К такому выводу пришли ученые Оксфордского университета. Соответствующее исследование было опубликовано в авторитетном медицинском издании Lancet Psychiatry.
Терапия строится на специальных сценариях, по которым развиваются действия в виртуальной реальности. Благодаря этому пациент одновременно чувствует себя в безопасности и может переживать травмирующий опыт, чтобы бороться со страхами. Например, тем, кто страдает от агорафобии (боязнь открытых пространств), предлагают отправиться на виртуальную прогулку в VR-шлеме. Пациенты с таким заболеванием стараются не выходить из дома, что может разрушить их социальные связи, а также навредить образованию и карьере. Во время VR-терапии они получают задания для преодоления тревожности: приоткрыть дверь на улицу, сходить к врачу, заказать кофе или заговорить с незнакомцем.
По словам исследователей такой опыт помогает справиться со страхами, чтобы человек смог вернуться к нормальной жизни. Пациенту намного проще попробовать что-то новое, когда он находится в безопасных условиях. При этом ученые отмечают, что виртуальная реальность действительно приводит к переменам в поведении людей в реальной жизни. Ведь если что-то получилось в виртуальном мире, намного проще решиться попробовать это в офлайн.
Исследователи опубликовали в Lancet Psychiatry результаты своего эксперимента. Они наблюдали за двумя группами пациентов, которые испытывали сложности с выходом на улицу и проходили стандартную терапию. 174 человека из первой группы дополнительно проходили VR-игру gameChange. Другие 172 пациента получали только обычную терапию. Шесть недель спустя люди из первой группы показали меньшее проявление агорафобии, чем пациенты из второй группы. Но шесть месяцев спустя результаты исследуемым были похожи.
Однако выяснилось, что gameChange существенно помогла пациентам с максимально выраженной тревожностью. Они смогли выполнить на пару действий больше, чем до эксперимента.
Пациенты отмечают, что после VR-терапии они стали увереннее, начали общаться с людьми и чаще выходить на улицу.