Последние годы импортозамещение обсуждается на всех уровнях и практически во всех сферах страны. Не исключением стала и область ИТ. Такие компании, как Microsoft, Siemens, Royal Dutch Shell, British Petroleum, Deutsche Bank и другие, из-за опасения штрафных санкций покинули российский рынок. Иностранные ИТ-компании теперь оставляют за собой право на отказ в поставке клиенту, если тот попал в санкционный список или имеет отношение к государственному, банковскому, топливно-энергетическому или оборонно-промышленному сектору.
Область импортозамещения — больная тема для российского бизнеса. Иначе и быть не может в первые годы существования этой области.
Планы правительства и опасения экспертов
В начале сентября 2020 года газета «Коммерсант» объявила о намерении Совета Федерации ужесточить требования к ПО госкомпаний. Их планируют причислить к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ), как ранее туда включили государственные органы и банки. Для госкомпаний это означает скорую миграцию на отечественный софт в обязательном порядке. Согласно плану правительства по достижению национальных целей развития России до 2024 года, доля программных продуктов российского производства в стоимости закупок за 2020 год должна составить не менее 70% для госорганов и не менее 50% для госкорпораций и компаний с госучастием.
Планы амбициозные. Особенно если учитывать, что по показателям 2019 года доля российского софта среди всего ПО, используемого в государственных компаниях, составляла 10%. На практике достигать 100% не имеет смысла: встать на один уровень с мировыми ИТ-лидерами получится только в условиях конкуренции с ними (хотя и не таких жёстких, какие были несколько лет назад). Комфортным и безопасным уровнем, позволяющим стране быть независимой в области ИТ, считается 60%. И этот показатель рано или поздно будет достигнут в любом случае.
Свои опасения насчёт успешности планов импортозамещения эксперты чаще всего связывают с отсутствием российских продуктов, которые бы полностью замещали инструментарий иностранного софта. Об этом поговорим в следующем разделе.
Камни преткновения при выборе отечественного ПО
Многие российские решения созданы относительно недавно, и количество проектов, реализованных на их основе, пока меньше, чем у зарубежных аналогов.
Так образовывается замкнутый круг, знакомый любому молодому специалисту: компании не решаются работать с новыми российскими разработчиками потому, что у них недостаточно удачных референсов, у новых российских разработчиков недостаточно удачных референсов, потому что компании не решаются с ними работать.
У российских вендоров пока меньше универсальных, зарекомендовавших себя практик, которые можно было бы применять на последующих внедрениях. Поэтому от заказчика требуется больше вовлечённости собственных ресурсов, на что готовы не все. Ведь бывает так, что у компании попросту нет в штате специалистов с необходимыми компетенциями.
Стоит учитывать, что к любым решениям, ставящимся на замену уже внедрённым (особенно к отечественным), заказчики относятся более требовательно. Российским вендорам необходимо чёткое понимание бизнес-ценности, которую заказчику принесёт их софт. Поэтому больше доверия у заказчиков вызывают разработчики с конкретным видением развития своего продукта, отвечающие отраслевым стандартам и требованиям законодательства (включены в реестр российского ПО, сертифицированы ФСТЭК, имеют позиции в основных отраслевых рейтингах). Если у вендора есть зарекомендовавший себя, известный в ИТ интегратор, это повышает надёжность сделки.
Приоритет бизнеса — оптимальное соотношение затрат и эффективности. Однако стоит учесть стратегическую цель — рост российского ИТ-экспорта. Такая задача поставлена перед отраслью. Чтобы её реализовать, российским продуктам необходима практика, и это уже задача всех участников ИТ-экосистемы: разработчиков, интеграторов, заказчиков.
Ещё одна проблема — стоимость качественных продуктов практически не уступает иностранным конкурентам. На фоне именитых западных разработчиков с длинной историей такие цены российских вендоров могут показаться как минимум наглостью. Однако в нынешних условиях рынка, со стремлением крупных компаний всеми правдами и неправдами избежать даже рассмотрения внедрения российского ПО, отечественная компания вынуждена полностью вкладываться в свои разработки, чтобы быть уверенной в качестве своего продукта. А вложения окупаются долго и трудно, так как на них нет устойчивого спроса, но одними лишь рыночными методами в сложившейся ситуации ограничиться не получится.
Сейчас иностранные вендоры от продажи дорогих лицензий переходят к предоставлению облачных сервисов. Но в таком случае возникают вопросы к непрерывности работы сервисов в условиях возможных новых санкций и к сохранности размещаемых там данных.
