Антисон от КСОР или дорога без помех

Уснул за рулем – такая ситуация становится причиной самых тяжелых аварий. Но к авариям приводит не только сон. Потеря водителем концентрации случается гораздо чаще. Даже мелкие аварии наносят предприятиям с большими автопарками серьезный экономический ущерб.

https://www.youtube.com/watch?v=STgVTR5PC7A

Любое отвлечение внимания на дороге может привести к травмам участников движения. Человеческий фактор в дорожном движении отменить пока нельзя: беспилотные автомобили как массовая технология еще только разрабатываются. Но существуют технические решения, помогающие контролировать усталость человека за рулем. Одна из них – система мониторинга состояния водителя «Антисон», разработанная российской IT-компанией КСОР.

Как контролировать усталость

Существует несколько технологий, позволяющих контролировать засыпание водителя. Самая простая – это оценка положения головы. Такие устройства созданы на основе гироскопов. Принцип действия простой: как только голова начинает слишком сильно клониться вперед, подается сигнал и приспособление будит человека. Способ не самый надежный, ведь если водитель уже начал засыпать, значит, контроль за дорогой он потерял довольно давно, и пробуждение может запоздать.

Продвинутые системы мониторинга создаются, чтобы подать сигнал водителю при первых признаках утомления. Они основаны на анализе физиологических показателей и обрабатывают:

  • Показания систем управления автомобилем;
  • биотоки головного мозга;
  • частоту дыхательных движений;
  • частоту сердечных сокращений;
  • насыщение крови кислородом;
  • электрическое сопротивление кожи;
  • активность мышц.

Данные анализирует бортовой компьютер автомобиля. Когда фиксируется утомление, автомобиль либо подает хозяину сигнал, что пора прекратить движение, либо, в самых дорогих моделях, сам останавливается, чтобы человек был вынужден отдохнуть.

Такой вариант уже позволяет предотвратить ДТП с серьезными последствиями. Но когда усталость сказывается на состоянии организма, это значит, что человек уже очень утомлен и, скорее всего, какое-то время не слишком внимательно следит за дорогой.

На выручку приходят системы видеонаблюдения, оценивающие мимику и направление взгляда человека. Они способны отследить признаки усталости на ранней стадии.

По глазам видно!

Анализ видеоизображений, который применяется в разработке КСОР, основан на той же технологии, что профайлинг в аэропортах. Профайлинг на транспорте – это методика оценки движений и мимики человека, которая позволяет выделить в толпе человека с нетипичным поведением. Она ориентирована на поиск тех, кто готовится совершить преступление, и успешно применяется во всех крупных аэропортах, а теперь и в Московском метрополитене.

В крупных транспортных узлах профайлингом занимаются группы психологов, им помогают мощные компьютеры. Для оценки усталости водителя нужен меньший вычислительный ресурс, и такую работу вполне может выполнить компьютер, размещенный в кабине автомобиля. Ведь требуется мониторинг состояния конкретного человека, который находится на определенном месте, а не выхватывать лица из толпы.

Антисон анализирует видеоизображение и отслеживает движение мимических мышц. Особое внимание уделяется глазам и рту. Если человек часто зевает, часто и медленно моргает, это показатель выраженного утомления, водителю нужен отдых.

Система фиксирует и ранние признаки утомления. Они заметны в мимике человека. Изначально компьютер пользуется заданными алгоритмами, но полученные данные передаются на обработку в нейросеть, и постепенно вырабатываются индивидуальные алгоритмы.

Антисон замечает не только усталость, но и другие ситуации, когда водитель отвлекается от дороги. Если он курит или ест за рулем, разговаривает по телефону – всё это отметит система. Она подаст сигнал и в случае, если двигатель заведен, а в кабине никого нет. В КСОР считают, что всё это – важные факторы, отвлекающие водителя от дороги, даже если телефонный разговор ведется по разрешенным правилами дорожного движения устройствам hands free. Если заказчик считает иначе, у Антисна есть возможности настройки устройства под определенные требования заказчиков. Ненужные функции можно отключить, чтобы не получать лишнюю информацию.

