений в связи с миграцией бизнеса на отечественные решения».
Перед началом исследования TAdviser и ITSM-форум предположили, что у представителей отечественного ITSM-рынка нет общего понимания и оценки своего рынка. Эта гипотеза оказалась верна: больше 50% опрошенных специалистов не смогли дать оценку отечественному рынку ITSM-платформ. Некоторые из них указывали на отсутствие собственных исследований, другие же говорили о нехватке необходимых данных в открытом доступе.
Текущая ситуация на рынке и дальнейшие перспективы
Отдельные иностранные компании прекратили свою работу в РФ еще до февральских событий, а большая их часть приостановила либо завершила работу в последние полтора месяца. В частности, теперь в России почти не представлены решения от крупного вендора ServiceNow. Специалисты, которые приняли участие в исследовании, считают, что завершением сложившейся ситуации станет глобальное перераспределение сил на рынке ITSM-решений. Это означает, что доля российских компаний вырастет на 1–2 млрд рублей. Шаг в 1 млрд обусловлен тем, что сегодня сложно делать прогнозы о будущей обстановке в мире, деятельности иностранных компаний в РФ, изменениях индекса валют и влиянии всех этих факторов на бизнес.
Сергей Чуканов, CEO SimpleOne, о текущей ситуации:
«Часть российских компаний находится в режиме ожидания. Они ждут, что иностранные вендоры вернутся в Россию. Такой сценарий позволит не тратить время и деньги на внедрение новых решений. Допускаю, что в случае возвращения зарубежных компаний на отечественный рынок спрос на российские решения может несколько снизиться.
Но думаю, что у большинства крупных представителей бизнеса отношение к вернувшимся вендорам будет скептическим. Ведь, покинув рынок РФ, они оставили своих пользователей без поддержки и понимания дальнейших перспектив. Сомневаюсь, что крупные заказчики захотят повторения произошедшей ситуации, снова выбрав решения западных вендоров».
Отвечая на вопрос о том, как изменится рынок в текущем году в связи с политической ситуацией в мире, большая часть специалистов сошлась во мнении: главным трендом 2022 года останется курс на импортозамещение и миграцию с решений иностранных компаний на отечественное программное обеспечение (ПО).
«В первую очередь это касается тех компаний, которые успели разработать решения, готовые к использованию. Сейчас они оказались на волне. Но те, кто только начал работать над созданием своих решений, могут не успеть получить преимущества.
„Окно возможностей“ будет открытым в течение нескольких кварталов. Этот период станет успешным для тех компаний, кто подошел к нему в высокой степени готовности и смог предложить бизнесу коммерчески успешное решение».
Эксперты предполагают, что общее осложнение экономической ситуации может затормозить продажи и установку отечественных ITSM-платформ. Это может произойти по ряду конкретных причин:
- проблемы с поставками и покупкой «железа»,
- падение спроса на ИТ-консалтинг,
- перераспределение бюджетов на более важные задачи, чем проекты по развитию,
- заморозка проектов,
- рост популярности более дешевых open-source решений.
Отдельным пунктом в исследовании TAdviser и ITSM-форума был вопрос к специалистам о текущем спросе и дальнейшем развитии облачных решений. Респонденты сошлись во мнении, что нынешние трудности с поставками «железа» и возросшее внимание бизнеса к безопасности ставят под вопрос востребованность облачных решений. Поэтому у большинства опрошенных компаний работа над собственными решениями оказалась поставлена на паузу.
Сергей Чуканов, CEO SimpleOne, об облачных решениях:
«Я предполагаю, что в сегодняшней ситуации процесс цифровой трансформации предприятий замедлится. Сегодня у бизнеса есть не только задачи по развитию конкурентных преимуществ, но и первоочередные — по обеспечению бесперебойной работы технологической базы в условиях санкций.
Часть компаний не сможет закупить оборудование в требуемом объеме, единственным выходом для них станет размещение в облаке по модели IaaS или SaaS. Спрос на облачные решения, как и на услуги дата-центров, безусловно, вырастет. Динамика же роста будет зависеть от тарифов на облачные сервисы».
Планы
Сегодня всем игрокам на рынке крайне сложно прогнозировать свои действия и перспективы роста. В такой непростой экономической и политической ситуации многие респонденты предпочли не отвечать на вопрос о планах на будущее. Лишь некоторые опрошенные предположили, что смогут в ближайшем будущем занять значительные доли рынка (около 30%). А говорить о перспективах работы иностранных компаний, продолжающих свою деятельность на территории РФ, пока еще сложно.
Сергей Чуканов, CEO SimpleOne, о планах:
«Мы продолжаем активно развиваться. SimpleOne встретила 2022 год в отличной форме — с готовым продуктом и набором успешных кейсов в различных отраслях (ритейл, промышленность, финансовый сектор, государственный сектор, телеком). Сегодня мы ощущаем повышенный спрос на наши решения и мы в состоянии его удовлетворить.
Для нас текущая ситуация стала очередным вызовом. Требуется большее количество специалистов по внедрению нашей системы, для этого мы запускаем дополнительные обучающие курсы и изучаем возможности сотрудничества с вузами для совместной подготовки специалистов. В планах также запустить комьюнити, внутри которого будет концентрироваться и повышаться экспертиза для самостоятельного решения все более сложных задач».
Статья написана на основе совместного исследования TAdviser и ITSM-форума.