Что, если бы можно было буквально показать кому-то свои сны — например, спроецировать их из мозга спящего человека прямо на экран? Подобные технологии уже давно являются темой для научно-фантастических произведений. Человечество совершило много технологических прорывов, поэтому можно задуматься: могут ли современные ученые быть близки к реализации этой идеи? Портал Gizmodo обратился с этими вопросами к ряду экспертов и вот что они говорят.
- Сусана Мартинес-Конде — профессор офтальмологии, неврологии, физиологии и фармакологии. Ее исследования объединяют перцептивную, глазодвигательную и когнитивную нейробиологию.
«Теоретически не существует препятствий для возможности получить доступ к содержанию чьих-либо снов, сканировать их и анализировать. Наши сны — это активность нервных клеток в нашем мозгу. В этом процессе нет ничего особенного, что отличало бы сны от всех остальных эмоциональных или перцептивных переживаний, которые мы испытываем в нашей жизни наяву. Нет никаких конкретных схем или областей мозга, которые активируются во время сна, но не в состоянии бодрствования.
Недостаток заключается не в технологиях, а в том, что мы все еще не знаем нейронный код; мы до сих пор не знаем, как сознательное ощущение закодировано в мозгу. Те пределы, которые не позволяют делиться сновидениями сегодня, так же делают невозможным, например, загрузить наше сознание в компьютер. Неважно, насколько быстро развиваются технологии, если мы все еще не понимаем основы нейрофизиологии. Мы все еще не можем расшифровать восприятие.
Есть теории, но нет единогласия. В этой области все еще ведутся серьезные споры о том, важна ли, скажем, префронтальная кора для сознательного восприятия. Тут человечество действительно сильно отстает — я думаю, мы говорим здесь о десятилетиях, а не о годах.
Но однажды, если мы действительно поймем, что происходит в мозге, то появятся соответствующие технологии. Не будет причин, по которым мы не сможем загрузить свое сознание в компьютер и жить вечно — или поделиться своими сновидениями».
- Роберт Стикголд — профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы, чьи исследования посвящены снам.
«“Когда-нибудь” — это конечно очень долго, но я думаю, что ответ для человека среднего возраста, однозначно будет: “Нет, без шансов!” Подумайте об этом — почти невозможно поделиться своими мыслями с кем-то даже устно. Как только вы начнете, открывается двадцать новых тем, и вам нужно выбрать только одну. Лучшее, что ученые могли сделать с полностью бодрствующими людьми, — это поместить их в сканер МРТ и выяснить, смотрят ли они на лицо или на инструмент.
На более философском уровне ваши мысли и сны всегда встроены в общие сети памяти и жизненного опыта. Просто так в чужую шкуру влезть не получится».
- Адам Хаар Горовиц — стажер-исследователь в MIT Media Lab, чья работа сосредоточена на нейробиологии.
«Как во многих других науках, вопрос — это дверь к большему количеству дверей. Чтобы поделиться сновидениями, мы должны сначала определить их, провести какую-то границу вокруг сна. Если сон — это визуальные эффекты и мы хотим только поделится возможностью их видеть, то будет ли соответствовать образ моей матери представлениям другого человека в общем сне? Я так не думаю. Сны — это сплав памяти, это внутреннее исследование смысловых взаимосвязей человека, это концепции, всегда встроенные в личный контекст. Таким образом, один и тот же сенсорный стимул в двух сознаниях может представляться совершенно иначе. При этом можно даже задаться вопросом, смотрим ли мы один и тот же фильм, сидя вместе на кушетке… с философской точки зрения это запутанный вопрос.
С практической точки зрения, это уже менее беспорядочно. Сегодня достигнуты определенные успехи в расшифровке визуальных образов снов с помощью сканирования мозга. Другие исследования показали, что мы можем общаться во время осознанного сна, используя движения глаз, чтобы сообщать о разных состояниях сознания. На поверхностном уровне мы сокращаем разрыв между личным пространством снов и внешним наблюдателем. Но я думаю, что этот разрыв остается своего рода парадоксом, потому что “опыт” всегда будет присутствовать и мешать ученым, даже когда появятся объективные инструменты для фиксации, наблюдения и воссоздания сновидений. Мы не можем разделить сон целиком, не разделив себя целиком».
- Т. В. Стонхэм — профессор философии Йоркского университета, чьи исследования, в частности, посвящены сновидениям. Р. А. Дэвис — научный сотрудник, кафедра философии, Йоркский университет
«Помимо безобидной идеи, в которой мы просто передаем наши сны, есть по крайней мере две интересные концепции разделения сновидений: иметь один и тот же сон (совместное сновидение); и увидеть чужой сон, возможно, с помощью передовых технологий (сканирование снов). Примеры обмена сновидениями можно найти в некоторых современных африканских культурах, где можно “видеть сны” для другого человека или даже “триангулировать” — то есть передавать сообщения от одной стороны через сновидца к третьей. Подобные практики упоминаются в древних цивилизациях (Месопотамия, Египет и Греция), в том числе в случаях, когда одни и те же важные сны происходили и у пациента, и у жреца в одну и ту же ночь.
Согласно распространенному мнению в современных западных культурах, такое разделение сновидений кажется невозможным, если не считать совпадений, внушений или сканирование сновидений. С этой точки зрения, сновидения — это, по сути, частный опыт спящего, которым в настоящее время можно поделиться только через общение в бодрствующем состоянии: сам опыт происходит изолированно.
Наши исследования показывают, что преобладающее западное представление о сновидениях ошибочно. Западной культуре нелегко объяснить такие явления сна, как предсказательные сны; включение в содержания сна низкоуровневых процессов восприятия и интероцепции; или даже того, как обычные продукты могут вызывать плохие сны. Мы думаем, что сны строятся из ряда источников — культурных и социальных отношений, телесных ощущений и восприятия — в первую очередь, когда человек просыпается. Согласно этой альтернативной точке зрения, за сновидениями не стоит фундаментально личный опыт.
Если мы правы, сканирование сновидений мало что покажет. Мы прогнозируем, что информация, которую можно получить при сканировании мозга спящих людей, будет очень слабо коррелировать с их рассказами о сновидениях, потому что на то, что люди сообщают о своих снах, влияет множество других факторов, таких как культурные нормы и социальные ожидания.
Однако есть надежда и на другой метод разделения сновидений. В принципе, чтобы вызвать “похожий” сон у более чем одного человека, можно попытаться создать одинаковые физиологические ощущения у этих людей и окружающую среду вокруг них, пока они спят. Но различия в возрасте, состоянии здоровья, питании, социальных факторах и культурных ассоциациях могут по-прежнему приводить к различиям в содержании сновидений, поэтому нужно тщательно выбирать тех, кто захочет поучаствовать в таком опыте».