Безопасность на аутсорсинге

Водители в дороге круглосуточно, а у офисов компаний рабочий день, чаще всего, ограничен. Что мешает сотруднику игнорировать предупреждения автоматики и продолжать движение несмотря на то, что он устал? Именно так, даже под угрозой штрафа, поступают дальнобойщики с показаниями тахографов.
КСОР – пионер российского рынка видеоаналитики. Выход из ситуации компания нашла в концепции «Безопасность как услуга». Машинный интеллект Антисна работает совместно с круглосуточным диспетчерским центром КСОРа, расположенным в Казани. Это помогает не только зафиксировать инцидент, но и вмешаться в ситуацию.

Система мониторинга подает сигнал не только водителю. Она оповещает о срабатывании и диспетчера. Опытные сотрудники круглосуточного ситуационного центра следят за сигналами Антисна в автомобилях предприятий-клиентов. Они видят фото момента срабатывания, могут просмотреть видео и готовы оперативно оказать помощь водителю, разрешив ситуацию наилучшим с точки зрения безопасности способом.

Ситуации на дороге бывают разными. Не каждую из них стоит решать через принудительную остановку транспортного средства сразу после того, как система сработала. Возможно, уже[m1] через пару километров водителя ждет удобный охраняемый кемпинг. Задача диспетчера в этом случае – определить, что безопаснее: съехать на обочину или добраться до оборудованного места отдыха.

Принятые решения учитываются алгоритмами нейросети. Таким образом каждодневная рутинная работа делает систему мониторинга Антисон более приспособленной к реальным условиям.

Заказчик может корректировать алгоритм помощи, которую ожидает от диспетчера, задавать важные для специфики бизнеса правила.
В концепцию «Безопасность как услуга» входят техобслуживание, использование устройств из подменного фонда, круглосуточная техподдержка и предоставление отчетов о срабатываниях в удобной для клиента форме.

Проверено практикой

Антисон не новинка на рынке систем мониторинга состояния водителя. Но КСОР – единственный в России оператор, предлагающий комплексный подход к безопасности движения. Система апробирована на нескольких крупных предприятиях, среди которых, например, ГУП «Мосгортранс». Участвуют в нем и подрядчики «Мосгортранса» – частные перевозчики, которые работают на городских маршрутах. Всего Антисном оснащено более 9,5 тысяч транспортных средств – автобусов и микроавтобусов, трамваев, электробусов и поездов метро.
Московские водители работают в сложной дорожной обстановке. Особенно сильно усталость накапливается в часы пик, когда пассажиропоток резко возрастает, на дорогах образуются пробки, а поезда метро двигаются с минимальными интервалами.

Статистика «Мосгортнанса» говорит в пользу Антисна:

  • стало на 7,5% меньше ДТП с участием городского наземного транспорта;
  • в них травмировалось на 4,2% меньше людей;
  • количество аварий по вине водителей «Мосгортранса» и подрядчиков снизилось на 25%.

Есть опыт применения системы при междугородних перевозках людей и грузов, на спецтехнике, использующейся для добычи полезных ископаемых, в сельском хозяйстве, ритейле. Во всех этих отраслях, по данным диспетчерского центра, Антисон помогает предотвратить не менее 5 серьезных ДТП в месяц, и по мере распространения системы количество не случившихся аварий возрастает.

Антисон устанавливается не только на транспорте, но и в ситуационных и мониторинговых центрах опасных предприятий и промышленных объектах, требующих особого контроля, на объектах критической инфраструктуры.

Планы Минтранса дополнить мониторинг режима труда и отдыха водителей с помощью тахографов системами автоматизации контроля и поддержания работоспособности, по мнению разработчиков Антисна, могут привести к снижению числа ДТП в стране и повышению безопасности дорожного движения. Но только в случае, если мониторинг утомляемости водителей будет не формальным, а реально работающим. Не всегда человеку нужен длительный отдых, чтобы восстановить концентрацию. Порой для этого достаточно 15-30 минут. Для междугородних перевозок такие перерывы практически незаметны. На коротких маршрутах есть специфика, но, как показывает опыт КСОРа, при грамотном менеджменте можно соблюдать график без ущерба безопасности движения.

Что будем искать? Например,ChatGPT

Мы в социальных сетях