Пользователи сервисов «Яндекс» могут запросить полный архив личных данных и при желании удалить их. Управление всеми данными, которые хранятся на серверах, доступно в настройках личного кабинета.
Чтобы воспользоваться функцией, необходимо зайти в раздел «Другие настройки» и выбрать «Управление данными». Затем потребуется подтверждение личности — например, введя проверочный код из СМС. Для запроса полного архива нужно нажать кнопку «Скачать данные». Но выдача информации не произойдет мгновенно – на подготовку архива может уйти до одного месяца.
В том же разделе пользователь может удалить данные из «Алисы», «Яндекс.Музыки», «Яндекс.Карт», «Яндекс.Почты», «Яндекс.Диска» и других основных сервисов. Все сервисы «Яндекса» начнут поддерживать удаление пользовательских данных до конца 2021-го года.
Не все данные удалятся с серверов сразу. Большая их часть будет стерта с серверов по запросу пользователя в течение суток. Однако те сведения, которые компания обязана определенное время хранить по закону, сотрут только по истечении установленного срока. Кроме того, некоторые данные, которые являются частью сервиса — например, правки на «Яндекс.Картах» — стереть нельзя, можно только обезличить.
Как пояснил директор «Яндекса» по защите данных Иван Черевко, хранение данных о пользователях позволяет IT-компании делать свои сервисы удобными за счет персонализации. Однако компания «за прозрачность» и готова дать пользователю возможность распоряжаться личными данными по своему усмотрению.
Отменить удаление данных из сервисов «Яндекса» нельзя. Кроме того, важно понимать, что «обнуление» знаний о пользователе может ухудшить работу сервисов, работающих на основе рекомендательных алгоритмов.