В США разработали законопроект, который позволит пользователям соцсетей лучше контролировать работу алгоритмов онлайн-сервисов. Если он будет принят, каждую платформу, подобную Meta, обяжут предоставлять дополнительные версии. Альтернативный вариант платформы должен предлагать рекомендации без анализа данных пользователей.
Это предоставит людям больший контроль над алгоритмами, которые влияют на их онлайн-окружение. При этом новый законопроект не запрещает использовать непрозрачные алгоритмы рекомендаций. Он лишь обязывает компании предоставить людям возможность самим переключаться между прозрачными и непрозрачными алгоритмами.
Также все платформы, которые продолжат использовать собственные алгоритмы пользовательских рекомендаций, будут обязаны показывать специальное уведомление. Оно должно будет сообщать пользователям, что рекомендации соцсети складываются из аналитики, основанной на обработке их личных данных. При этом само предупреждение может появляться только один раз, но, согласно новому законопроекту, платформа обязана сделать его хорошо читаемым и разместить на видном месте.
Авторами законопроекта являются Кен Бак, Дэвид Цициллин, Лори Трахан и Берджесс Оуэнс. Он дополняет собой закон представленный в июне 2021 года сенаторами Джоном Тьюном из Южной Дакоты и Ричардом Блюменталом из Коннектикута. Согласно ему потребители должны иметь возможность взаимодействовать с платформами в интернете, не подвергаясь манипуляциям со стороны скрытых алгоритмов, основанных на пользовательских данных.
Стоит отметить, что политика социальных сетей, предусматривающая использование алгоритмов рекомендаций для повышения вовлеченности пользователей, не раз подвергалась критике со стороны органов законодательной власти США. Однако до настоящего момента практически не было представлено законодательных инициатив для их ограничения. После атаки на Капитолий группа из 30 законодателей призвала Meta (Facebook), Twitter и YouTube изменить собственные системы рекомендаций. Однако дальше предложения это не пошло. Пока неизвестно, есть ли перспективы у нынешнего законопроекта. Однако если его примут, это станет поворотной точкой в работе рекомендательных алгоритмов и социальных сетей в целом.