И конечно, не стоит забывать о рисках валютных колебаний. На российском ИТ-рынке они тоже сказываются, но более косвенно и плавно, что в целом позволяет сократить их влияние. В то время как с иностранными вендорами всё куда прямолинейнее: валюта подорожала — цены вскоре поднялись вслед.
Не можем не упомянуть ещё одно преимущество российских вендоров: с ними намного проще общаться и работать напрямую. Заказчик может донести свои пожелания или требования до технического отдела компании, даже непосредственно до разработчиков и архитекторов.
Почему же процент российского ПО в госкомпаниях остаётся низким? Многие потенциальные заказчики видят российские разработки как примитивные решения, навязываемые ФСТЭК и реестром российского ПО, так что их необходимо использовать только в тех сферах, которые регулируются государством. Поэтому их ставят на всякий случай, таким образом, чтобы они не мешали работать бизнесу. Эти разработки никак не помогают, ставят их для галочки, чтобы отчитаться.
Виной тому множество стереотипов, и самое плохое, что эти стереотипы бывают верны. Например, имидж российских разработчиков в глазах потенциальных клиентов портит их обыкновение создавать решения на основе уже готовых продуктов open source. Берётся открытый код, на его основе что-то настраивается, а потом продаётся под этикеткой аутентичной российской разработки. Решения open source в целом помогают развитию самой ИТ-индустрии в России, но их использование в качестве импортозамещения, то есть в первую очередь на объектах критической информационной инфраструктуры, сомнительная затея. Компания-пользователь не может контролировать исходный код. Это ставит под вопрос безопасность системы, стабильность, на сколько она отвечает требованиям российского законодательства, пройдёт ли сертификацию.
Вторая проблема использования решений на базе продуктов с открытым исходным кодом — это то, что зачастую разработчик в результате создаёт свою тупиковую ветку развития продукта, которая перестаёт поддерживать обновления, выпускаемые сообществом разработчиков open source. Это может привести к преждевременному моральному устареванию и несвоевременному устранению обнаруживаемых уязвимостей.
При этом в России есть немало профессиональных компаний, которые действительно делают собственные качественные продукты корпоративного уровня. Нужно разделять таких производителей и тех, кто берёт чужое решение и перекрашивает его в свои цвета.
Также мы не можем списывать со счетов инертность мышления потребителя. Перейти на новые продукты, привыкнув к определённому интерфейсу, логике очень непросто. Чтобы преодолеть это неприятие, отечественные разработчики должны находиться в плотном контакте с потребителями и оперативно устранять недостатки своей продукции. Мы убеждены, что разработчики enterprise-решений должны обращать внимание (своё, заказчиков и коллег по индустрии) не только на содержимое своей платформы, но и на то, как она оформлена, как пользователь с ней взаимодействует. Интерфейс и user experience продукта должны быть на высоте. В конечном итоге довольный сотрудник, которому легко работать с корпоративной системой, принесёт пользу компании во множестве аспектов.
Что касается так называемой локализации зарубежных технологий, с ними тоже всё не так просто. Если локализация основывается на исходном коде зарубежного ПО, то, когда у заказчика возникнет проблема, разработчик не сможет ничего исправить, потому что это чужой код на чужой архитектуре. Исходный код и архитектура решения должны полностью контролироваться разработчиком. Это подразумевает разработку с нуля, что ещё больше сокращает выбор вендоров для заказчиков.
Тренды развития российских продуктов ITSM и ESM на примере платформы SimpleOne
Как уже было сказано, несмотря на все минусы политики импортозамещения, она дала шанс российским разработчикам хотя бы попасть в угол обзора российских же заказчиков. До создания SimpleOne большая часть её команды занималась внедрением и обслуживанием масштабных корпоративных систем, благодаря чему сформировалось понимание, какой должна быть качественная enterprise-платформа. Когда зарубежные лидеры рынка стали сокращать своё присутствие в России, стало понятно — это шанс создать свою платформу автоматизации, которая будет ориентирована прежде всего на отечественных заказчиков. Так в 2019 году появилась SimpleOne. Сейчас на платформе реализованы два продукта — ITSM-система и ESM-платформа. Давайте разберём, каким трендам следовала команда SimpleOne при разработке.
Предоставление решений по модели SaaS
Это общемировой тренд. Многие вендоры всё больше сосредотачиваются на облачных решениях, чтобы снять нагрузку по поддержанию, эксплуатации и сопровождению своих систем. Российский рынок в этом не сильно отличается от общемирового — всё меньше заказчиков опасаются отдавать нагрузку в российские ЦОДы.
