Задумчивое лицо, «ботан» в очках, закатанные глаза — эти и многие другие мультяшные изображения человеческого лица стали сокращением для описания сложных эмоций, которые мы чаще всего используем в цифровой коммуникации по целому ряду причин. Эмодзи не только экономят время и снимают напряжение в диалоге, но и буквально описывают то, для чего мы сами не можем найти слов. Но подходят ли они для коммуникации, связанной с работой?
Ученые из университета Уэйна в Детройте задумались о том, как мужчины и женщины по-разному воспринимают смайлики в получаемых ими сообщениях. Согласно теории «склонности к эмоциональному негативу», люди более чувствительны к негативным эмоциям на лице, чем к позитивным. А некоторые исследования показали, что женщины имеют еще больший эмоциональный негативный уклон, чем мужчины. Возможно, эти представления также распространяются и на восприятие эмодзи.
В исследовании, недавно опубликованном в журнале Computers in Human Behavior, ученые решили определить, в какой степени пол влияет на интерпретацию эмоций на лице человека. Они отобрали 299 студентов в возрасте от 17 до 35 лет в крупном университете Среднего Запада и показали им 70 популярных эмодзи, которые передают целый ряд эмоций — положительные, отрицательные, нейтральные или неоднозначные. Участников спросили, как именно они воспринимают изображения.
Исследование показало, что женщины склонны воспринимать эмодзи более негативно, чем их коллеги-мужчины. Отличный пример — эмодзи «задумчивое лицо». Мужчины считают это слегка позитивным, а женщины — слегка негативным. Кроме того мужчины, участвовавшие в исследовании, сообщили, что используют в среднем эмодзи в рабочих чатах примерно в 30 % случаев, в то время как женщины в среднем в 24 % случаев.
В результате ученые предположили, что это различие в использовании эмодзи может быть отчасти связано с тем, что мужчины чаще, чем женщины, используют смартфоны в практических целях, например, для того, чтобы задать вопрос коллеге. В то время как женщины обычно используют свои смартфоны для социальных целей, таких как общение с друзьями и семьей. Таким образом, для мужчины эмодзи в чате с коллегой — это просто случайность, в то время как женщина может счесть такое поведение неуместным в рабочей атмосфере.