При этом наш рынок лучше адаптирован для отечественных заказчиков: у всех российских вендоров есть возможность установки в формате on premise, чего некоторые западные вендоры не делают. Таким образом, для заказчиков, обеспокоенных вопросами безопасности, остаётся возможность большего контроля над непосредственно «железом».
Вендоры идут навстречу переживаниям заказчиков и дают возможность работать on premise со стеком в ещё одном ЦОДе или строят приватные облака с повышенным уровнем безопасности.
SimpleOne изначально адаптирована под облако, но может быть развёрнута в локальном ЦОДе на мощностях клиента или в обслуживаемом аутсорсером частном облаке.
Инструменты Low и No Code
Инструменты визуальной разработки без кода, пожалуй, главное новшество последних лет, которое стремятся внедрить все.
Это создало интересную ситуацию на рынке: мастодонты IT-индустрии, чьи продукты давно закрепились в топе продаж, сейчас вынуждены серьёзно перерабатывать и дорабатывать свои платформы, чтобы внедрить Low и No Code в свой roadmap. Здесь относительная молодость российского рынка играет ему на руку: система на самых глубинных своих уровнях изначально создаётся не только для pro-, но и для low- и no-code-взаимодействия.
Никаких инородных надстроек и вмешательств в архитектуру платформы впоследствии не потребуется. Например, SimpleOne создавалась сразу с набором такого инструментария, и сейчас поддерживать и развивать эти возможности проще, потому что они заложены на самых глубинах архитектуры платформы.
Максимальная стандартизация коробок и вынос кастомизаций в отдельный слой
Практически все мировые компании столкнулись с тем, что содержать внутренний штат разработчиков не самый выгодный путь. Бесконечные кастомизации ведут к тому, что впоследствии всё труднее обновлять систему, мигрировать версию на версию, внедрять новые функциональные блоки и продолжать инновации. Поэтому многие мировые вендоры взяли курс на переход к коробочным процессам. Сейчас набирают популярность решения из коробки с небольшим количеством настроек. Появился тренд, когда клиент пересаживается на вендорскую коробку, не таща за собой набор атавизмов и старых конфигураций.
В России тоже появляются клиенты, которые начинают отказываться от наворотов своей системы, так как сложно кастомизируемые системы не обновляются и мешают инновациям. В этом вопросе решение SimpleOne построено на принципах лёгкой настройки в соответствии с требованиями клиента, что не будет мешать дальнейшим инновациям, так как все изменения и конфигурации ложатся отдельным слоем. Любая кастомизация хранится отдельно и не мешает последующим апгрейдам системы.
Высокие требования к интерфейсу и омниканальность
В России получили огромное развитие сервисы такси, доставка еды, онлайн-банкинг — во многом благодаря их безупречному UX. Так у российских пользователей установились высокие требования не только к функциональности, но и к дизайну интерфейса. И этот пользовательский запрос сохраняется независимо от того, коммерческая это платформа или корпоративная.
Любые некрасивые, неудобные решения отмирают, а стильные решения с мобильным клиентом и адаптивным интерфейсом захватывают рынок. Сейчас у большинства российских вендоров можно увидеть позиционирование современного интерфейса.
Для SimpleOne это один из ключевых моментов, на который делается упор. Мы предоставляем современный фреймворк для разработки, который позволяет создать удобный адаптивный мобильный интерфейс.
Ещё один тренд, пришедший в enterprise-разработку благодаря коммерческим и даже государственным digital-продуктам, — омниканальность. SimpleOne пошла по тому же пути. Разные каналы объединены в одну бесшовную систему. Это позволяет на каждом этапе соединить данные о пользователе, его действиях и запросах при одновременном взаимодействии с пользователем через разные каналы — сайт, почту, телефон, мессенджеры. Омниканальная система даёт возможность пользователям взаимодействовать с цифровой рабочей средой на удобных для них площадках и устройствах, при этом для системы (а значит, и для администраторов) вся история взаимодействия будет зафиксирована и сохранена в единой базе.
Подводя итог, можно сказать, что не так страшно импортозамещение, как его малюют. Компаниям пора перестать бояться отечественных разработчиков и научиться разбираться в них, отделяя зёрна от плевел. Российские компании-разработчики имеют более короткую историю и меньше достойных референсов, зато более внимательны к каждому заказчику и лучше понимают реалии функционирования и потребности российского бизнеса.